Стоим на страже всегда, всегда,
Но если скажет Страна Труда,
Прицелом точным врагу в упор —
Товарищ Блюхер, даешь отпор!
Советско-китайский конфликт в июле-декабре 1929 г. советская пропаганда рассматривала как спровоцированный белокитайскими милитаристами, наймитами японских империалистов. О настоящих причинах конфликта, конечно, не говорилось. И не случайно. Особенно хвастать стране победившего интернационализма было нечем. Ведь боролись за сохранение царских привилегий, от которых громогласно отказывались, в мировом масштабе. Китай оказалась исключением.
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) — детище министра финансов, а затем и председателя совета министров России Сергея Витте. Дорога соединила Читу с Владивостоком и русской крепостью Порт-Артур (Люйшунь), а также портом Дальний (Далянь) на китайском Ляодунском (Квантунском) полуострове, часть ее проходила через китайскую Маньчжурию. По соглашению 1924 г. между Москвой и Пекином КВЖД оставалась под управлением СССР.
ОТ ДРУЖБЫ К ВРАЖДЕ
После Синхайской революции 1911 г. к середине 20-х гг. в Китае правили милитаристские клики, имевшие под своей властью от одной до нескольких провинций. На юге располагалось правительство гоминдана (Национальной партии) под руководством выдающегося революционера Сунь Ятсена (Сунь Вэня), а после его смерти в 1925 г., его возглавил через некоторое время Чан Кайши.
В сложных внешнеполитических условиях правительство Сунь Ятсена пошло на сближение с СССР. Произошло объединение гоминдана с образованной в 1921 г. Коммунистической партией Китая (КПК). В Китай прибыли советские военные специалисты во главе с Василием Блюхером и Михаилом Бородиным, который стал личным другом Сунь Ятсена. Под руководством Чан Кайши и по плану, разработанному Василием Блюхером, Народно-революционная армия (НРА) гоминдана в июле 1926 г. выступила против милитаристов в знаменитый Северный поход. Чем успешнее он проходил, тем более напряженными становились отношения гоминдана и КПК. Находясь в плену левосектантских доктринерских положений и подстрекаемое Москвой, руководство компартии начало борьбу с гоминданом. После вступления в апреле 1927 г. в Шанхай частей НРА все коммунистические организации были разгромлены, а их члены арестованы.
Все это происходило на фоне острой борьбы в ВКП (б). Троцкисты и «новая оппозиция» обвиняли блок Сталина-Бухарина в том, что они предали мировую революцию. Примером, по их мнению, были события в Шанхае. В газете «Правда» была напечатана статья под названием «Шанхайский переворот», это выражение вошло в тогдашнюю политическую терминологию. В публикации утверждалось, что «шанхайский переворот» — событие хоть и досадное, но не столь значительное, как утверждают оппозиционеры, мировая революция неизбежна, но еще очень далека.
Тем не менее, Сталину после антикоммунистического переворота Чан Кайши в Шанхае необходимо было срочно показать свою революционность. КПК получила указание организовать восстания в китайских городах. Наиболее известным стало выступление в Гуанчжоу (Кантонская коммуна) 11—13 декабря 1927 г. Восстание было крайне плохо подготовлено. В отчете Коминтерна говорилось: «...большинство кантонских рабочих и мелких буржуа активной поддержки Коммуне не оказывало... Железнодорожные, муниципальные рабочие и гонконгские моряки не откликнулись на наши просьбы о помощи». Коммунисты остались без поддержки тех, авангардом которых гордо себя называли.
НОВЫЕ МИЛИТАРИСТЫ
После завершения Северного похода Чан Кайши, перед советским руководством встала альтернатива: либо помогать китайским коммунистам при ухудшении отношений с национальным правительством, либо попытаться урегулировать эти отношения при забвении идеалов мировой революции. Советский Союз выбрал первое против «китайского Бонапарта» Чан Кайши.
Маньчжурия находилась под властью милитариста из фынтянской группировки Чжан Цзолина. Маршал ориентировался на Японию. Своей столицей Чжан Цзолинь сделал город Мукден, поэтому иногда его группировку называют мукденской. Большая русская колония в центре КВЖД — Харбине привлекала внимание советских спецслужб. Деятельность Коминтерна и советской разведки, которые использовали КВЖД, не осталась тайной для Чжан Цзолина. Отношения маршала и советского управления дорогой были очень напряженными. Московское руководство сделало попытку договориться с Чжан Цзолином, но это не удалось. Поэтому в Кремле решили его физически устранить.
Первое покушение, организованное сотрудником Разведывательного управления (Разведупр) Красной армии Христофором Салнынем, не удалось. После этого отношения Чжан Цзолина с Москвой приняли откровенно враждебный характер. По его приказу 6 апреля 1927 г. был совершен налет на советское консульство в Пекине. В ходе обыска в помещениях военного атташе полиция изъяла шифры, списки агентуры, инструкции китайским коммунистам по оказанию помощи в разведывательной работе, а также директивы из Москвы. Арестованных в консульстве китайских коммунистов, в том числе и одного из основателей КПК Ли Дачжао, 28 апреля расстреляли.
Осуществить очередное покушение было поручено резиденту Иностранного отдела ОГПУ в Харбине Науму Эйтингону, будущему организатору убийства Троцкого, и Салныню, который с 1927 г. руководил нелегальной резидентурой Разведупра в Шанхае. В ночь на 4 июня 1928 г. когда спецпоезд подошел к пригородам Мукдена, под вагоном Чжан Цзолина раздался мощный взрыв, в результате которого он был смертельно ранен и через несколько часов скончался. Поскольку мина была заложена в виадуке, который охранялся не китайскими, а японскими солдатами, все посчитали, что покушение было организовано японцами. Ликвидация Чжан Цзолина не принесла СССР желаемых результатов. Его сын Чжан Сюэлян, милитарист новой формации, в январе 1929 г. вступил в союз с Чан Кайши и признал его правительство.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Главной задачей правительства Чан Кайши, который перенес столицу в Нанкин, явилась борьба за отмену неравноправных договоров и соглашений с иностранными государствами. Удалось добиться возвращения Китаю 20 концессий из 33. Переговоры по остальным были прерваны оккупацией Маньчжурии Японией в 1931—1932 гг.
Политика нанкинского правительства не встретила понимания в Москве. Тем более, что очень скоро стал вопрос о КВЖД. Предложение правительства в Нанкине вернуть концессию на условиях, подписанных с другими странами, встретило активную поддержку китайской общественности. В Москве, наоборот, отказались даже обсуждать этот вопрос.
Такая позиция советского руководства была обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, администрация Чжан Сюэляна не препятствовала деятельности белогвардейцев, хотя их движение в Маньчжурии финансировалось и поддерживалось организационно Японией. Во-вторых, экстерриториальность КВЖД имела большое значение как инструмент поддержки КПК и возможного вмешательства в разгорающуюся гражданскую войну в Китае. Заодно это было с точки зрения Москвы весьма эффективное средство давления на Чан Кайши. В-третьих, дорога имела большое стратегическое значение в случае конфликта с Японией. И советские военные не хотели ее терять.
В такой обстановке конфликт был неизбежен. Поводом послужило нападение властей Чжан Сюэляна на советское консульство в Харбине 27 мая 1929 г. Видимо китайским полицейским удалось получить очередные доказательства деятельности советских спецслужб, Коминтерна и их связей с местными коммунистами. Власти Чжан Сюэляна 10 июля 1929 г. фактически захватили управление дороги. Более 60 советских служащих дороги, в первую очередь партийные руководители, были высланы в СССР. Эта акция Чжан Сюэляна была весьма популярна в глазах китайской общественности. Ряд партийных организаций КПК высказались в ее поддержку. А в СССР началась антикитайская кампания, митинги и демонстрации протеста проходили по всей стране.
Обе стороны начали подготовку к военному разрешению конфликта. В августе была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА) под командованием недавно вернувшегося из Китая Василия Блюхера. Операции ОДВА против войск Чжан СюЭляна проходили с 12 октября по 20 ноября 1929 г.
Блюхер 20 ноября 1929 г. докладывал в Москву: «Чжалайнор занят 18 ноября. Вторым ударом занят г. Маньчжурия 20 ноября... Противник, несмотря на превосходство нашей техники и полное окружение, оказывал небывалое по упорству сопротивление». Операция по принуждению к миру завершилась. По Хабаровскому протоколу, подписанному 22 декабря 1929 г., на КВЖД восстанавливалось прежнее положение.
КВЖД СССР управлял не долго. В сентябре 1931 г. Япония начала оккупацию Маньчжурии, 5 февраля 1932 г. японские войска заняли Харбин и затем включили его в состав марионеточного государства Маньчжоу-Го. Москва продала в 1935 г. дорогу формально маньчжурским властям, а фактически Японии, за 140 млн. иен. При заключении 14 февраля 1950 г. Договора о дружбе и взаимной помощи между СССР и КНР было подписано соглашение о Китайской Чанчуньской железной дороге (так с августа 1945 г. называлась КВЖД). В январе 1953 г. дорога была передана КНР и получила название Харбинской железной дороги.
В китайском журнале «Синь шицзи чжоукань» (Еженедельник нового века) опубликована статья, в которой говорится, что попытка Чжан Сюэляна захватить КВЖД в 1929 г. была оправданной. Он собирался вернуть Китаю то, что не хотел отдавать Сталин. В статье подчеркивается, что советская сторона в нарушение Хабаровского протокола отобрала у Китая остров Большой Уссурийский (Хэйсяцзы — остров Черного Медведя), расположенный при слиянии Амура и Уссури. После длительных российско-китайских переговоров Москва и Пекин договорились разделить остров пополам. Китай получил свою часть в октябре 2008 г. Так почти через 80 лет закончился конфликт на КВЖД.