Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Империализм — дорогое удовольствие

Чем Путин-2 будет отличаться от Путина-1?
24 февраля, 2004 - 00:00


Превращение России в экономический магнит для СНГ станет главной силой нового влияния России в мире. В обмен на экономическую помощь Кремль потребует лояльности в политике. Критерий этой лояльности будет прост — участие в структурах безопасности с Россией во главе и устранение «избыточного» влияния третьих сторон (США, ЕС, Китая или Турции) внутри стран СНГ

Перевыборы Владимира Путина состоятся 14 марта, и уже можно подвести итог его президентства. Наибольшей заслугой его работы стала стабилизация России. С установлением стабильности начало проявляться истинное лицо России в XXI веке.

Большая часть остального мира видит в России неоавторитарный режим, основанный на управляемом капитализме, связанном с правящей бюрократией, и неокрепшем гражданском обществе. Что касается неограниченной власти, Россия явно уступает бывшему Советскому Союзу. Пока Россия неспособна и не желает сближаться с Западом.

Ослабленная — это очевидно — Россия Путина всё ещё считает себя большой силой. Правящая элита отказывается признать превращение России в младшего партнёра США или рядовой страны Запада. Пока элита России озабочена, Realpolitik XXI века будет смесью геополитики и геоэкономики с примесью военной мощи. Идеология и ценности играют малую роль.

Путин считает более тесные отношения с Западом не идеологическим императивом, но источником модернизации экономики России. В отношениях с США и ЕС Путин стремится укрепить статус России. В этом — цель его политики модернизации. В то же время российские лидеры больше не ждут помощи с Запада. Расчет на свои силы заменил дискредитирующую себя идею о том, что западные страны будут спасать Россию. Западные инвестиции всё ещё желают привлечь, но их уже больше никто не считает особо важными. Россия, думают многие, может полагаться на собственный капитал.

Та же мысль выдерживается и в военно-стратегических отношениях. Поскольку Америка уважает лишь сильных партнёров, Россия будет модернизировать составляющие национальной мощи, которые позволят ей сравняться с США, в частности свой ядерный арсенал. Слишком тесные связи с НАТО (не говоря уже о членстве) лишили бы Россию стратегической свободы.

Да, конфронтации с Америкой нужно избегать. Но так как союз равных невозможен, вполне вероятно гибкое сочетание ограниченного сотрудничества и регионального соперничества. Лидеры России хорошо осознают настоящее положение вещей в стране и необходимость концентрации на жизненных интересах. Они остаются убеждёнными в великой мощи России, вынужденной пока действовать в ограниченном регионе.

Главной целью этой стратегии в ближайшем будущем станет восстановление влияния России в странах бывшего Советского Союза. Назовём эту стратегию «Операция СНГ». Цель заключается не в возрождении Советского Союза. Все страны СНГ — за исключением, возможно, Беларуси — сохранят свою независимость. После окончания президентства Александра Лукашенко Беларусь может влиться в Россию, как Восточная Германия в Западную в начале 1990-х.

Превращение России в экономический магнит для СНГ станет главной силой нового влияния России в мире. В обмен на экономическую помощь Кремль потребует лояльности в политике. Критерий этой лояльности будет прост — участие в структурах безопасности с Россией во главе и устранение «избыточного» влияния третьих сторон (США, ЕС, Китая или Турции) внутри стран СНГ.

Соглашение с правящими элитами СНГ станет главным инструментом «Операции СНГ». Оно потребует болезненных усилий по продвижению пророссийских групп к власти и нейтрализации прозападных кругов. Задача трудная, но схожесть между политико- экономическими системами СНГ и России упростит её. Кроме того, в большинстве случаев интеграция этих стран с Западом невозможна. Элиты многих стран, захватив власть и быстро обогатившись, чувствуют себя в опасности. Помощь России на выгодных условиях может быть кстати, особенно если учесть, что расплаты суверенитетом не потребуется.

Но с реализацией этой стратегии у России возникнут проблемы. Попытка Путина добиться от президента Буша признания «особых интересов» России в странах бывшего СССР провалилась в 2003 г., равно как и претензии Ельцина — десятью годами ранее. Впрочем, в отличие от Ельцина, Путин не сдастся и ждет, что он сможет воспользоваться тем фактом, что Америка будет слишком занята войной с терроризмом и противодействием распространению оружия массового поражения, а также перестройкой Ближнего Востока и сдерживанием Китая.

Действия России в СНГ приведут также к соперничеству с ЕС. Если Кремль для достижения гегемонии в регионе применит силу, Европа снова увидит в России угрозу безопасности, что приведёт к возобновлению холодной войны и политики сдерживания.

Китай также может быть против «Операции СНГ». До недавнего времени Китай опасался, что уход России из региона может вызвать вакуум, который заполнят США. Рассматривая регион СНГ как стратегическое прикрытие и источник энергии, Китай расширяет своё влияние. Усиление стратегических сил России ограничит аппетиты Китая. Но если Россия станет надёжным прикрытием и поставщиком энергии и военной техники Китаю, он едва ли станет возражать против усиления влияния России.

Преследуя эти цели, Россия должна помнить, что империализм — дорогое удовольствие и ведёт к конфликту с Западом. Должна она не забывать и о том, что для стран СНГ суверенитет означает прежде всего независимость от России. Поэтому Кремлю выгоднее добровольное признание его лидерства на основе достижений в экономике и социальной жизни. Ведь настоящий лидер ведёт своим примером.

Дмитрий ТРЕНИН, старший партнeр и директор отдела исследований Московского филиала центра Карнеги

Дмитрий ТРЕНИН. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ