Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кадровая перезагрузка

Патриарх Кирилл расставляет своих людей
6 апреля, 2009 - 19:52

Легко было предположить, что после избрания на высшую должность в Русской православной церкви патриарх Кирилл начнет кадровые перестановки. И не только для того, чтобы отблагодарить своих сторонников и несколько ослабить противников.

Главной задачей церкви после падения советской власти было восстановление ее инфраструктуры. Этот процесс активно поддерживала государственная власть, как в центре, так и на местах. Тем не менее, не следует переоценивать рвение власть предержащих как в столице, так и в отдаленных от нее местах. Многие политики и чиновники рассматривали церковь как мощный политический и идеологический инструмент в первую очередь в избирательных кампаниях. По большому счету это оказалось иллюзией. Недавние местные выборы подтвердили это. Активная, даже переходящая известные границы, поддержка кандидата в мэры Смоленска от партии «Единая Россия» со стороны епископа Вяземского Игнатия ничего не дала. Кандидат власти потерпел сокрушительное поражение. За что епископ наряду с другими местными партийными функционерами поплатился. Он не стал преемником нового патриарха на Смоленской кафедре. В общем плане этот случай подтвердил то, что церковные структуры оказались непригодны для использования в политической борьбе. Естественно, что после такого негативного опыта, интерес к ним со стороны чиновников сильно уменьшился.

Для патриарха Кирилла это большая проблема. В первую очередь это касается возвращения церковных зданий и сооружений. Многие из них уже давно находятся в списке памятников культуры и архитектуры, во многих находятся музеи, и возвращение их в церковную собственность сталкивается с активным противодействием. Второй не менее сложной проблемой является земля. Местные власти упорно не желают возвращать землю церкви. Тем более что во многих случаях речь идет о значительных участках в исторических центрах больших городов, где каждый квадратный метр стоит весьма дорого. Государство и политики не получают от церкви того, чего они хотели бы и соответственно не склонны идти на серьезные уступки. Особенно там, где речь идет о значительных деньгах.

Именно поэтому взаимодействие с обществом и государством во всем своем многообразии вышло на первое место в деятельности патриарха. Сюда же следует отнести и сложности во взаимодействии с другими конфессиями и проблемы на канонической территории, в первую очередь в Украине и Эстонии. А еще есть необходимость в наведении элементарного порядка во внутрицерковных делах, ее бухгалтерии, преодоление разрушительного действия раскольников-ортодоксов и многое другое.

Столь необходимые реформы потребовали сплочения управляющей команды. Начало решения этой задачи произошло на заседании синода. Как сообщил глава пресс-службы патриархии о. Владимир Вигилянский, «Синод совершил несколько структурных изменений в управлении Русской православной церковью. Были созданы новые отделы или реанимированы те, которые существовали в церкви ранее». Такие изменения потребовали и кадровых перемен.

Главной интригой был вопрос, уволят ли управляющего делами РПЦ митрополита Климента — главного конкурента Кирилла на выборах. Некоторые церковные аналитики считали, что от резких движений в первые месяцы патриаршества предстоятель РПЦ воздержится. Но, видимо, ждать новый глава РПЦ уже не мог. Митрополит Климент был понижен до должности главы издательского отдела. Это решение вызвало неоднозначную реакцию. Противники патриарха расценили это увольнение как расправу с оппонентом. Сторонники — решимостью быстро приступить к управлению церкви при помощи более профессиональной команды. «Климент получил почетное назначение, — сказал диакон Андрей Кураев. — Мог бы остаться на своей кафедре, но получил право бывать в Москве». Пост управделами пока занял исполняющий обязанности — малопубличный архиепископ Саранский и Мордовский Варсофоний, из чего следует, что это временная кандидатура. Повышение по службе получили приближенные патриарха, наиболее активно проявившие себя во время предвыборной кампании.

Главе РПЦ нужно было найти замену самому себе: до выборов он возглавлял ключевое церковное ведомство — отдел внешних церковных связей (ОВЦС), своего рода православный МИД. На этот пост был призван епископ Венский и Австрийский Иларион, которого пришлось вызвать из Европы (на его место назначен Антоний Ильин). Епископ, выполнявший важную дипломатическую функцию,— он представлял церковь на международных форумах, — оказался наиболее активным пропагандистом митрополита Кирилла. Заместителями руководителя ключевого синодального отдела стали отцы Николай Балашов и Георгий Рябых, прежде занимавшие посты синодальных секретарей.

Одновременно ОВЦС ряд функций потерял. Это явилось отражением усиления информационного воздействия РПЦ на общество. Были созданы: отдел по связям церкви и общества, секретариат по зарубежным учреждениям и информационный отдел. Руководителями новых подразделений тоже стали верные сторонники патриарха. Первый возглавил бывший заместитель главы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. Второй — другой бывший заместитель главы ОВЦС владыка Егорьевский Марк, а главой информационного отдела стал редактор православного журнала «Фома», заместитель декана факультета журналистики МГИМО профессор Владимир Легойда. «Это нововведение, такого еще не было, миряне не заведовали синодальными отделами», — подчеркнул о. Владимир Вигилянский.

Предпринятые изменения не остались без внимания светской власти. «Начинается новый этап во взаимодействии церкви с государством,— говорит советник комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко. — Создав синодальный отдел по взаимодействию церкви, общества и государства, церковь показала, что она будет уделять особое внимание контактам со светскими учреждениями».

Синод вынес еще целый ряд кадровых решений, в том числе решил вопрос с Чукотской и Анадырской епархией, которая стала вакантной после того, как синод в октябре 2008 г. лишил сана епископа Диомида за попытку раскола в церкви. На Чукотскую кафедру направлен викарий Московской епархии, епископ Шатурский Никодим (Чибисов). Решено разделить Смоленско-Калининградскую епархию. Калининградскую кафедру возглавил епископ Балтийский Серафим, Смоленскую — викарий патриарха епископ Бронницкий Феофилакт.

Перестройка ожидает и структуру руководящих органов РПЦ. Образуется Комиссия предсоборного присутствия — своего рода президиум, который будет работать в промежутках между Архиерейскими соборами и в который войдут как представители духовенства, так и миряне. Возглавлять комиссию будет сам патриарх Кирилл.

Решение проблем на канонической территории, с Украиной и Эстонией патриарх, судя по всему, оставил за собой. Оно и понятно, слишком сложные и болезненные это вопросы. И здесь требуется особый такт и дипломатия. Именно в этом ключе следует рассматривать приглашение посетить Украину. Скорее всего, визит состоится уже после завершения предвыборной гонки у нас. Ведь вопрос преодоления церковного раскола в украинской православной церкви имеет и большое политическое значение и не останется без внимания и соответствующего воздействия светских властей, как в Москве, так и в Киеве.

Кадровая политика патриарха Кирилла обусловлена необходимостью создания мощной коалиции из числа постоянных членов синода, объединившихся вокруг нового предстоятеля — это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), предстоятель Украинской церкви митрополит Владимир (Сабодан) и предстоятель Молдавской церкви митрополит Владимир (Кантарян). Они, как и Кирилл, были учениками или соратниками покойного митрополита Никодима (Ротова), находившегося в конкурентных отношениях будущим патриархом Алексием II. «Произошло формирование новой команды из людей, которых патриарх давно знает и доверяет им,— считает о. Владимир Вигилянский. — И это на пользу церкви, ей нужны были перемены». Однако предполагает он, «этим дело не ограничится». «Церкви предстоит вторая волна передвижений, — согласен с ним диакон Андрей Кураев.— Патриарх назначил тех, кого знает. Но скоро и другие могут открыться с неожиданной стороны». Тем более что упомянутые члены синода весьма пожилые люди. В частности, митрополиту Владимиру (Котлярову) в мае 2009 г. исполнится 80 лет, митрополиту Ювеналию (Пояркову) в сентябре будет 74.

Реформирование РПЦ — процесс долгий и болезненный. Пока же меняются кадры. Как это отразится на церкви и решении украинских проблем остается большим вопросом.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ