НАБУ, Специализированная антикоррупционная прокуратура, НАВПК, Государственное бюро расследований, Нацагентство по розыску активов — это вновь созданные правоохранительные органы за последний период в Украине к уже существующим ГПУ, МВД, СБУ, Налоговой милиции, Военной прокуратуре, УБЭП, УБОП...
Апеллируя к опыту других государств с набором демократических институтов похожего уровня развития и толерантности населения к проявлениям коррупции, опыт Бразилии последних двух лет для Украины будет показательным.
До последнего времени бразильская политическая элита на украинский манер, используя влияние на государственный сектор экономики, довольно успешно наживала капиталы с помощью традиционных атрибутов властного административного ресурса...
Как и в Украине, в Бразилии есть десятки федеральных и местных правоохранительных органов, задачей которых является борьба с коррупцией. Десятки лет бразильский политикум периодически переживал штормы коррупционных скандалов и попадание в прессу очевидных фактов злоупотребления властью лиц, приближенных к политическому олимпу. В лучших «электоральных заливаниях» политики обещали «побороть и искоренить».
Все изменилось, когда за дело взялся один человек — провинциальный судья из Куритибы, штат Парана, что на юге Бразилии, Серхио Моро. Темой его дипломного проекта была операция «Чистые руки» (Mani pulite), которая происходила в 1990-х годах в Италии. Сам Моро достаточно углубленно исследовал тему отмывания средств, в том числе и в США.
Этим федеральным судьей, только в рамках разворовывания средств в государственной компании Petrobras (аналог нашего НАК «Нефтегаз»), предъявлены обвинения 97 лицам, включительно с бывшим главой администрации президента Жозе Дирсеу времен президентства Лули да Силва. В результате в свои 70 лет он получил 23 года тюрьмы. Интересным для Украины является факт, что средняя сумма откатов в операциях по отмыванию средств государственной компании Petrobras составляла скромные, по украинским меркам, 3%, которые по традиции оседали на оффшорных счетах приближенных.
Не менее знаковым является то, что мотивация откатов для руководителей Petrobras, которую в качестве аргументации приводил Жозе Дирсеу будучи на должности руководителя администрации, была необходимость финансирования избирательной кампании провластной партии и самого президента. То есть аналогия с украинскими реалиями более чем очевидна. Можно даже не прогнозировать, сколько «опытных хозяйственников» объективно могли попасть за решетку при системном и комплексном расследовании уголовных правонарушений только в нашем нефтегазовом комплексе за последнее десятилетие.
Обвинения, предъявленные в рамках расследований, инициированные Серхио Моро против первых должностных лиц государства, депутатов и руководителей компаний, стали основным катализатором запущенной процедуры импичмента нынешнему президенту Бразилии Дилме Русеф и устранения ее от власти. А сам Серхио Моро сегодня стал национальным героем для многих бразильцев, измучившихся от десятилетий обременительной безрезультатной политической трескотни.
Украинское законодательство также предоставляет возможность любому судье выносить решения и направлять их в правоохранительные органы, когда во время рассмотрения дела станут известны факты относительно совершения преступления. Можно представить цунами таких фактов во время рассмотрения таких дел в Высшем хозяйственном суде Украины или Высшем административном суде Украины. Но за всю историю Украины сложно вспомнить показательные и объективные факты борьбы судейского корпуса против коррупции, учитывая украинские масштабы этого явления. Скорее, наоборот — они постоянно старались возглавить этот меркантильно-соблазнительный процесс коррупционных связей.
Бразильский опыт подтверждает, что все решают конкретные люди. Коррупционные скандалы, которые постоянно трясут наше государство в последний период, и реакция вновь созданных правоохранительных органов на такие вызовы за последний период на практике доказали, что только граждане с определенными идеалами и мировоззрением смогут остановить всеобъемлющего коррупционного спрута. Кроме того, создание каждого правоохранительного органа, как свидетельствует практика сегодняшней Италии, прогнозируемо станет обременительным тормозом для роста экономики и общества в будущем без какого-либо радикального перелома ситуации.
Учитывая наше историческое наследие и масштабы коррумпированности политических элит, ожидания появления с похожими убеждениями борцов с коррупцией в украинских реалиях может растянуться на десятилетия, как этого ожидала Бразилия. Украина, в отличие от Бразилии, не имеет такого уровня экономики и самое главное — мощного класса национальной буржуазии, которая может порождать таких личностей, кроме того, военный конфликт с РФ истощает активные слои общества в Украине. Прагматичным и быстрым в реализации остается путь приглашения таких специалистов в Украину из других государств с соответствующим опытом и убеждениями, особенно учитывая, что 20 млн этнических украинцев живут в мире, в том числе Бразилии.