Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хикмет ЧЕТИН: Афганистан ждет яркое будущее

27 февраля, 2006 - 19:32
АФГАНСКИЕ БУДНИ / ФОТО РЕЙТЕР

Недавно на постсоветском пространстве вспоминали очередную годовщину вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. И хотя прошло 17 лет с момента, когда афганскую землю покинул последний советский солдат, само слово «Афганистан» вызывает у нас исключительно негативные ассоциации и воспоминания. Между тем ситуация в этой центральноазиатской стране за прошедшие полтора десятка лет не улучшилась. Афганистан является одной из самых бедных стран мира, экономика разрушена, а 55% ВВП формируется производством наркотиков. В стране господствует нищета, безграмотность и безнадежность. И это на фоне уже четырехлетнего пребывания в Афганистане воинского контингента США и Международных сил поддержания безопасности НАТО, а также деятельности многочисленных международных правительственных и неправительственных организаций. О перспективах развития современного Афганистана и сложностях международного сообщества на пути возрождения этого многострадального государства нам рассказал старший гражданский представитель НАТО в Республике Афганистан Хикмет ЧЕТИН.

— Какие основные проблемы стоят сейчас перед НАТО в ходе выполнения миротворческой операции в Афганистане?

— Я бы сказал, что сектор безопасности остается пока наиболее чувствительным. Именно безопасность, безусловно, является фундаментальным понятием для стабильности и политического и экономического прогресса в стране, социального развития и реконструкции Афганистана. Другими словами, безопасность — это главное условие для всего развития страны. Тактика боевиков меняется и переходит в более скрытые формы сопротивления — в основном с использованием дистанционных мин, фугасов, нападения на патрули и т.д. Главное сейчас — создать систему правоохранительных органов, сформировать суды, запустить в действие систему местного самоуправления. Второй параллельный процесс — это создание политических структур и демократизация. И я могу констатировать тот факт, что мы достигли значительного прогресса в демократизации Афганистана. Сейчас Афганистан имеет новую конституцию, избранного президента, избранный парламент. Выборы в парламент в сентябре 2005 года прошли на высоком, прозрачном и демократическом уровне. И нужно помнить, что в конце 2001 года Афганистан начинал практически с нуля. Не было ни государства, ни полиции, ни армии. Сейчас основные усилия направлены на реконструкцию страны.

— Какова ситуация в экономике?

— Афганистан сейчас — самая бедная страна в мире. Страна была разрушена войной, которая длилась четверть века. 1,5 млн. человек погибли в этой войне. Практически вся инфраструктура была разрушена. Безработица достигала критического уровня. И сейчас необходимо с нуля создавать экономику. После трех международных конференций по реконструкции Афганистана ,5 млрд. было уже направлено на его восстановление. Еще ,5 млрд. будут направлены в Афганистан на протяжении ближайших пяти лет. При этом основные усилия будут сконцентрированы на создании современной эффективной экономики. Предпосылки для этого уже видны: уровень безопасности повышается, создаются нормальные условия для экономического развития и вложения средств в афганскую экономику. Поэтому мы призываем международное сообщество обратить свои взоры на Афганистан и вкладывать средства в развитие этой страны.

— Во время правления Талибана производство наркотиков было значительно сокращено в результате жестких действий талибов. После введения в Афганистан войск НАТО производство наркотиков возросло и вернулось фактически на доталибанский период. Значит ли это, что талибы справлялись с этой проблемой лучше?

— Талибан убивал людей, связанных с наркотиками. Конечно, если контингент НАТО начнет убивать людей, производство наркотиков упадет завтра же. Однако вы сами понимаете, что мы не можем действовать такими методами. Хочу подчеркнуть, что Афганистан сейчас является самой бедной страной в мире с очень низким уровнем жизни. При этом, по нашим данным, до 55% ВВП Афганистана формируется из денег, получаемых от производства наркотиков. Только по официальным данным, около 10% населения Афганистана абсолютно зависит от сферы выращивания опиумного мака. В таких условиях простое уничтожение маковых полей приведет к критическому падению уровня жизни большинства афганцев. А это в свою очередь может спровоцировать обострение социальной обстановки, что может легко быть использовано экстремистами. Более того, я уверен, что наркобароны также будут всеми силами стараться взорвать обстановку и заставить правительство и НАТО оставить их в покое.

В этой ситуации мы должны найти решение, которое будет воспринято населением Афганистана. Сейчас правительство Афганистана при поддержке мирового сообщества реализует специальную программу по борьбе с наркотиками. С другой стороны, сейчас начинает реализовываться комплекс мер по усилению правоохранительной системы, судебной системы. В Афганистане нет нормальных судов, нет тюрем, нет системы отбывания наказания. Все это, естественно, снижает ответственность людей перед законом. Это что касается мер внутри Афганистана.

Хочу подчеркнуть, что на самом деле производство наркотиков противоречит принципам ислама, однако люди на это идут, поскольку им нужно кормить семью, а других способов заработать денег не существует. Приведу пример. Крестьянин в Афганистане, который захочет выращивать, скажем, пшеницу, столкнется с массой проблем. И речь даже не в нехватке воды, техники или удобрений. Просто-напросто он не сможет доставить свой урожай на рынок. А с маком крестьянин не имеет проблем, поскольку налажена четкая система его оптовых закупок и транспортировки.

— Вы говорили об исключительной важности присоединения новых стран к усилиям международного сообщества по стабилизации обстановки в Афганистане. А что вы думаете о возможностях Украины участвовать в укреплении безопасности и развитии экономики Афганистана?

— У меня нет никаких сомнений, что Украина могла бы сделать значительный вклад в общее дело обеспечения безопасности в Афганистане как в военной сфере, так и в экономической. Естественно, решение о направлении украинского воинского контингента, советников или коммерческих структур в Афганистан должно приниматься в Украине. И только после этого можно говорить о реальности такого шага. Однако я уверен, что никаких возражений или проблем со стороны НАТО или афганского правительства не будет. Тем более, что в операции НАТО в Афганистане участвует ряд стран — не членов НАТО, и пока не возникало никаких проблем, связанных с этим. Например, в Кабуле расположена Кабульская многонациональная бригада, в состав которой входят контингенты Болгарии, Румынии, Македонии, Италии, Албании. И действия этой бригады оцениваются очень высоко. Можно в этой связи вспомнить действия украинских миротворцев в разных уголках мира, где они выполняли задачи совместно с партнерами как из стран НАТО, так и из других стран.

— Что вы посоветуете украинским бизнесменам, которые хотели бы заняться бизнесом в Афганистане. Пока в Украине распространено мнение, что здесь нечего делать — во-первых, небезопасно, а во-вторых, нет сфер для приложения усилий.

— Хочу подчеркнуть, что бизнес-среда в Афганистане развивается, и климат для иностранных инвестиций и иностранных бизнесменов постоянно улучшается. При этом международная финансовая помощь может служить гарантией сохранения этой тенденции. Результаты Лондонской конференции, которая состоялась в начале февраля этого года, показывают серьезность намерений по усилению финансовой помощи, а это значит, что инвестиции будут расти, инфраструктура — строиться, а это все открывает новые и новые возможности для бизнеса. Теперь конкретно по сферам, где украинские бизнесмены могли бы работать. Во-первых, здесь нужны любые виды строительных материалов, тот же цемент. Потому что строительство здесь только набирает обороты, и строить нужно все с нуля — страна фактически разрушена. Второе интересное направление — производство продуктов питания. Афганистан остается сельскохозяйственной страной. Здесь можно очень активно развивать выращивание фруктов и экспортировать их. К тому же такое производство было бы поддержано мировым сообществом, так как выращивание фруктов — это конкретный шаг по переориентации афганских крестьян с выращивания мака на нормальное сельское хозяйство. Затем, в этой стране пока очень узкий ассортимент товаров, поэтому украинский бизнес может просто оценить, что он может предложить на местном рынке, — люди здесь нуждаются в лучшей еде, лучшей одежде, лучшем жилье. Особенная сфера для бизнеса — производство ковров. На севере страны очень развито производство прекрасных ковров, которые могут сравниться по качеству с иранскими. Ваши бизнесмены должны просто приехать, посмотреть и не бояться — кто не рискует, тот не пьет шампанского. Я лично считаю, что Афганистан ждет яркое будущее.

Михаил САМУСЬ, Центр исследований армии, конверсии и разоружения
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ