Успешный бунт называют революцией, провалившийся — путчем. В Кыргызстане выступления против власти уже второй раз завершаются ее свержением. Можно назвать это тюльпановой революцией-2, можно как-то иначе. Суть дела от этого не меняется. Как в 2005 г., так и сейчас власть в очередной раз показала свою полную неспособность решать назревшие проблемы страны. Необходимость в реформах возникает гораздо раньше, чем общество осознает этот факт. И в том, как оно реагирует на возникшие вызовы, в первую очередь проявляется качество элиты, ее способность к консолидации и выдвижению лидеров, стоящих на уровне общественных задач. Реформы болезненны, часто проходят сложно, требуют большого терпения, выдержки и целеустремленности. И всегда вызывают недовольство, чаще всего среди тех, в чью пользу они задуманы и проводятся. Примеры успешных и провалившихся реформ известны, в том числе и в нашей стране. Но самое сложное и опасное положение возникает тогда, когда реформы не проводятся или проводятся некомплексно, половинчато, растягиваются во времени. Тогда ущерб от них гораздо больший по сравнению с тем, что они бы вообще не проводились.
Все это в полной мере относится к Кыргызстану. Тюльпановая революция 2005 г. не только не решила насущных проблем во всех сферах жизни, но их значительно усугубила. Почему так произошло — предмет отдельного анализа. Нас интересует нечто другое.
Одинаковыми не бывают даже близнецы. Тем более отличаются страны и народы. Тем не менее, в происходящих событиях в далекой от нас центральноазиатской стране прослеживаются параллели, многое носит похожий, а иногда и общий характер с Украиной. Не можем согласиться с теми, кто начисто отбрасывает сходство при всех очевидных различиях. Представляется, что глубокий анализ киргизских событий может быть весьма полезным. В конце концов, гораздо лучше учиться на чужих ошибках, чем совершать свои, которых можно избежать.
Кыргызстан разделен на северную и южную части. Причем это деление имеет природный характер. Две части страны отделены непреодолимыми горными хребтами. Северные и южные регионы соединены лишь высокогорной автомагистралью Бишкек-Ош. Трасса проходит через перевалы Тоо-Ашуу (3800 м над уровнем моря), Ала-Бель (3200 м), Кок-Бель (2700 м) и только потом спускается в Ферганскую долину. Этот объективный фактор отразился на формировании киргизской национальной идентичности, что проявляется в языке, культуре, традициях и имеет политический выход.
Еще в советское время разница в социально-экономическом развитии и демографических тенденциях двух регионов страны достигла значительных масштабов. Индустриализация проходила в основном на равнинном севере. Учитывая низкий профессиональный уровень местного населения, именно сюда направлялись из европейской части СССР специалисты и высококвалифицированные рабочие, в основном, русские и украинцы. В период Второй мировой войны сталинские депортации затронули немецкое население Поволжья, Украины, южных районов России. Около 300 тыс. немцев была депортирована в Кыргызстан. На севере расположена столица страны город Бишкек и это привело к тому, что основную власть в своих руках сосредоточили северяне. Клановый характер киргизского общества не был изжит в советские времена и значительно усилился после получения независимости.
Южные регионы индустриализация практически не затронула. Они были заселены в основном среднеазиатскими народами: киргизами и узбеками, имеющими меньшую профессиональную подготовку и быстрый естественный прирост, достигающий 3 % и более в год. Население южных регионов — южные кланы киргизов, а также узбеки (14,3% населения) и таджики, составляющие 7 % населения Баткенской области, оказались полностью исключенными из политических процессов страны. К тому же в южных районах высок уровень безработицы, что привело к маргинализации населения и миграции на север, в основном, в столицу Бишкек.
Революция 2005 г. началась в южных регионах и отражала в первую очередь недовольство южных кланов своим подчиненным положением. Хотя президент Бакиев выходец с юга, в целом положение с того времени мало изменилось. Северяне продолжают занимать доминирующие позиции в политической и экономической жизни страны. Однако не все сводится к простой клановой арифметике по линии север-юг. Среди оппозиционеров противостоящих президенту Бакиеву есть как северяне, так и южане. За пять лет кое-что все-таки изменилось и, хотя различие между регионами сохраняется, тем не менее, никто ни на севере, ни на юге в распаде страны не заинтересован. Как в Бишкеке, так и в Оше политики прекрасно понимают всю опасность вооруженного противостояния. Поэтому какой-то, пусть и временный modus vivendi будет найден. Вопрос только в том, на какой период.
Кыргызстан прекрасная иллюстрация того, как опасно доводить большую часть народа до предельной черты. Правящая элита как северная, так и южная расплачиваются за нежелание консолидироваться, пренебрежение интересами народа ради получения сиюминутного выигрыша. Президента Акаева обвиняли в непотизме, при Бакиеве он расцвел так, что возникла ностальгия по прошлым временам. И все это сопровождалось репрессиями против оппозиции, преследовании и убийствами журналистов. Естественно, что так долго продолжаться не могло. А власть как нарочно решила поднять жилищно-коммунальные тарифы в 3—5 раз. И это при абсолютно нищем населении, которое и до того было не в состоянии их платить. При Акаеве экономика еле дышала, при Бакиеве фактически развалилась.
Второй важный фактор киргизских событий — внешний. Мы не будем повторять конспирологические версии некоторых обозревателей видящих чужую руку всегда и во всем. Но все-таки, совершенно отвергать внешнее влияние тоже неправильно. Тюльпановая революция 2005 г. в Москве вызвала откровенное раздражение. Российская политика в отношении Кыргызстана вырабатывалась довольно долго и была весьма извилистой. Перелом наступил, когда Бишкек согласился на создание российской авиабазы вблизи столицы. Но при этом существующая американская база не была ликвидирована, а просто изменила название. Насколько Кремль был раздражен, следует из комментариев Медведева и Путина в связи с нынешними событиями. До сих пор они не могут простить Бакиеву сохранения американской авиабазы. Москва и Вашингтон поменялись местами. Первая быстро признала новые власти, американцы никуда не спешат. Пророссийский крен нового руководства в Бишкеке очевиден.
Проблема в том, что Кыргызстан, хоть и практически лишен полезных ископаемых, занимает исключительно важное стратегическое положение. Здесь концентрируются и пересекаются интересы четырех крупнейших геополитических игроков: России, Китая, США и ЕС. Каждый из них заинтересован в стабильности центральноазиатских государств, но по своим причинам. Для Вашингтона и в какой-то степени Брюсселя важно обеспечение проведения операции в Афганистане и недопущение распространения исламского фундаментализма и терроризма. В этом же заинтересованы Россия и Китай. Но все хотят занять доминирующее положение в регионе в целом и в каждой из стран в отдельности. И это является фактором дестабилизации. Правящая элита начинает расслаиваться не только по внутренним, а по внешним привязанностям. Типичным примером является Казахстан, где пути пророссийской и прокитайской частей правящего класса все более расходятся.
Возможное, хоть и временное, усиление российских позиций в Кыргызстане вызовет вполне понятное противодействие со стороны других внешних игроков. Попытки Москвы вытеснить из страны американцев вряд ли встретит понимание последних. Китаю также усиление Москвы в исключительно важной для него стране не улыбается. И Пекин не останется безучастным, что не обещает спокойствия.
И снова о параллелях. Региональное разделение для Украины не носит столь острого характера, как для Кыргызстана. По большей части оно используется только в политических играх. Для нашей элиты гораздо важнее осознание того, что терпение общества из-за проволочек с реформами, его продолжающееся обнищание имеет вполне определенный предел и мы уже весьма близки к нему. Что произойдет, когда оно оборвется видно по Кыргызстану.
Мы тоже находимся на пересечении геополитических интересов. Как ни странно на первый взгляд этот фактор может иметь и положительное значение, если будет правильно использован. На примере наших дальних соседей по СНГ можно убедиться в опасности резких разворотов внешнеполитического курса. Европейская составляющая нашей политики ни в коем случае не должна ослабляться даже в угоду получения краткосрочных экономических преференций от Москвы, если их еще удастся получить. Бакиев сильно колебался между всеми, а в результате не получил поддержки в трудную минуту ни от кого. Более того, он испытывает сильное давление извне и, в конце концов, вынужден был отказаться от конфронтации с новыми властями и покинуть страну. Он уже никому не интересен.
Половина из ста дней Януковича уже прошли. По данным Киевского международного института социологии, Партия регионов, которая ассоциируется с Януковичем, пользуется наивысшей поддержкой общества — 36,5%. Но это почти в два раза меньше того, чем располагал президент Ющенко в такой же период в 2005 г. Стоит задуматься над будущим. Пока больше всего занимаются гуманитарными проблемами, а они волнуют очень малую часть общества. До экономики дело не доходит. Как отметил в московской «Независимой газете» заместитель руководителя компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский, «...у граждан сформировано свое четкое представление о приоритетных направлениях действий власти, но власть — и прежняя, и нынешняя — не отвечает на запросы общества». Хотим того же что в Кыргызстане?