Либерия — небольшая и многострадальная страна на западе Африки. Ее трехмиллионное население многое пережило на рубеже тысячелетий: государственный переворот 1980-го, 10-летний период военной диктатуры сержанта Сэмюэля Доу, потом две гражданских войны, жертвами которых стали 200 тысяч людей. Целое поколение либерийцев выросло в условиях войны и экономической катастрофы. Саморазрушение страны восемь лет назад остановили миротворцы ООН — благодаря им сложили оружие свыше 120 тысяч боевиков. Среди тех, кто примкнул к этой благородной миссии, было и есть много украинцев — военных и правоохранителей. Поэтому о нелегких буднях украинских военных вертолетчиков-миротворцев в Либерии — в интервью с командиром нынешней 16-й ротации 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины полковником Петром ПЛИСОМ.
— Петр Даниилович, какая сегодня ситуация в стране, где выполняете миротворческие задания?
— В течение последних восьми лет войска ООН вместе с силовыми структурами Либерии сделали немало для изменений в жизни рядовых либерийцев. Миротворческие контингенты обеспечили мирное проведение выборов президента, есть также значительный прогресс в становлении верховенства права, поддержки развития государственных институций, стабилизации ситуации в стране, а также безопасности вдоль границ. Люди претендуют на мир и процветание. Политическая напряженность и споры понемногу успокаиваются с ожиданием исчезнуть полностью. Главным вопросом, который определяет ситуацию в стране, сейчас является «вопрос беженцев», а также пребывание на границах одиночных вооруженных групп. Либерия также принадлежит к числу стран, которые, несмотря на собственные проблемы, оставили свои границы открытыми и делят свои мизерные водные, земельные и другие ресурсы с теми, кто пострадал от последствий вооруженного насилия. На востоке Либерии, неподалеку от города Зведру, есть лагерь беженцев СолоКемп, в котором разместились так называемые ивуарийцы. Они покинули Кот-д’Ивуар из-за конфликта в этой стране и живут здесь в изгнании уже не первый год. Несмотря на сокращение количества (с 135 до 68 тыс.) официально зарегистрированных беженцев из Кот-д’Ивуара на территории восточных графств Либерии, силовые структуры обеих стран не имеют возможности полностью контролировать ситуацию на границе. За этими цифрами стоит что-то большее, чем просто статистика: это конкретные люди и семьи, у которых в корне изменилась жизнь, общины были уничтожены, а будущее остается неясным...
МЫ — ВОЕННЫЕ — ЯВЛЯЕМСЯ СИЛЬНЫМ СТАБИЛИЗИРУЮЩИМ ФАКТОРОМ
— Раскройте содержание понятия — деятельность по поддержанию мира в Либерии?
— Если говорить о деятельности по поддержанию мира в Либерии украинского вертолетного отряда, то она, по моему убеждению, один из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении командования штаба Миссии для предоставления помощи стране, которая до сих пор переживает сложный период выхода из конфликтной ситуации. Нет сомнения, что все миротворцы в Либерии обеспечивают безопасность, политическую поддержку и способствуют мирному строительству в стране, которая постепенно выходит из кризиса. В своей деятельности по поддержанию мира мы руководствуемся тремя основными принципами, это — согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы, за исключением случаев самообороны, и защита мандата. Понятное дело, что сегодня многопрофильные операции по поддержанию мира в Африке проводятся не только в интересах обеспечения мира и безопасности, но и в целях содействия политическому процессу, защиты гражданских лиц, разоружения, демобилизации и реинтеграции прежних комбатантов, в предоставлении помощи в организации выборов, защиты и поощрения прав человека и восстановления законности. И все это является приоритетным также и для Либерии. А гарантировать успех сегодня не может никто, поскольку деятельность по поддержанию мира осуществляется в сложных как в физическом, так и в политическом плане условиях. Однако за 8 лет благодаря пребыванию в Либерии украинского вертолетного отряда Миссия ООН в этой стране добилась значительных успехов, об этом неоднократно отмечали сами ее руководители.
— Более полугода длится служба контингента ВС Украины в составе 16-й ротации 56-го отдельного вертолетного отряда миссии ООН в Либерии под эгидой ООН. Что сделано за этот промежуток времени?
— За время пребывания в Африке состав украинского контингента испытал уже шестнадцать ротаций. У меня она еще шестая. Знойная и влажная африканская точка продолжает испытывать украинских военнослужащих на нахождение общего языка с народом другой религиозной культуры и на способность работать в многонациональной Миссии по ООНовским стандартам. На сегодняшний день наше подразделение достойно выполняет поставленные задачи. Еще в начале нашей службы в Либерии миротворцы авиационной группы успешно завершили миротворческую миссию в демократической Республике Кот-д’Ивуар и все живые и здоровые вернулись в место постоянной дислокации. Затем в январе месяце девять вертолетов успешно обеспечили воздушное прикрытие и охрану инаугурации президента Республики Либерия. Украинские пилоты в тот день преодолевали расстояние до 800 км, а средняя длительность полета составляла около четырех часов. Это большая нагрузка. К выполнению этих заданий привлекалось 170 военнослужащих и свыше 20 единиц техники. Тогда в Либерию прибыло много руководителей из ООН, официальных представителей из африканских стран-соседей, включая госсекретаря Соединенных Штатов Америки. В целом, ситуацию в Либерии все еще нельзя назвать стабильной. Несмотря на то, что президента этой страны Элен Джонсон-Серлиф переизбрали на второй срок, очень многие либерийцы недовольны медленными темпами экономического восстановления страны. Поэтому вполне можно понять местных жителей, которые — не выделяясь особой образованностью — считают, что войска (UAU UNMIL по местной классификации) — это гарантия их мирного существования.
Согласитесь, что мы, военные, в этой стране является сильным стабилизирующим фактором. И этому есть недавнее подтверждение командующего силами ООН генерал-майора Мухаммада Халида. Находясь недавно в базовом лагере, он отметил, что украинская авиация, а особенно боевые вертолеты — это весомый военный компонент сил миссии ООН в Либерии. Дословно: «В ваших руках воздушная мобильность всех военных контингентов UNMIL. Каждый раз, находясь на борту ваших вертолетов, во время рабочих поездок в военные контингенты, которые дислоцируются в самых отдаленных уголках Либерии, я чувствую уверенность, профессионализм и мастерство действий каждого из экипажей».
НАИВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ — СУМЕТЬ ИЗВЛЕЧЬ ИЗ СИТУАЦИИ ДВОЙНУЮ, ТРОЙНУЮ ВЫГОДУ
— Не могли бы вы привести конкретные примеры, в чем заключается этот профессионализм или как он измеряется?
— Средний налет каждого летчика в конце ротации будет составлять 140—150 часов. Основу нашего отряда составляют военные летчики 1 и 2 класса, получившие боевой опыт в Афганистане, Косово, Сьерра-Леоне и Либерии. Это та категория вертолетчиков, которая передает свой опыт и практические навыки пилотирования молодой плеяде летчиков. В составе вертолетного отряда задание выполняют 35 пилотов.
Недавно впервые установили своеобразный рекорд — в один из дней их дневной налет составил 42 часа 51 минуту. В небе Либерии работало десять винтокрылых машин. В частности на вертолетах Ми-8МТ — почти 36 часов, на вертолетах Ми-24П — больше 6 часов. За эти сутки экипажи отряда перевезли 206 пассажиров и 14 тонн груза.
Есть в отряде совсем молодые летчики, мы их здесь готовим. Поэтому попасть в очередную миссию, пусть и в невероятно тяжелые условия капризного экваториального климата Либерии, где европейцам прижиться непросто, — уже успех.
Сейчас мы подготовили семь летчиков, которые выполнили теоретическую и летную проверку на получение классной квалификации военного летчика 3-го класса. Нужно пользоваться такими возможностями. Но в идеале надо стремиться к большему, чем просто к получению дополнительных средств в бюджет Минобороны в виде компенсаций от ООН. Общество уже хорошо знает, сколько мы здесь зарабатываем для государства, об этом много пишут в газетах, рассказывают по телевидению. (В соответствии с двумя меморандумами (письмами о взаимопомощи, помощи относительно предоставления долговременных авиационных и авиационно-транспортных услуг государствами) за каждый час полета вертолета Ми-8МТ ООН перечисляет Украине 2415 долл, за час полета Ми-24П — 3600 долл. За год отряд может заработать 18—20 млн долл. — Авт.). И это только за полеты, без учета компенсационных выплат.
Но наивысший пилотаж — суметь извлечь из ситуации двойную, тройную выгоду. Что мы и делаем, готовя себе молодую смену летчиков.
— В каких бытовых условиях живет нынешняя ротация миротворцев?
— Вертолетный отряд в Либерии — это полноценный военный организм, в штат (общее количество составляет 275 военнослужащих) которого, кроме летно-подъемного состава, входят все необходимые подразделения и службы, которые обеспечивают ежедневную жизнедеятельность отряда. Место дислокации городка — неподалеку от взлетно-посадочной полосы международного аэропорта RIA (Robertsn Iternational Airport).
На сегодня условия проживания миротворцев полностью приемлемы. Это одноэтажные жилые помещениями для проживания личного состава и хранения имущества отряда, столовые и несколько рядов жилых и штабных секций, так называемых «коримеков» — металлопластиковые сборные жилые конструкции ООНовского стандарта. Все они с кондиционерами, специалисты миссии недавно заменили старые на новенькие. «Кандер» в Африке — лучший «товарищ» для миротворца, без них здесь трудно было бы служить.
Лагерь украинских миротворцев полностью автономен. Начиная от обеспечения электроэнергией, водой до приготовления еды. Обустроена столовая, служебные помещения, душевые. Непрерывно работают днем и ночью генераторы, от которых и зависит жизнедеятельность отряда в лагере и на аэродроме. Лишь три раза в сутки их выключают для обслуживания. Дальше работа отряда прихрамывает, потому что проблема в самих генераторах, они уже держатся более пяти лет. Но главное, что наши электрики адаптировались к любой нештатной ситуации и контролируют, чтобы представители Миссии заправляли их качественным дизтопливом и меняли вовремя фильтры. Кормят вкусно, налажено полноценное ООНовское питание из расчета 3,428 Евро (4500 Ккал) на одного миротворца в сутки. Решаем вопрос организации активного отдыха миротворцев. Так понемногу обустраиваем спортивные уголки современным оборудованием и инвентарем. Собственными силами создали футбольную площадку по мини-футболу, оборудовали комнату отдыха для игры в бильярд. По моему убеждению, организация полноценного отдыха является залогом поддержания надлежащего уровня дисциплины и этим нельзя пренебрегать. Необходимо отметить, что мы имеем доступ к сети Интернет и постоянную телефонную связь с Украиной. Следовательно, мы не чувствуем себя оторванными от Родины.
— Служба в Африке связана с определенными рисками. Какие из них, по вашему мнению, составляют наибольшую опасность для личного состава?
— Среди основных опасностей можно назвать сложные климатические условия. Полгода 30-градусная жара и 90-процентная влажность. Затяжные тропические ливни создают заводи, в которых полно вирусов и малярийных комаров. Но благодаря нашему медперсоналу и выполнению всех профилактических мероприятий, рекомендаций и наставлений, которые давались медиками в канун отъезда, серьезных последствий удалось избежать. Еще одно направление, которому необходимо уделять постоянное внимание, — это местная фауна: москиты, малярийные комары и особенно змеи. Для защиты от них военнослужащим отряда выданы репелленты и усовершенствованные противомоскитные сетки, а с личным составом проведена соответствующая разъяснительная работа. К тому же, каждое воскресенье территория базового лагеря обрабатывается специальным дезинфицирующим раствором при помощи ручного термического аэрозольного распылителя, это своеобразная «пушка-убийца», как ее называют между собой миротворцы, она просто «убивает» этих насекомых, особенно отпугивает змей.
Поверьте, что сохранение жизни и здоровья наших военнослужащих — это приоритетная задача как для меня, так и для командиров всех подразделений. В наших условиях именно от высокой требовательности и ответственности офицеров, сержантов зависит не только личная жизнь, но и судьба подчиненного.
— Непросто быть командиром отряда?
— Очень непросто. Во-первых, мы представляем в Либерии свое государство — Украину, а во-вторых, миротворческий отряд Вооруженных Сил. К каждой встрече с представителями руководства, штаба Миссии ООН в Монровии мне приходится готовиться. Во время таких встреч обсуждаются проблемные вопросы, анализируется ситуация. Такой уровень взаимодоверия, уважения к местным традициям и обычаям существенно помогает в службе. Численность контингента ООН в Либерии сегодня доведена почти до 8 тысяч, включая военных наблюдателей, а в ближайшее время она вообще будет сокращаться. Военный персонал в этой стране представлен 30-ю странами. Европейцы являются по большей части наблюдателями. Это достаточно много для страны, население которой составляет около 3 миллионов. Поэтому ООН с июля начнет сокращение как военных, так и гражданских представителей персонала Миссии. В перспективе до 2015 года рассматривается вопрос постепенного сокращения и вывода военных контингентов. Но пока Миссия будет противостоять всем вызовам и угрозам стабильности мира для последующего роста общих достижений.
МИРОТВОРЦЫ ВСЕГДА РАБОТАЛИ НА ИМИДЖ УКРАИНЫ
— Насколько важно и нужно ли военнослужащим принимать участие в миротворческих миссиях?
— Опыт, опыт, опыт — так я оцениваю пользу, которую получают здесь в Африке для себя военнослужащие. А вертолетчикам в плане повышения квалификации можно позавидовать. В какой, скажите, летной части Украины можно с начала января до середины лета налетать в целом почти 3000 часов? А в Либерии, к тому же, им придется выполнять совершенно конкретные задания: воздушное патрулирование, доставка грузов, эвакуация, поисково-спасательные операции и т.п. Поэтому самыми удобными именно для этой функции являются надежные и проверенные временем вертолеты Ми-24 и Ми-8. И, бесспорно, совместные миссии с ООН приносят пользу, во-первых, с точки зрения повышения боеспособности наших подразделений. Во-вторых, для достижения совместимости в действиях с подразделениями стран-партнеров и, в-третьих, с точки зрения международного имиджа страны. Но главное в том, что наши военные получили практику действий в условиях обстановки, характерной для любой операции по поддержанию мира, в соответствии с Уставом сил ООН и международными нормами. Именно международный имидж страны формируется тяжело и долго. И есть люди, которые продвигают «бренд Украина» не без риска для жизни, поскольку условия, в которых им приходится проявлять свой профессионализм, иногда бывают весьма экстремальными. К сожалению, именно таких военных у нас меньше всего знают. А в Либерии украинцы известны как надежные партнеры, которые готовы в любое мгновение прийти на помощь. Понимаете, украинские вертолеты в Либерийском небе выгодны всем, и пусть оно и в дальнейшем остается только мирным! Словом, миротворцы всегда работали на имидж Украины.
Приобретается опыт прежде всего в подготовке подразделений к выполнению миротворческих операций, освоении разных способов перемещения людей и техники в район конфликта, их быстрого развертывания в зонах ответственности. Возьмем для примера Кот-д’Ивуар, а в настоящее время еще и Конго.
— Для вас полгода в Африке — много это или мало? Как относится к вашей службе в Либерии семья?
— Кажется, что достаточно для того, чтобы почувствовать этот срок из-за довольно длительной разлуки с Родиной, родными и близкими. А в то же время, после двенадцатичасового перелета и приземления в Либерии, вспоминая сегодня первые свои впечатления от резкого удара знойного и влажного воздуха, непередаваемого характерного местного запаха, который чувствуется практически по всей стране, начинаешь понимать, как это было давно. Только здесь, за 7 тысяч километров постоянного лета, ведь поблизости экватор, начинаешь понимать, что с Украиной, с ее весенним цветением садов, невозможно сравнить эту совсем другую, экзотическую, быстро надоедающую и достаточно однообразную для нас природу Африки, с ее флорой и фауной и постоянным окружением местного населения. А к моей работе в Африке моя семья относятся нормально, с пониманием.
— Подходит к концу полугодовая командировка украинских миротворцев нынешней ротации, которые передадут эту почетную эстафету полномочий по поддержанию мира другим своим коллегам-миротворцам. Что бы вы пожелали украинским миротворцам 16-й ротации?
— Чтобы мы, «голубые береты», всегда узнавали друг друга, чаще встречались и вспоминали времена совместной службы и, к сожалению, поминали побратимов, которые отдали свою жизнь ради жизни других.
Беседу вел Вячеслав ПЕТРОВСКИЙ, специально для газеты «День», Либерия, Западная Африка, фото предоставлено автором