Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЕС должен помочь не власти, а народу Украины

26 сентября, 2005 - 21:21

Оранжевая революция — которой необыкновенно «шел» этот жизнерадостный цвет — продемонстрировала миру новую Украину, готовую стряхнуть лохмотья советского наследия и отстаивать свои права. Сегодня, менее года спустя, благотворная атмосфера тех дней развеялась как дым.

Возможно, политические интриги вновь оказались на авансцене быстрее, чем хотелось бы украинцам, но в самом этом явлении нет ничего удивительного. Пути двух героев массовых демонстраций на киевском Майдане Незалежности — Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко — разошлись, причем со скандалом. Две недели назад их «междоусобица» выплыла на поверхность: в обстановке взаимных обвинений в коррупции и некомпетентности Президент Ющенко отправил в отставку премьер-министра Тимошенко.

Г-жа Тимошенко поклялась отомстить — и быстро подтвердила слова делом. Она и ее союзники активно участвуют в попытках помешать «крепкому хозяйственнику» Юрию Еханурову, которого Президент выбрал преемником г жи Тимошенко, сформироватьновое правительство. В результате позиции Президента оказались серьезно ослабленными: ему приходится иметь дело одновременно и с серьезным политическим кризисом, и со спадом в экономике — последний отчасти стал результатом деятельности правительства г жи Тимошенко. Однако, оказавшись в оппозиции, она теперь может спокойно критиковать власть.

Многие поторопились заявить о кончине оранжевой революции. Противникам украинской демократии, прежде всего кремлевским — они явно опасались, что соседние страны могут воспринять этот эксперимент как пример для подражания, — очень хочется объявить прошлогодние политические перемены в этой стране фатальной ошибкой. Европейский Союз, в свою очередь, приводит неурядицы в Киеве в качестве оправдания своей излюбленной тактики по отношению к Украине, которую можно определить принципом «моя хата с краю».

Сомневающимся украинцы могут возразить: демократия — не «тихая заводь». События, происходившие за последнюю неделю в Берлине, могут послужить своевременным напоминанием о том, что открытый, соревновательный политический процесс порой сопровождается неразберихой.

Однако, как с готовностью подтвердят недавно освободившиеся народы Восточной Европы, альтернатива выглядит куда хуже. Будь то совсем недавно в Украине, или шестьдесят лет назад в Германии, или сегодня в России — эта альтернатива везде одинакова: авторитаризм. Нынешний украинский кризис — это порождение оранжевой революции, а не предательство ее идеалов.

Чтобы понять подлинное значение недавних событий, рассмотрим их в более широком контексте. Подобно тому, как это происходило в ходе всех мирных революций в Европе за последние 16 лет, демократические силы в Украине представляли собой разношерстный альянс, объединенный одной целью — свергнуть правящий режим. Стоило президенту Леониду Кучме и его приспешникам уступить власть перед лицом массовых демонстраций протеста против подтасовки прошлогодних выборов, как скрепы, поддерживавшие единство оппозиционной коалиции, серьезно ослабли.

Победители занялись дележом трофеев. Г-н Ющенко — банкир с севера страны, пользующийся доверием народа, но лишенный организаторского таланта — «наградил» харизматичного политика г-жу Тимошенко — она выросла на русскоязычном промышленном Востоке Украины и в прошлом была видным представителем «большого бизнеса» — влиятельным постом главы правительства.

В период массовых акций характеры этих двух людей отлично дополняли друг друга, но после прихода к власти они вошли в столкновение. Г-жа Тимошенко начала принимать жесткие меры против бывших политических противников; так, она обещала отменить тысячи приватизационных сделок. Ей хотелось свести счеты с побежденными. Г н Ющенко выступал за решениеподобных вопросов через суд и вообще стремился ограничить масштабы пересмотра итогов приватизации. Он всегда был более осторожным политиком.

В идеале этот «брак по расчету» мог бы продержаться дольше, внушая уверенность населению и инвесторам. Чтобы исправить ряд допущенных ранее ошибок в экономике, Украина нуждается в политической стабильности. Впрочем, управлять этой страной всегда было нелегко — это касается не только г-на Кучмы, но и его преемника. «Душок» коррупции, окружающий власть — как президентскую администрацию, так и правительство, — особенно раздражает народ, который лишь недавно сплотился, чтобы сбросить прогнивший режим. Перед г-ном Ющенко открывался один выбор: либо играть роль «лежачего камня» и терять доверие людей, либо действовать.

Тот факт, что г-н Ющенко не стал медлить с «наведением порядка», позволяет ему выиграть время, чтобы укрепить позиции своих союзников на парламентских выборах будущей весной, которые станут событием чрезвычайного значения. В рамках соглашения, достигнутого еще при «старом режиме», Президент в будущем году должен передать часть полномочий парламенту. Целью этой реформы было некоторое ослабление чересчур могущественного института президентства. Однако подобный шаг сопряжен и с очевидным риском. Неспособность г-на Ющенко сформировать правительство наносит ущерб его репутации, да и всему процессу реформ в Украине. Трудно сказать, на кого будущей весной избиратели возложат вину за сложившуюся ситуацию — на мстительную г-жу Тимошенко или на Президента.

Подобные тактические проблемы не имели бы особого значения, если бы речь шла о стране с развитой демократией, расположенной в стабильном регионе. Однако Украина не может похвастаться ни тем, ни другим. По этой причине ЕС стоит еще раз обдумать вопрос о необходимости предложить украинцам те же стимулы для проведения реформ, что и другим восточноевропейским государствам, присоединившимся к объединенной Европе в прошлом году.

Евросоюз, несомненно, должен быть заинтересован в поддержании стабильности в этой гигантской стране на его собственных границах. Что же касается США, то они с начала 1990-х — как в рамках НАТО, так и действуя самостоятельно — решительно поддерживали свободную Украину, и сегодня Вашингтон может сыграть важную роль в том, чтобы эта страна с почти 50 миллионным населением сталачастью Запада.

Несомненно, брюссельские бюрократы правы, говоря о том, что для этого Украине еще следует пройти долгий путь. Да и политические интриги, которые мы наблюдаем сегодня, — зрелище не самое приятное. Однако не стоит забывать — особенно сегодня, — что главную роль в прошлогодней оранжевой революции сыграл украинский народ. Теперь он должен «развить успех» — построить работоспособную демократию — и в этом ему надо помочь.

The Wall Street Journal, США, 22 сентября
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ