Что-то много в Сирии стало гибнуть генералов. Не удивительно, если сирийских. Все-таки война, на ней стреляют. Аналогично в отношении генералов иранских.
Как сообщает агентство Fars, иранское командование подтвердило гибель в Сирии бригадного генерала Мохсена Каджариана во время боя с террористами «ИГИЛ». «Бригадный генерал Корпуса стражей исламской революции Ирана Мохсен Каджариан находился в Сирии в качестве военного советника сирийской армии, борющейся против террористических группировок». По информации агентства, погибло еще 6 иранцев, «воевавших в Сирии против «ДАИШ» (арабская аббревиатура «ИГИЛ». — Авт.) на добровольной основе». Кто бы сомневался, что на добровольной. При этом Fars напоминает, что в октябре прошлого года в Сирии погиб иранский генерал Реза Кхавари, а в середине декабря был убит генерал Хосейн Фадаи.
В Тегеране не только не скрывают гибель своих офицеров в высоких чинах, но всячески это подчеркивают и сведения об этом широко распространяются как внутри страны, так и за ее пределами. В Москве поступают прямо противоположным образом.
Сейчас мало кто помнит, что в августе 2010 года при невыясненных обстоятельствах в Сирии погиб заместитель начальника Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба российской армии генерал-майор Юрий Иванов. Вроде бы утонул на отдыхе в Латакии 6 августа, а нашли его уже у берегов Турции 8 августа на расстоянии минимум 90 км от вроде бы курортного места. Получается слишком быстро. Что произошло с высокопоставленным российским разведчиком, теперь имеет историческое значение. Тем не менее, генеральский счет в Сирии открылся.
Гораздо важнее поступившие сообщения о гибели нескольких российских генералов в Сирии. Такую информацию передало турецкое агентство Anatolia News Agency. Причем гибель одного генерала подтверждена в Москве. Он один из четырех или пятый пока не ясно. По российским данным он попал под обстрел в городе Хомс. Обращает на себя внимание точные артиллерийские обстрелы командных пунктов правительственной армии, активно ведущей наступление на севере страны. Обстрелы начинались после прибытия в штабы и командные пункты высокопоставленных сирийских и российских военных. В Москве обвиняют в содействии оппозиционерам вооруженные силы Турции.
Конечно, полностью доверять информации сирийской оппозиции нельзя. На войне стороны склонны весьма преувеличивать потери противника и преуменьшать свои. Суворов учил своих штабных писать побольше. «Чего их жалеть, супостатов?» Тем не менее некоторые косвенные данные говорят о двух важных обстоятельствах.
Во-первых. Российские войска участвуют не только в воздушных атаках на противников армии Асада, но и в действиях на земле. Иначе и быть не может. Авиабазы необходимо охранять, а оппозиционеры, игиловцы, туркоманы и другие слишком близко находятся от аэродрома Хмеймим, на котором размещены российские самолеты. Неоднократно приходили сообщения об атаках и обстрелах авиабазы. Как не крути, но потерь не избежать.
Во-вторых. В чем-то повторяется, в чем-то отличается Сирия от Донбасса. Генералы находятся в Латакии и на севере страны официально. Они при исполнении в командировке. В то же время за длинным долларом потянулись на Ближний Восток наемники из Донбасса. Платят им в 10 раз меньше, чем «диким гусям» из западных стран, но в 10 раз больше, чем на востоке Украины. В России таких тоже хватает. В Петербурге, как пишет «Фонтанка.Ру» активно набирают желающих повоевать в Сирии.
Из этого следует, что потери в живой силе будут обязательно возрастать. Одним воздухом дело не ограничиться, как бы того в Москве не хотелось. И генералов туда придется посылать числом поболее, так как масштаб вмешательства неизбежно будет возрастать.
Политически, как и на Донбассе, Москва попала в глухой дипломатический тупик.
n Судя по всему, территория, контролируемая «ИГИЛ», постоянно сокращается. Происходит это в Ираке и тем самым подрывается тыловое обеспечение террористов. Им приходится отступать, хотя Асаду от этого не легче. Оставленную игиловцами территорию занимают либо курды, либо другие оппозиционные группировки.
Уже очевидно, что вести масштабное наступление армия Асада не в состоянии. За все время его проведения было освобождено около 1% территории. Более того, правительственные войска не могут ее полноценно контролировать. Как только они уходят, пространство снова занимают противники Асада.
Высокая концентрация российских генералов говорит о том, что ведется подготовка к более широкому участию Москвы в наземных операциях. Не важно, как они будут обставлены.
При этом дипломатический фронт противостояния оси Москва-Тегеран становится все более плотным. Саудовская Аравия заявила, что готова послать войска в Сирию для борьбы с «ИГИЛ» в рамках международной коалиции. Почему Тегеран и Москва могут такое, а Эр-Риад нет.
Следствием этого явился провал женевских переговоров. Ничего хорошего они Кремлю не сулили, поэтому и ужесточились бомбардировки позиций оппозиции, в первую очередь туркоманов на севере. Странно было ожидать, что это останется без ответа. Вот генералы и пострадали.
Сирийская и донбасская авантюры Москвы связаны как сообщающиеся сосуды. Провал в Женеве вызвал усиление боевых действий на Ближнем Востоке. В подготовке к встрече по Донбассу Кремль усиливает военное противостояние, чтобы таким образом давить не только на Киев, но и на западных партнеров Украины. Смысл очень простой. Либо принимаются российские условия, либо война усиливается и затягивается. И для этого не жалко генералов. Их в российской армии еще хватает.
В то же время, в отличие от Ирана, в России факты гибели соотечественников и тем более высших офицеров попытаются скрыть. Если и признают, то в случае широкой известности в мировой прессе. Война в Сирии не популярна и в условиях сложного экономического положения народ, как говорится, не поймет. С «крымнаш» понятно, но вот с «сириянаш» уже проблемы. Вот почему в Москве не спешат опровергать сообщения о гибели генералов. Делают вид, что ничего не произошло. По советской традиции так поступали, когда факт был, но признавать не хотели.
Второе обстоятельство. Данные об армейских потерях теперь секретны. Народ ничего не должен знать. Власти кажется, что так спокойней. Скорее всего так будет продолжаться до выборов в Государственную думу в сентябре.
Вот после них все гайки завернут до упора. Тогда о генералах никто и не вспомнит. Даже при том, что генеральский счет открыт.