Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Клеточное понимание свободы слова»,

или Почему для многих в Германии Россия ber alles
4 октября, 2010 - 20:11
В ГЕРМАНИИ ДВОЙНОЙ ПРАЗДНИК. 3 ОКТЯБРЯ СТРАНА ОТМЕТИЛА 20-ЛЕТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ТОГО ЖЕ ДНЯ ЗАВЕРШИЛА ВЫПЛАТУ РЕПАРАЦИЙ ПО ИТОГАМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Говорят, одно дело посмотреть на какой-нибудь процесс или тенденцию издалека, а другое — вблизи. Действительно, невооруженным глазом издалека видно, что во внешней политике Германия пытается не раздражать Россию, называет ее важным партнером и включает во все процессы. И одним из ярких примеров этого была позиция немецкого канцлера Ангелы Меркель относительно непредоставления Украине и Грузии ПДЧ на Бухарестском саммите. Именно Меркель, признаются немецкие депутаты, несмотря на решительную настроенность бывшего президента США Джорджа Буша, выступила против, а французский президент Николя Саркози в момент принятия решения по этому вопросу был в туалете.

Чем объясняется такая позиция Германии, которую некоторые украинские дипломаты называют Россия ber alles, можно понять только вблизи, услышав объяснения из уст политиков и экспертов. И такую возможность предоставил группе из четырех украинских и российских журналистов близкий к партии Свободных демократов фонд им. Науманна, организовав в Брюсселе и Берлине встречи с немецкими политиками и экспертами в рамках программы «НАТО и его отношения с Россией и Украиной».

РОССИЙСКИЙ ФАКТОР В НЕМЕЦКОЙ ПОЛИТИКЕ

Фактически на всех встречах отмечалось, что Германия не собирается стать на особый путь, а будет координировать свои действия на международной арене с такими организациями как ООН, НАТО и ЕС. Но вместе с тем почти единогласно утверждалось, что Россия важна для решения международных глобальных проблем. При этом эксперты подчеркивали, что Россия не является такой, какой она себя считает, но может торпедировать усилия международного сообщества.

О важности отношений с Россией и Украиной говорил и представитель Христианского демократического союза, входящего в Германии в правящую коалицию. Более того, этот депутат считает принятый 2 июля Верховной Радой Украины закон об основах внутренней и внешней политики, в котором определен внеблоковый статус страны, временным прощанием Украины с НАТО. «Важно, подчеркнул он, чтобы украинцы хотели членства, а двери НАТО для Украины всегда будут оставаться открытыми».

Кстати, едва ли не наибольшими оптимистами относительно будущего членства Украины в НАТО являются представители Бундесвера. Во время презентации, в ходе которой говорилось о важности сотрудничества НАТО с Киевом и Москвой, на диаграмме Украина была закрашена синим цветом вместе со странами — членами НАТО, а Россия — белым.

При этом полковник генерального штаба отметил: «У нас настолько хорошие отношения с Украиной, что мы однажды хотели бы встретиться за одним столом в Брюсселе — штаб-квартире НАТО». Представитель генштаба сказал, что нельзя воспринимать как серьезный аргумент то, что членство Украины в НАТО ослабит эту организацию. А именно такие аргументы приводил один из уже бывших послов Германии в Украине.

Между тем эксперты из Немецкого института международной политики и безопасности обращают внимание на то, что любое расширение НАТО должно приносить стабильность в Европу, и стране, которая хочет членства, следует уважать и на практике реализовывать ценности Организации североатлантического договора.

Представитель немецкого внешнеполитического ведомства обратил внимание на то, что понятие внеблоковости или свободы от блоков не характерно для нашего века. «Не стоит изобретать новую архитектуру безопасности, а нужно присоединяться к существующей. Лучше действовать практически, а не оперировать понятиями, которые непонятны.

Важно сотрудничать в конкретном плане, это будет понятнее», — подчеркнул немецкий чиновник.

Вместе с тем он считает, что интересы России следует учитывать и не закрывать глаза на предложения Медведева. Нужно ломать голову над тем, в каких областях можем больше сотрудничать, — подчеркнул он. Как известно, США давно уже выработали свою позицию относительно предложения Медведева. И госсекретарь Хиллари Клинтон несколько раз высказывалась по этому поводу, отмечая, что никаких новых договоров не нужно, а нужно использовать существующие инструменты и механизмы, при потребности совершенствуя их. А в Европе, как и в Украине до сих пор нет четкой позиции относительно инициативы Медведева, которая устами некоторых лидеров ЕС называется интересной и требующей изучения. Но уже прошло два года и до сих пор ЕС не выработал единой позиции относительно этой инициативы.

Депутат от ХДС объясняет это тем, что у ЕС нет единой позиции. Это не монопольный блок, и внутри идет борьба за влияния, признался он, прибавив, что после Лиссабонского договора «мы стараемся, чтобы Европа говорила одним голосом».

Эксперты также согласны, что западная сторона мало предлагает в ответ на инициативу российского президента. В то же время они обращают внимание на то, что Россия сегодня не ограничивается заявлениями, что она против, а это первое активное предложение, в котором российское руководство сообщает о том, чего оно хочет.

Немецкие эксперты расценивают предложения российского президента относительно нового договора о европейской безопасности как признак того, что Россия была исключена из консультаций о новом международном порядке. На взгляд экспертов, процесс Корфу и инициативы Медведева приводят к усилению европейской безопасности.

На всех встречах чувствовалось критическое отношение к Саакашвили. Представитель генштаба признался: возможно, даже лучше, что Грузии не дали ПДЧ, поскольку мы не считаем искусным финтом то, что сделал Саакашвили. Вместе с тем все политики и эксперты решительно осуждают признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. «С такой политикой мы не можем мириться. Здесь россияне пересекли «красную линию», нарушили международное право. Поэтому для нас неприемлема позиция России относительно этих образований», — подчеркнул представитель ХДС.

Он также считает иллюзией то, что Россия может стать членом НАТО. С точки зрения немецкого депутата, любые дискуссии по этому поводу нереалистичны. Таким образом он прокомментировал сообщение, что группа бывших немецких политиков и генералов выступает за то, чтобы Россия могла стать членом Альянса. Эксперты вышеупомянутого фонда также отметили, что будущее членство России в НАТО нереалистично. Между тем в фонде Науманна назвали предложение главы думского комитета по международным делам Константина Косачева о переименовании НАТО, высказанное им на днях в Российском посольстве на конференции «Евроатлантические структуры безопасности для ХХI века: опыт — новые вызовы — модели», намерением завоевать доверие немцев.

НЕМЕЦКИЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ УКРАИНЫ

Казалось, что после снятия нынешней властью вопроса членства Украины в НАТО перед Киевом откроется дорога в Европейский Союз и, в частности, наша страна заручится поддержкой Германии. Возможно, из этого и исходил официальный Киев, планируя и осуществляя первый официальный визит украинского Президента на Запад. На самом деле это не так. Как отмечали в Брюсселе европейские эксперты, для Германии главный вопрос — поставки газа, для Украины единственная альтернатива — постепенно шаг за шагом приближаться к Евросоюзу. Более того, утверждал брюссельский эксперт, перспектива членства Украины в ЕС — сложный вопрос для Германии. «Учитывая географическое положение Украины и возможную негативную реакцию России на это, Германия скептически относится к членству Украины в ЕС», — сказал он. При этом эксперт прибавил, что европейцам будет тяжело принять в свой состав страну, которая имеет другую историю и культуру, а также разделена на восток и запад.

Немецкие эксперты более оптимистичны. Они считают, что у России нет возможностей помешать членству Украины в ЕС. Главное, чтобы Украина приняла acquis communitaire (свод законов ЕС). Как известно, сторонником членства Украины в ЕС является партия Свободных демократов. Депутат этой партии считает, что страны — участницы Восточного партнерства могут приблизиться к ЕС и в будущем стать членами евросообщества. «Двери ЕС открыты, и многие страны видят Украину кандидатом. Возможно, это перспектива (членство в ЕС. — Автор) следующего поколения. Нам следует решительно приближать Украину к ЕС. А со стороны Украины должны быть шаги, делающие невозможным таможенный союз», — сказал он.

Между тем представитель Министерства иностранных дел Германии отметил, что они исходят из того, что приближение к членству в ЕС Украины и других стран Восточного партнерства не направленно против России. И Россия не может отрицать этого, а наоборот — может извлечь выгоду из улучшения отношений Украины и ЕС. «Что касается перспектив членства Украины в ЕС, то речь идет о конкретных шагах, выполнении многих условий. Украинское руководство не понимает, что переговоры ведутся не в бане, а за столом, за которым решаются конкретные вопросы», — отметил немецкий дипломат.

Хотя эксперты в Берлине подчеркивали, что немецкая психология не обременена чувством вины, с этим не все согласны в Украине. Как отметил в разговоре с автором один украинский дипломат, «отношение Германии к России можно охарактеризовать как любовь и ненависть. У Германии есть чувство вины перед Россией, но нет перед Украиной и Беларусью. Немцы чувствуют за собой вину, но хорошо помнят, что Россию нельзя загонять в тупик. Поэтому они пытаются привлекать Россию. И фактически продолжать стратегию Вилли Брандта — с Россией нужно сотрудничать».

По словам собеседника, Германия не является глобальным государством и не пытается превратиться в глобальную мощность, поскольку после войны ее роль ослабевала из-за психологической травмы и ограничений. А сейчас, прибавил собеседник, Германия сосредоточилась на нескольких вещах: ЕС и страны, которые могут стать членами евросообщества, — что занимает 90% ее внимания. Россия находится на втором месте, США — на третьем, Ближний Восток — на четвертом.

При этом Германия рассматривает Россию через призму Советского Союза, без которой нельзя гарантировать стабильность и безопасность. Привлечение России к G8 и G20 значительно увеличило ее вес. Россия расценивается как крупный партнер на международной арене в таких сферах, как энергетика, газ и нефть. Подавляющее большинство немцев считают, что с Россией нужно иметь дело, какой бы она не была. Стабильность uber alles (превыше всего), отмечает украинский дипломат. По его словам, сейчас немецкий бизнес с криком под давлением ЕС свертывает сотрудничество с Ираном. Правительство долго закрывало глаза на нарушение прав человека в этой стране. У немцев нет клеточного понимания того, что такое демократия и свобода слова, считает дипломат, добавляя при этом, что иногда можно увидеть всплеск, примером чего является отношение немецкого правительства к Тибету.

В этом отношении, считает дипломат, Меркель периодически раздваивается. Во времена ГДР она не боролась за свободу и присоединилась уже в конце, но у нее есть острая реакция на притеснение свободы слова. Поэтому для нее логичным поступком было участие в церемонии награждения датского карикатуриста в Потсдаме. По словам собеседника, к Китаю в Германии относятся очень осторожно, потому что для них пустить Китай в Европу — все равно, что пустить козу в огород.

В разговоре с Януковичем Меркель очень сдержанно затрагивала вопросы свободы слова и прав человека. «Там, в Германии, объяснил дипломат, хорошо понимают, что обеспечение прав человека и свободы слова в Украине на голову выше, чем в Беларуси и России. Пока все в нашей стране происходит в рамках конституционного и демократического процесса и в рамках внутренней политики — все это немцев будет устраивать. Они, конечно, не в восторге от того, что у нас происходит. Но до того вообще невозможно было сотрудничать, не было с кем договариваться. Сейчас немцы почувствовали, что есть с кем работать и договариваться. Они приветствуют намерение Украины проводить реформы и готовы максимально этому содействовать. Свидетельством того, что интерес к Украине не утрачен, является то, что финансово-техническая помощь остается в объемах предыдущих лет. Иными словами, это означает, что Украина — важное государство».

А на вопрос аккредитованных в Киеве зарубежных дипломатов о том, куда идет Украина, дипломат ответил следующим образом: нужно проводить реформы, выполнять обязательства. Необходимо максимально вводить изменения и максимально использовать программы ЕС. Программа «Восточное партнерство» дает возможность привлекать средства ЕС для этой цели. Нельзя стремиться в ЕС, ничего не делая при этом, не проводя изменений на всех уровнях, не вводя европейское законодательство. После принятия Лиссабонского соглашения ЕС набирает скорость. Если мы ежегодно принимаем 300 стандартов, то ЕС — три тысячи новых стандартов.

Чтобы украинцев принимали в Европе за своих, считает дипломат, нужно быть более открытыми, привести в порядок дороги, инфраструктуру, отели, подготовить культурные программы. Немцы мало ездят в Украину, но кто побывает в нашей стране, становится украинофилом. Поэтому необходимо, чтобы их что-то побуждало ехать в Украину. Это может быть и участие немецкой команды в Евро-2012, нужен культурный шок в хорошем смысле слова. Те, кто приезжает, видят, что Украина — Европа. Здесь, в Украине, 200 лет назад проживало 350 тыс. немцев. Поэтому немцам следует не открывать Украину, а вернуться туда, считает собеседник.

Имидж страны начинается дома, и мы можем его отполировать и распространить, отмечает дипломат. Нельзя искусственно создать имидж вопреки тому, каким он является дома. А для этого нужно прилагать усилия в культурной сфере, организовывать международные фестивали, принимать участие в международных книжных ярмарках, приглашать домой выступать украинцев, которые обрели мировую славу за границей. А самое главное — политика правительства, приоритеты страны должны быть четкими и определенными. Пока что нам на каждом шагу не хватает стратегического виденья. С таким выводом дипломата можно только согласиться. Но остается под вопросом, сделают ли из этого надлежащие выводы в Киеве те, кто строит «новую страну» пока лишь на словах и плакатах.

Мыкола СИРУК, «День», Брюссель — Берлин — Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ