До 2014 года большинство обычных европейцев думали, что Россия — это лишь построенный газовый «Северный поток» и запланированный «Южный поток». После января 2014 года, когда Москва выделила Венгрии 10 млрд евро для достройки двух блоков атомной электростанции «Пакш», граждане ЕС обнаружили, что страны ЕС уже давно сидят за одним энергетическим «столом» с Россией. И газовые потоки являются лишь небольшой частью масштабной энергетической политики, которую проводит Россия в Европе.
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА — ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА
Свой первый европейский мегамасштабный энергетический проект по построению «Северного потока» Россия реализовывала совместно с Германией, Францией и Голландией. К не менее глобальному проекту по построению «Южного потока» компания «Газпром» привлекает еще больше стран — к традиционным партнерам Германии и Франции приобщилась Италия. А в целом «Южный поток» будут строить при участии большинства стран Центральной и Восточной Европы: Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении, Хорватии, Австрии, Греции и Румынии.
Но за кулисами многомиллиардных газовых проектов незаметными оставались в течение последних нескольких лет проекты России в атомной отрасли ЕС.
Как оказалось, в России еще достаточно тяжеловесов в сфере энергетики. И за спиной могучего «Газпрома» притаилась не менее сильная корпорация «Росатом», которая планирует строительство и расширение нескольких атомных электростанций в Европе.
Выделенные Россией 10 млрд евро для Венгрии будут направлены на покупку у «Росатома» двух новых энергоблоков по 1 ГВт каждый для единственной венгерской АЭС «Пакш». Атомную станцию для Венгрии построили по советскому проекту в 70—80-е годы, и в настоящее время она обеспечивает 40% всего энергопотребления в стране.
Десятимиллиардный кредит России — это более 10% суммы венгерского госбюджета. Хотя на самом деле в масштабах дотаций и субсидий Евросоюза для экономики Венгрии сумма российского кредита выглядит довольно мизерно. Ведь только за 2013—2014 гг. Венгрия ожидает от ЕС предоставления субсидий также на сумму 10 млрд евро.
Поддержка со стороны России венгерской энергетики будет означать в краткосрочной перспективе снижение цены на электроэнергию в Венгрии, а в долгосрочной — отказ от импорта электроэнергии.
Это, кстати, нанесет убытки украинскому электроэнергетическому хозяйству. А точнее, компании Рината Ахметова «ДТЭК», которая контролирует 99% экспорта электроэнергии, экспортировав в 2013 году немного более 10 млрд кВт/час. И из этого объема 40% (4 млрд кВт/час) поставляется в Венгрию. Поэтому поддержка Россией построения блоков АЭС в Венгрии — это в будущем удар по бизнес-интересам Ахметова и, в то же время, Украины.
Но сотрудничество Венгрии и России в ядерной сфере — это вершина айсберга. Если посмотреть глубже, то можно также увидеть, что и другие страны Восточной Европы не против возобновить энергетическое сотрудничество с Россией.
КАНДИДАТЫ НА РОССИЙСКИЕ КРЕДИТЫ
Одной из тех стран, кто сейчас ближе всех пребывает к получению кредита от России на построение АЭС, является Болгария. Несмотря на перманентные конфликты и дискуссии России и Болгарии относительно совместных энергетических проектов (отказ Болгарии от участия в строительстве нефтепровода «Бургас-Александруполис»), вопрос строительства реакторов на АЭС «Белене» уже практически решен. Осталось лишь согласовать вопрос объема кредита, который Россия готова выделить для Болгарии. Речь идет также о сумме в 10 млрд евро.
Российская инициатива строить АЭС в Белене вызвала недовольство у других международных партнеров Болгарии, которыми является Евросоюз и США. Фактически ядерный рынок становится свидетелем конкуренции европейских и американских атомных корпораций с одной стороны и российских — с другой стороны.
Ведь в Болгарии американская корпорация AES инвестировала в электростанцию «Марица-Изток-1» более 1,2 млрд евро. Это считается одна из крупнейших иностранных инвестиций за всю историю Болгарии. Еще одна энергетическая компания из США ContourGlobal приобрела за 230 млн евро электростанцию «Марица-Изток-3».
Стоит вспомнить, что в ЕС настояли, чтобы в Восточной Европе вообще не осталось «советских» АЭС. Литва и Словакия были вынуждены остановить работающие атомные реакторы, поскольку от этого зависело их членство в ЕС. Собственно, и Болгария закрыла четыре блока из шести своей АЭС в Козлодуи в 2006 году перед вступлением в ЕС.
Уже упоминавшаяся Словакия — третий кандидат на получение кредита для АЭС от России. «Росатом» может принимать участие в строительстве реакторов общей мощностью 2,4 МВт на АЭС в Ясловске-Богунице. А уже сейчас Россия строит два блока еще одной АЭС Словакии «Моховце».
В Чехии «Росатом» ведет борьбу с американской Westinghouse за возможность строительства энергоблоков АЭС «Темелин». Как и в других случаях, Россия готова предоставить Чехии кредит на атомный проект. Хотя и США предложили Чехии долгосрочный кредит, если контракт на строительство получит Westinghouse.
Наконец еще один проект «Росатома» — строительство АЭС в Беларуси. И здесь Россия также выделила кредит на сумму 10 млрд евро.
Чтобы постичь масштаб атомных и газовых проектов России в ЕС, стоит сравнить затраты на строительство реализованного «Северного потока» и планируемого «Южного потока». Стоимость обоих проектов составляет 35 млрд евро. В то же время только перечисленные атомные проекты в ЕС и постсоветских странах «потянут» на 50 млрд евро. И это без учета достройки Хмельницкой АЭС в Украине, которая также нуждается в кредите от России объемом в 3 млрд евро.
В придачу к атомным Россия реализовывает в ЕС проекты по построению газовых электростанций. «Газпром» приобрел электростанцию Marcinelle мощностью 420 МВт в Бельгии у итальянской Enel за 227 млн евро. В Сербии вместе с национальной компанией NIS также будут строить газовую электростанцию. «Газпром» и французский концерн EDF вместе планируют строить газовые электростанции в ЕС. Россия также намерена приобрести или построить электрогенерацию в Дании, Великобритании, Польше.
Компания Gazprom Germania еще несколько лет назад вышла на рынок Германии и ввела в эксплуатацию две тепловые электростанции в тюрингском Эрфурте.
Все электрогенерационные проекты России «потянут» еще на 20—30 млрд евро. Таким образом, вместе с проектами АЭС общая сумма экономической электроэкспансии России в ЕС достигнет суммы 70—80 млрд евро. В то же время реализованные и ожидаемые газовые проекты теперь не превышают сумму в 35 млрд евро.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФРОНТ РОССИИ
Собственно, пока в ЕС «точили лясы» о газе, Россия зашла с другого европейского фронта энергетики — атомного.
Показательно, что цели и шаги России в направлении расширения своего энергетического присутствия как в газовой, так и в ядерной отрасли четко прописаны в действующей энергетической стратегии нашего соседа до 2030 года.
Что касается газовых вопросов, то в стратегии заявлено решение следующих проблем: «К числу основных проблем в указанной сфере относятся: наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа; высокие транзитные риски экспорта газа в Европу».
Соответственно, как утверждает стратегия в сфере развития новых экспортных маршрутов, приоритетная роль отводится реализации проекта «Северный поток», через который российский газ будет поступать на европейский рынок, обходя территории третьих стран (в первую очередь, Украину).
«Большое значение будет также иметь создание газопровода «Южный поток», замыкающего южное европейское газотранспортное кольцо. Россия будет наращивать усилия по консолидации вокруг своей газотранспортной инфраструктуры основных региональных газодобывающих центров (страны Центральной Азии, Иран) и формировать евразийскую интегрированную газотранспортную систему для обеспечения экспортных и транзитных перетоков между Европой и Азией, — подводят черту под газовым вопросом стратеги России.
Такой же подход в России и к ядерным проектам. «Важной составляющей государственной стратегии развития промышленности ядерно-топливного цикла и атомной энергетики является увеличение экспортного потенциала ядерных технологий России — развитие экспорта атомных электростанций, ядерного топлива и электроэнергии», — говорится в энергетической стратегии России.
И это полностью вписывается в шаги России относительно «инвестиций» в атомные проекты европейских стран — Венгрии, Болгарии, Словакии, Беларуси, Чехии, Украины.
Как видим, все шаги «Газпрома» и «Росатома» координируются согласно энергетической стратегии России до 2030 года, которая четко указывает одно: страна планирует создавать и реализовывать инфраструктуру и мегапроекты, которые объединят энергетику от Атлантического до Тихого океана.
Как тут не вспомнить украинскую многострадальную энергостратегию, которая выписана с учетом интересов лишь одной компании «ДТЭК» Рината Ахметова. И которая, к сожалению, не то что не предполагает хотя бы «немного» экспансии Украины на европейские рынки энергетики, но и вообще не дает ответ — какие виды энергии будут основой для развития Украины-2030.
Поэтому в Евросоюзе энергетическую политику России будут и в дальнейшем терпеть «сквозь зубы» и будут конкурировать с ней. Но ЕС вынужден будет хранит молчание и не сможет ничего сделать, поскольку формально имеет дело с исключительно деловыми проектами «Газпрома» и «Росатома».