В Украине все больше чувствуется присутствие Республики Корея. На рынке электроники, бытовой техники и телекоммуникаций здесь уверенно чувствует себя Samsung. Другая ведущая южнокорейская кампания Hyundai поставила в Украину к Евро-2012 10 поездов Hyundai Rotem, а Kia Motors уже собирает автомобили в Украине. Более того, корейские компании намерены принять участие в развитии терминалов сжиженного газа в Одесской области, в Днепропетровске — в строительстве нового метро, а в Донецке — в разработке скоростных поездов. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, товарооборот между Украиной и Республикой Корея за 2012 год возрос на 19% и составил более 2 млрд долларов. И это происходит в то время, когда многие западные компании жалуются на плохой бизнес-климат в Украине и выходят из украинского рынка. В следующем году в Киеве появится новое здание посольства Республики Корея, поскольку, как рассказал южнокорейский посол Ким Ын-Цжун после завершения интервью, сейчас на Владимирской очень тесно. Чем объясняется успех Кореи на международной арене, как ей удалось преодолеть коррупцию, почему корейские компании не боятся делать бизнес в Украине и в каких отраслях они видят перспективы сотрудничества с нашей страной? Обо всем этом — в интервью Посла Республики Корея в Украине «Дню» Ким Ын-Цжуна, который заметил много похожего между нашими странами и народами.
«НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ МЕЖКОРЕЙСКИХ ПРОБЛЕМ»
— Корейский полуостров периодически оказывается в центре внимания мировых СМИ, в частности, из-за ядерной и ракетной программы Северной Кореи. Какими вы видите перспективы решения этой проблемы?
— Сейчас северокорейская ядерная программа стала серьезной проблемой относительно нераспространения ядерного оружия в мире, и это дестабилизирует ситуацию в сфере безопасности на Корейском полуострове и вокруг него. Одной из основных целей южнокорейской внешней политики вместе с соседними странами, например, Соединенными Штатами, Японией, Китаем и Россией является недопущение этого развития ядерной программы Северной Кореей.
Мы надеемся, что Северная Корея прислушается к призывам своих соседей и быстро откажется от своей ядерной программы через взаимоконструктивные переговоры со своими соседями. Так, в этом контексте новое правительство Южной Кореи предложило Северной Корее возобновить межкорейский диалог а также вернуться за стол переговоров по северокорейской ядерной проблеме. Я надеюсь, что Северная Корея вернется к диалогу с соседними странами относительно этой ядерной проблемы, и это станет важным вектором для безопасности в этом регионе.
КИМ ЫН-ЦЖУН: Я ПОСТОЯННЫЙ ПОДПИСЧИК «Дня»... / ФОТО МЫКОЛЫ СИРУКА / «День»
— Выступая в ООН, Президент Украины Виктор Янукович предложил идею проведения конференции по ядерному разоружению и нераспространению с целью принятия юридически обязующего международного документа, в котором должны быть отображены гарантии безопасности для государств, которые отказались от своих ядерных арсеналов, и для стран, которые не входят в военные союзы. Что вы скажете на это?
— В 2010 году Украина приняла участие в первом ядерном саммите, состоявшемся в Вашингтоне. Она заявила о намерении отдать высокообогащенный уран. А в прошлом году, когда в Сеуле состоялся второй саммит по ядерной безопасности, Киев сделал вклад в усиление механизма ядерной безопасности, выполнив обязательство по передаче России всех запасов обогащенного урана.
Следовательно, для Украины вполне естественно инициировать проведение международной конференции по вопросам дальнейшего нераспространения ядерного оружия. Украина уже отказалась от всех ядерных арсеналов после распада Советского Союза. И она твердо придерживается ядерного нераспространения и соблюдает все международные нормы относительно ядерных программ. Поэтому я думаю, что Украина заслуживает, чтобы играть очень важную роль в достижении глобальной цели относительно ядерного нераспространения. В этом контексте Украина призвала Северную Корею имплементировать свои обязательства по нераспространению ядерного оружия и приостановить свою программу по разработке ракеты дальнего радиуса действия, которая угрожает режимам глобального разоружения и ядерного нераспространения.
— Возможно ли, с вашей точки зрения, объединение Северной и Южной Кореи по примеру воссоединения Германии в 1989 году?
— Да, я полностью согласен с такой идеей, мыслью. Южная Корея прилагает все усилия, чтобы способствовать мирному сосуществованию и мирному объединению со своим северным братом. Но, к сожалению, Северная Корея отбрасывает межкорейский диалог, тогда как Восточная Германия откликнулась на Ostpolitik (Восточную политику) Западной Германии. Но Южная Корея никогда не отказывалась от своей конечной цели мирного объединения.
Новая администрация представила свою смелую инициативу под названием Сеульского доверительного процесса, направленного на создание и восстановление доверия между двумя Кореями, которое будет базироваться на крепком фундаменте национальной безопасности ради установления мира и закладывания основ для объединения. Сеульский доверительный процесс заключается в содействии миру и безопасности на Корейском полуострове, и при этом Северная Корея ясно и четко должна показать открытость в межкорейском диалоге и сотрудничестве. Поэтому я надеюсь, что немецкая модель воссоединения может служить примером для решения межкорейских проблем.
«МЫ ПОСТОЯННО СПОСОБСТВУЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОЗРАЧНОСТИ РАДИ ИСКОРЕНЕНИЯ КОРРУПЦИИ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА»
— Многие страны, в том числе и Украина, сталкиваются с такой проблемой, как коррупция. Вашей стране, которая также страдала от этой беды, удалось решить эту проблему. Расскажите, как?
— Обеспечение большей транспарентности является непрерывным процессом для правительства и народа моей страны. У нас имеется много ярких примеров успешного преодоления коррупции, но мы все-таки не довольны нынешним уровнем прозрачности. Поэтому постоянно способствуем распространению прозрачности ради искоренения коррупции и взяточничества. По обвинению в коррупции даже были осуждены два предыдущих корейских президента. Новое правительство приняло закон, который обязал этих двух бывших президентов выплатить все деньги, полученные ими незаконно во время их президентства.
И в этом я могу отдать должное усилиям Украины в борьбе с коррупцией, это привносит больше прозрачности в правительство и общество. Но эти проблемы не могут быть решены за один день. Как для Южной Кореи в прошлом и теперь, это непрерывный и болезненный процесс. Следует отметить, что на прошлой неделе (интервью записывалось 25 сентября. — Авт.) Верховная Рада приняла антикоррупционный закон. Это один из хороших примеров преодоления этой проблемы. Украинское правительство также осуществляет важные административные реформы, в том числе мероприятия такие, как электронное правительство, электронная таможня и нулевое уклонение от уплаты налогов. Поэтому я думаю, что Украина идет подобным путем, который уже прошла Южная Корея в преодолении проблем, которые не могут быть решены только правительством, а к этому должно приобщаться все ваше общество. Я надеюсь, что Украина может стать еще одной успешной моделью по преодолению этой социальной болезни, как это сделала в прошлом Южная Корея.
— Пан Посол, ваш предшественник писал, что Украина заинтересована в корейском опыте «чистого управления». Действительно ли сохраняется этот интерес у нынешнего украинского правительства?
— Корейское правительство охотно поддерживает Украину в сфере электронного управления. Южная Корея пригласила ряд украинских чиновников, политиков и научных работников для участия в учебной программе по электронному управлению. Здесь, в Киеве, корейское правительство создало два центра IТ, чтобы помочь украинским студентам ознакомиться с электронным управлением. В банковском и финансовом секторах южнокорейские телекоммуникационные компании теперь помогают украинским компаниям и банкам внедрять интернет-банкинг, что будет способствовать повышению конкурентоспособности банковского сектора. Я надеюсь, что Украина будет наследовать развитые страны в сокращении бюрократических препятствий, повышении эффективности и конкурентоспособности. Я также заметил, что органы центральной и региональной власти действительно стремятся применять больше электронное управление. Будем надеяться, что Украина сможет работать в тандеме с западными соседними странами также и в этих областях.
КОРЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ VERSUS УКРАИНСКАЯ БЮРОКРАТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
— Готовясь к интервью с вами, пан Посол, я прочитал, что в списке Forbes есть 50 корейских миллиардеров или, иными словами, как принято у нас — олигархов. Какую роль они играют в вашей стране, вмешиваются ли они в политику, пытаются ли протолкнуть выгодные для себя законы через парламент?
— Мы не называем их олигархами, потому что в Корее крупные компании хоть и принадлежат семье, но они управляются и контролируются специалистами. Таким образом, они существенно отличаются от российских или украинских олигархов, где весь контроль и управление сосредоточены в руках одного или нескольких владельцев. Успешное развитие корейской экономики связано с двумя важнейшими факторами: развитием человеческих ресурсов, а также открытой и ориентированной на экспорт экономической политикой на протяжении последних нескольких десятилетий. И особенно эти крупные компании играют ключевую роль в развитии торговли с зарубежными странами и в повышении конкурентоспособности в таких ключевых секторах, как автомобилестроение, электроника и судостроение. Правило размера экономики диктует, что успеха могут добиться только крупные компании, так как малые и средние предприятия вовсе не конкурентоспособны в этой сфере.
Другой проблемой являются отношения между крупными корпорациями и малыми средними компаниями. Корейские компании разработали уникальный опыт сотрудничества друг с другом. Например, корейская автомобильная промышленность не может конкурировать с иностранными производителями, не имея преимуществ в качестве и цене, что может быть достигнуто благодаря цепочке поставщиков комплектующих, где доминируют малые и средние предприятия. Таким образом, это очень гармоничная модель делового сотрудничества.
Разумеется, у нас все большей становится проблема концентрации богатства и влияния крупных компаний, которые могут доминировать во всей экономической и социальной сфере страны. Чувствуя важность этого вопроса, нынешнее правительство внедрило экономическую демократию, которая способствует роли малых и средних предприятий, стимулируя крупные компании сотрудничать и сосуществовать с малыми и средними компаниями. С точки зрения разделения труда определенные области резервируются не для крупных корпораций, а именно для малых и средних предприятий. Это один из ключевых приоритетов экономической политики нынешней администрации. И я уверен, что экономическая демократия может способствовать экономической конкурентоспособности, а также справедливости и прозрачности общества. Этот новый экономический режим позволит южнокорейской экономике лучше справляться с нынешней экономической неопределенностью, обеспечивая при этом конкурентоспособность на мировом рынке.
— Когда я разговариваю с западными дипломатами, они обычно говорят об ухудшении делового климата в Украине. Легко ли компаниям с Востока здесь работать?
— Как новое независимое государство Украина столкнулась с целым пакетом вопросов, которые нужно решить для обеспечения эффективного управления администрацией и экономикой страны. Одним из наибольших препятствий для ведения бизнеса в Украине является бюрократия и регулирование, что ограничивает эффективное и бесперебойное функционирование экономики. Как я уже говорил, в Корее ушло более одного поколения до решения этих проблем, которые для новых независимых стран являются общими. Из-за угрозы политической и социальной стабильности ни одна страна не может за ночь отказаться от традиционных способов управления. Поэтому должен быть долгий путь обучения. Но если страна хочет поднять свою экономику на высший уровень, то она должна преодолеть серьезные ограничения: избыточное регулирование капитала, слаборазвитость рыночной системы, избыточную зависимость от некоторых секторов — таких, как сталь и ископаемые виды топлива, необходимость в диверсификации промышленности. Это весьма характерно для новых независимых стран. Корейские компании, которые на протяжении нескольких десятилетий помогли развиться одной из наименее развитых стран до статуса почти развитой страны, вероятно, имеют преимущество в ведении бизнеса на украинском рынке. Они знают, как справляться с теми препятствиями, с которыми они сталкивались в других развивающихся странах.
«В УКРАИНЕ ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ОТРАСЛЕЙ, ГДЕ КОРЕЙСКИЕ КОМПАНИИ ДОСТАТОЧНО АКТИВНЫ»
— И подтверждением этого нужно рассматривать присутствие компании Hyundai, которая поставила в Украину поезда для Евро-2012 и продукции Samsung...
— Относительно сильных сторон и преимуществ корейских компаний, работающих здесь, в Украине, я бы сказал, что они очень активны в поиске новых рынков в развитых странах, а также на развивающихся рынках. Многие корейские компании делают бизнес в странах СНГ, включая Украину. Здесь есть несколько отраслей, где корейские компании достаточно активны.
Во-первых, в сфере IТ и телекоммуникаций. Один из хороших примеров этого — это Samsung Electronics, которая в настоящее время имеет два научно-исследовательских центра в Киеве и Харькове. Когда я приехал сюда два с половиной года назад, в этих центрах работало 200 украинских научных работников. Теперь их количество возросло до 1400 и до конца следующего года вырастет до 2000. Украинцы помогли Samsung Electronics сохранять глобальное лидерство в ІТ-сфере. И я надеюсь, что другие корейские телекоммуникационные компании будут наследовать модели Samsung по использованию талантливых украинских научных работников в исследованиях в сфере IТ или телекоммуникаций.
Во-вторых, в сфере производства. В последнее время южнокорейские автомобильные компании уже приступили к сбору полуразобранных (SKD) или полностью разобранных легковых (CKD) автомобилей в Украине. Таким образом, они могут сохранить свою конкурентоспособность, а также сделать вклад в развитие автомобильной промышленности здесь. А что касается скоростных поездов Hyundai Rotem, то они являются одним из очень важных вкладов в успешное проведение Евро-2012 в вашей стране. Несмотря на то, что был всего один месяц для тестовых испытаний, что обычно занимает более года для тестового запуска, сейчас десять поездов работают очень хорошо. И они также помогают улучшить инфраструктуру железной дороги, ведь эти высокоскоростные поезда требуют высокого стандарта от железнодорожной инфраструктуры. Совместное производство скоростного поезда HRCS2, а также пригородных поездов в Украине может улучшить устаревшую железнодорожную инфраструктуру, заменив старые поезда и вагоны. Южнокорейские компании очень заинтересованы в таких инфраструктурных проектах, как строительство метро и мостов в Украине, как это они делали в других странах СНГ и на Ближнем Востоке.
В-третьих, Южная Корея может играть роль в такой перспективной отрасли, как сельское хозяйство. Мы импортируем зерно из Украины. Кроме того, южнокорейские компании готовы инвестировать в сельское хозяйство, выращивание зерновых или строительство сельскохозяйственной инфраструктуры, в частности, элеваторов и зерновых терминалов. Надеемся, что сотрудничество с Южной Кореей может помочь Украине стать вторым в мире экспортером зерна.
— Украина славится своим ракетостроением. С помощью украинских ракетоносителей были запущены в космос три корейских спутника. Не могли бы вы объяснить, почему ваша страна отдала преимущество России, а не Украине как партнеру по проектированию корейского ракетоносителя «Наро-1»?
— Я знаю, что в советские времена Украина была мировым лидером в сфере космических программ, особенно по проектированию и строительству ракет и спутников. Мне посчастливилось стать свидетелем развития космической программы Украины. Авиакосмическая отрасль Украины использует космические программы в коммерческих целях.
С другой стороны, космическая программа Южной Кореи пребывает в стадии рождения. Поэтому мы нуждаемся в иностранных партнерах для разработки первой корейской ракеты. Только после того, как Южная Корея подписала контракт с Россией относительно сотрудничества в космической отрасли, Украина обратилась к нам с аналогичным предложением. Поскольку договор уже был подписан, то для Южной Кореи не было никакой возможности ликвидировать сотрудничество в космической отрасли с Россией.
Тем не менее, сотрудничество в отрасли космических программ между Южной Кореей и Украиной ведется в нескольких направлениях.
Во-первых, после успешного запуска первой корейской ракеты в феврале прошлого года южнокорейское космическое агентство предложило украинским партнерам проекты сотрудничества по проектированию второй ступени ракеты для корейского ракетоносителя.
Во-вторых, в августе этого года украинская космическая компания «Космотрас» вывела на орбиту южнокорейский многоцелевой спутник. Еще два южнокорейских спутника будут запущены украинским ракетоносителем «Днепр».
В-третьих, существует еще один аспект сотрудничества в космосе: разработка ультрамалых спутников следующего поколения и мобильных телекоммуникационных систем, размещенных на спутниках. Поскольку эта космическая программа требует крупных инвестиций и новейших передовых технологий, то существует общая основа для сотрудничества между Южной Кореей и Украиной в сфере космических программ.
«ОДНА ИЗ МОИХ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОДГОТОВКЕ ВИЗИТА ПЕРВОЙ КОРЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ-ПРЕЗИДЕНТА»
— Пан Посол, за период независимости Украины Корею уже посетили три украинских президента и ни разу не было визита в нашу страну корейского президента. Когда можно ожидать, что такой визит состоится?
— Мы поддерживаем высокий уровень человеческих обменов в каждом секторе. В прошлом году ваш Президент посетил мою страну во время второго саммита по ядерной безопасности, который проходил в Сеуле. Я надеюсь, что в ближайшее время президент моей страны осуществит встречный визит в вашу страну. Одна из моих главных задач заключается в подготовке визита первой корейской женщины-президента. Ради этого я активно работаю, укрепляя сотрудничество и партнерство в разных сферах между двумя нашими странами. В начале октября официальный визит в вашу страну осуществит спикер Национального собрания. Я надеюсь, что его визит также будет способствовать повышению уровня двусторонних контактов.
— Наши страны почти одинаковы по количеству населения: Украина — 46, Корея — 48 млн. Видите ли вы какие-то еще сходства между Украиной и Кореей?
— Действительно, у нас очень много похожего. Мы окружены большими странами, большими соседями. И наши оба народа — миролюбивы и очень доброжелательны к иностранным гостям. И они также — очень ярки и талантливы и гордятся своими человеческими ресурсами, а также очень открыты. И корейцы, и украинцы любят путешествовать за границу и не боятся посещать зарубежные страны. Обе наши страны имеют один из наивысших уровней иммиграции.
Многое указывает на то, что наши народы очень открыты, и когда мы заводим друзей, то никогда их быстро не забываем.
Одна из моих неотложных задач — это достижение либерализации визового режима. Три дня назад во время Генеральной Ассамблеи ООН два министра иностранных дел наших стран подписали важное соглашение об отмене визового режима для владельцев дипломатических паспортов. Теперь мы работаем над либерализацией визового режима для обычных загранпаспортов. Надеюсь, это будет способствовать человеческим контактам и обменам, которые необходимы для дружбы и поднятия отношений на высший уровень.
«У МЕНЯ НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО УКРАИНА ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОИМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ»
— А как относительно геополитического положения наших стран, есть ли здесь сходство?
— Украина исторически расположена на перекрестке Европы, между цивилизациями, Европейским Союзом на западе и Россией на востоке, Турцией на юге. С точки зрения пессимиста выглядит, как будто вас очень затенили. Но если посмотреть больше с позитивной и перспективной точки зрения, то вы увидите большие выгоды от большего количества связей, торговли с соседними странами. Так же, как мы делаем со своей страной. Как вы знаете, Корея разделена и находится в окружении крупных стран (как и Украина). Но мы никогда не рассматривали наше геополитическое положение как слабость. Мы воспользовались нашим геополитическим положением и стали больше торговать, открывать больше контактов между людьми — так же, как это делают украинцы. Я думаю, что Украина имеет лучшую перспективу на будущее. В ходе развития вашей страны вы можете учиться на этих уроках. Вас всегда ожидает светлое будущее. Это мой совет, который исходит от моего уважения и дружбы к вам, а также потому, что у нас много общего.
— Пан Посол, как у вас видят нынешнюю ситуацию в нашей стране, которая хочет подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, в то время как Россия оказывает давление на Украину, чтобы она изменила свое мнение и вступила в Таможенный союз?
— У меня нет сомнений, что Украина воспользуется своим стратегическим географическим положением. Вы всегда будете дружить с Европейским Союзом, а также с Россией, поскольку обоим — и России, и ЕС — вы нужны для общего благосостояния в этом регионе. Поэтому больше демократии, открытости и развития в Украине будет иметь решающее значение для процветания в регионе. Я уверен, что Украина будет очень важным фактором мира и общего будущего этого региона.
— Как вы получаете информацию о том, что происходит в Украине, через какие масс-медиа?
— На самом деле ежедневно я читаю несколько газет. Я постоянный подписчик «Дня», «Сегодня», Интерфакса, Ukrainian Journal, «Корреспондента», а также нескольких английских журналов. И каждый вечер я смотрю украинское телевидение. Также получаю очень ценную и достоверную информацию из своих дипломатических источников. У меня нет никаких проблем в общении с украинскими людьми и обществом. Украинцы по-разному выражают свои взгляды. Как и Южная Корея, это страна с блестящим будущим и перспективами развития.