Во втором веке нашей эры историк Тацит писал о бурных дискуссиях в сенате о том, насколько далеко на восток следует расширять пределы Римской империи. Две тысячи лет спустя в Брюсселе идут аналогичные споры о том, где проходит восточная граница Европейского Союза.
Причиной такой переоценки стало самое масштабное на сегодняшний день расширение ЕС — 1 мая в крупнейший торговый блок мира вступили Мальта, Кипр и восемь государств Центральной и Восточной Европы. В один день количество стран-участниц Союза возросло с 15 до 25, а его население — с 375 до 450 миллионов. Но что еще важнее, изменились и географические очертания «Старого Света». Государства, ранее считавшиеся восточным приграничьем Европы, вновь заняли свое законное место «внутри» континента. Кроме того, 1 мая у брюссельского клуба, состоявшего в момент основания полвека назад всего из шести членов, появились новые соседи. ЕС-25 теперь имеет общие границы с Хорватией, Сербией и Черногорией, Румынией, Украиной и Беларусью, а протяженность его границы с Россией увеличилась из-за присоединения Литвы, Латвии и Эстонии.
В ближайшем будущем ЕС продолжит продвижение на восток. На 2007 г. намечено присоединение Болгарии и Румынии, а вскоре после этого 28-м участником блока станет Хорватия. Кроме того, членство в ЕС обещано Албании и бывшим югославским республикам Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербии и Черногории после того, как в регионе смягчится межэтническая напряженность и укоренится демократия. Однако больше всего вопросов в отношении восточных рубежей Европейского Союза возникает в связи с заявкой Турции на вступление в ЕС. Если Анкара войдет в его состав — решение о том, следует ли приступить к переговорам о ее вступлении, должно быть принято лидерами ЕС в декабре, — это государство с преобладанием мусульман станет самой многонаселенной страной-участницей Союза к 2020 г., а границы клуба вплотную придвинутся к Ираку, Ирану, Сирии и Армении.
А что потом? Если Турции, стране, чья территория на 90% расположена на азиатском континенте, будет разрешено вступить в ЕС, лидерам Союза будет трудно отказать таким кандидатам, как три республики бывшего СССР — Украина, Беларусь и Молдова, — когда те превратятся в полноценные демократические государства с рыночной экономикой. Кроме того, Брюсселю будет труднее отвергнуть возможный запрос со стороны России — ведь немалый процент ее населения проживает в европейской части страны.
В договоре о создании ЕС четко указывается, какие страны имеют право вступать в блок, а какие нет. Там говорится, что подать заявку на вступление в Союз может «любое европейское государство», соблюдающее его основополагающие принципы. Но в этой связи немедленно возникает вопрос — где же именно начинается и заканчивается европейский континент? Существует общепринятое мнение — по крайней мере, среди картографов — что на севере и западе границами Европы являются Северный Ледовитый и Атлантический океаны, а на юге естественной «разделительной линией» с Африкой служит Средиземное море. Но когда дело доходит до определения пределов континента на востоке, ситуация здесь, похоже, не слишком изменилась со времен Тацита.
Как правило, северо-восточной границей Европы считается Уральский хребет на территории России — тем самым Украина, Беларусь и Молдова прочно занимают место в орбите ЕС. А как обстоит дело с юго-восточными пределами континента? По идее, естественная граница между Европой и Ближним Востоком должна проходить вдоль Кавказского хребта, простирающегося от Черного до Каспийского моря, но тогда Грузии, Армении и Азербайджану членство в Союзе будет заказано.
В июне на вопрос репортера, не пора ли раз и навсегда определить границы Европы, уполномоченный ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген дал такой ответ: «Не предвижу никаких споров о границах Европы. Это бессмысленно». Учитывая катастрофические результаты предыдущих попыток европейских лидеров очертить эти границы — прежде всего в Версале в 1919 г. и в Ялте в 1945 — нетрудно понять нежелание политиков намертво зафиксировать восточную границу ЕС. Но отказ от этого, скорее всего, приведет лишь к хаосу и посеет семена разочарования у стран, выстроившихся в очередь на вступление в ЕС. В интервью, которое он дал в этом году United Press International, г-н Ферхойген отметил: «Теоретически все члены Совета Европы могут вступить в ЕС. Но на практике западная граница бывшего СССР, за исключением прибалтийских государств, еще очень долго будет оставаться восточным рубежом ЕС».
Еэсовская «Стратегия соседства» — своего рода «суррогатное членство» — предназначенная для стран на восточных и южных рубежах блока, возможно, и является политически целесообразной с учетом задачи адаптации в Союз 15-ти новых или будущих стран-участниц в ближайшие 10 лет, но отдает двойными стандартами. Босния и Герцеговина — безнадежно расколотая страна, находящаяся, по сути, под полным управлением ООН — будет принята в ЕС, а Украина, имеющая шанс превратиться в «здоровое» демократическое государство — не будет. Турция в течение ближайших 15 лет может присоединиться к Союзу, но если заявку на членство в ЕС когда-либо подаст Россия, имеющая не меньше оснований считаться частью Европы — она почти наверняка получит отрицательный ответ.
Сторонники неограниченного расширения ЕС утверждают, что Европа — не географическое понятие, а союз, основанный на общих ценностях. Недавно новый заместитель министра иностранных дел Бельгии по делам Европы Дидье Донфю заявил в интервью газете «La Libre Belgique»: «Союз как сообщество, основанное на единых ценностях, может повернуться и в сторону стран Средиземноморья, особенно Марокко, даже если они находятся вне исторически сложившихся географических пределов Европы». Но если придерживаться этой логики, то что мешает Соединенным Штатам или Австралии — имеющим с европейскими государствами одни и те же ценности — войти в состав ЕС? Раз любые государства являются его потенциальными членами, что может предотвратить превращение ЕС в «региональную организацию Европы и Ближнего Востока», по выражению бывшего президента Франции Валери Жискар д' Эстэна?
Хотя Турция является в основном азиатской страной, сегодня, через 40 лет после того, как она впервые подала заявку на присоединение к Союзу, и почти через 50 лет после вступления в Совет Европы, ей уже практически невозможно отказать в членстве в ЕС. Однако, чтобы избежать подобной неразберихи в дальнейшем, нужно сначала установить границы Европы, а затем уже посмотреть, соответствуют ли страны-кандидаты, расположенные в ее пределах, политическим и экономическим критериям для членства в ЕС. Только после того, как свою работу завершат картографы, можно позволить политикам вступить в игру.