Сегодня турецкие военные готовы к вторжению в Северный Ирак. А решение по поводу проведения широкомасштабной операции на этой неделе должен одобрить турецкий парламент. Таким образом, не исключено, что новая война в ближневосточном регионе может начаться со дня на день.
Предложение «зачистить» Курдистан не является чем-то новым. Турецкая армия очень мощная, а ее генералы имеют достаточный опыт войны против партизанских группировок, чтобы утверждать о способности ликвидировать тренировочные лагеря и базы курдских сепаратистов. Как считает главнокомандующий турецкой армии Ясар Буюканит, создание независимого курдского государства на севере Ирака составляет угрозу для безопасности Турции. По его словам, Ирак движется к тому, чтобы стать конфедерацией, а это может привести к отделению северной курдской территории от остальной страны.
После того, как в Ирак были введены американские войска, иракские курды создали на севере страны фактически независимое государство. В нем функционирует своя армия, полиция и законы. Однако, еще при правлении диктатора Саддама Хусейна местные военизированные формирования — пешмерга — были довольно сильными и боеспособными. Очевидно, что сегодня Турцию беспокоит, что в иракском Курдистане расположены базы сепаратистов из Рабочей партии Курдистана (РПК), на которых они проводят свои учения, готовят новые акции и отдыхают.
При этом следует принять во внимание, что пешмерга обучаются у американских инструкторов и имеют на своем вооружении сотни единиц тяжелой техники. Поэтому, если Турция и Курдистан пойдут на реальное крупномасштабное противостояние, может разгореться нешуточная война. Тем более, что ситуацией на иракском фронте немедленно воспользуются боевики из РПК, которые уже активизировались на востоке Турции. Фактически Анкаре придется воевать с курдами как минимум на двух фронтах, не принимая во внимание возможных террористических атак в глубине страны.
Учитывая возможное сопротивление курдов вторжению в иракскую часть курдских территорий, нужно помнить, что на сегодня Курдистан имеет полную возможность, причем абсолютно легальную, вооружаться новейшим оружием защиты. Чего, возможно, не учитывают турецкие боевики, ведь самые современные зенитно-ракетные и противотанковые комплексы могут очень легко свести на нет все преимущество турецкой армии в оснащении. И, фактически, сведут пехотинцев один на один. А это, как показывает опыт многих армий, акция не только чрезвычайно опасная в военном плане, но и сложная в политическом. О чем свидетельствует как военный опыт американцев во Вьетнаме, так и российский опыт в Афганистане и Чечне.
Турция, Иран и Сирия, имеющие долгую историю подавления курдских сепаратистских движений, следят за курдской администрацией в северном Ираке. Туда за последние пять лет приехали сотни иностранных курдов, чтобы учиться в университетах. Курдские режиссеры из Ирана снимают там кинофильмы, которые бы запретили в Исламской республике. Лингвисты в который раз начинают прилагать усилия, чтобы объединить народные массы и устранить различия между диалектами курдского языка, препятствующие панкурдскому движению объединения нации.
Курды, общая численность которых составляет от 30 до 40 миллионов, пользуются курдским языком и имеют свою культуру, отличную от арабской, иранской или турецкой. На сегодня они являются самой большой в мире этнической группой, не имеющей своего государства. Все это произошло в результате политической махинации после распада Османской империи по окончании Первой мировой войны. Курды на протяжении всего ХХ века боролись против правительств Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Эти четыре страны, разделившие между собой территорию Курдистана, подавляли курдский язык, разрушали курдские села и казнили курдских активистов. Так, только на протяжении 1980-х годов Саддам Хусейн уничтожил десятки тысяч курдов, чтобы подавить их восстание.
Фактически, на сегодня Турция может быть втянутой в очень неприятную и, по своей вине, долгосрочную акцию наподобие Чечни, но которая при этом является намного более мощной, поскольку Чечня значительно меньше как по размеру территории, так и по численности населения. Кроме того, если бы Чечня имела хотя бы частичное признание своей независимости, то россияне имели бы еще больше проблем и вряд ли вообще смогли бы укротить эту бунтарскую республику. Сегодня все карты не на стороне Турции. Поэтому турецким военным, а особенно политикам, нужно было бы вместо вторжения в Курдистан, которое может иметь фатальные последствия, прежде всего, для самой Турции, взять некоторый тайм-аут и задуматься над тем, что же вообще происходит.
А в действительности происходит следующее: Турция, как, впрочем, и ряд других стран мира, сегодня находится во второй стадии распада империи. На этой стадии находится не только Россия, которая, кстати, очень похожа по своим реакциям, например, на признание геноцида коммунистического режима относительно украинского народа, попытками ревизовать результаты расследования трагедии поляков в Катыне и реакцией на стремление к независимости своих национальных регионов.
Сложные проблемы на сегодня имеют и другие страны, находящиеся на второй стадии имперского распада. В первую очередь, здесь можно отметить Великобританию, которая имеет самые болезненные проблемы и вызовы, но и больше всего опыта и, возможно, наиболее успешно справляется с этими вызовами. Может быть, турецким политикам нужно было бы изучить опыт британцев в этом направлении. Поскольку, если взять соразмерное противостояние Великобритании и части занятой ею Ирландии, то просматривается некоторая аналогия с противостоянием в Курдистане. Хотя проблема у британцев была, возможно, немного легче, поскольку население британское и местное имело соотношение несколько другое, чем в Курдистане, — не в пользу «великотурков».
Сегодня Турция «разрывается» еще от нескольких направлений своего политического развития и своей «многовекторности», от которой ей необходимо вылечиться и окончательно определиться, в каком направлении она будет развиваться. На этом этапе параллельных сил, которые фактически тянут ее в разные стороны, и находится сегодня Турция. Ведь вступление в Европейский Союз — вектор существенно отличающийся от проимперского. А еще один мощный вектор — движения в направлении исламского государства и исламского общества, который чрезвычайно мощен в Турции, и еще тянет ее в совершенно другом направлении. Отличном, кстати, от обоих других.
При таких реалиях Турция не может двигаться ни в одном из направлений и может даже «разорваться» в политическом и социальном смысле. Если взять исторические аналогии, то очень многие государства делали попытки вылечиться от таких противоречий при помощи большой или небольшой войны. Но в последние десятилетия каждая подобная попытка заканчивалась лишь крахом как политики, так и самого государства. Особенно значимым примером является политика Советского Союза относительно Афганистана. Поэтому, учитывая это, турецкие политики имеют достаточно исторических примеров, вполне подставных для аналогий и для того, чтобы все же не идти на этот необдуманный шаг, а при помощи Евросоюза и США, которые являются ее союзниками, и это очень большой позитивный шанс для Турции, уладить конфликт современными средствами. И выйти на новый этап развития государства и общества.
С другой стороны, начало военных действий Турции в Курдистане способно вызывать детонационный процесс вообще в этом регионе. Поскольку, кроме Турции, курдская проблема наблюдается как в Иране, так и в Сирии. И тот узел напряженности, который на сегодня существует относительно арабо-израильских противоречий, относительно ситуации в Ираке вообще и ситуации с Ираном, делает этот регион взрывоопасным в кубе. А вторжение Турции может привести к началу очень многих локальных конфликтов, а, возможно, и перерасти в общерегиональный конфликт, когда все будут воевать против всех. Несомненно, что Турция от этого только проигрывает.
Кто от этого выиграет? Больше всего, наверное, выиграют исламские экстремисты, поскольку их цель — раздуть огонь в костре, особенно в исламском мире, и перебросить его на остальной мир. А с сугубо экономической и политической точки зрения, тактический выигрыш имеют ряд стран, в частности Россия, которая таким образом увеличит свои влияния на государства Ближневосточного региона и стабилизирует, а то и увеличит цены на энергоносители, на которых и держится ее экономика.