Пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова заявила, что президент считает беспорядки в Кыргызстане внутренним конфликтом, и пока Россия не видит условий для участия в его урегулировании.
По словам Натальи Тимаковой, решение о направлении в Кыргызстан миротворческих сил ОДКБ может быть принято только в соответствии с уставом ООН и после консультаций со всеми участниками ОДКБ. Между тем, как сообщают источники в российских силовых структурах, на российскую военную авиабазу Кант на севере Кыргызстана в воскресенье прибыли три военно-транспортных самолета Ил-76, которые доставили усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ с целью защиты находящихся там российских военнослужащих и их семей.
А в воскресенье стало известно, что киргизское военное ведомство начинает частичную мобилизацию населения республики — все военнообязанные в возрасте до 50 лет к середине дня должны явиться в военкоматы по месту приписки.
Временное правительство Кыргызстана создало Совет безопасности при президенте переходного периода. Совбез был упразднен по решению прежнего президента Курманбека Бакиева в конце прошлого года. Временное правительство было сформировано после государственного переворота в начале апреля. Президент Бакиев бежал из страны и написал заявление об отставке. В состав временного коалиционного правительства вошли лидеры крупнейших оппозиционных партий. Секретарем Совета безопасности назначен полковник спецслужб Алик Орозов. Ранее он уже занимал пост замглавы Совбеза, но в 2007 году подал в отставку, заявив, что не согласен с проводимой Бакиевым политикой.
Кстати, бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, находящийся сейчас в Беларуси, заявил, что не имеет никакого отношения к беспорядкам, начавшимся в минувшую пятницу на юге Кыргызстана. В своем официальном заявлении он подчеркнул, что обвинения его в их организации — «бессовестная ложь». Бакиев призвал в этой связи киргизов «не поддаваться на провокации и призывы безответственных политиков».
В кровавых столкновениях бывший глава страны обвинил новое правительство Кыргызстана Розы Отунбаевой. «Вместо того, чтобы своевременно мобилизовать все необходимые ресурсы для локализации конфликта, представители временного правительства раздают интервью с целью оболгать меня и моих родных, обвиняя в причастности к беспорядкам на юге», — заявил Бакиев.
Однако, директор Института стран СНГ в Бишкеке Александр Князев заявил в эфире «Радио «Комсомольская правда», что за нынешними беспорядками на юге Кыргызстана стоят сторонники свергнутого президента Бакиева. «Если проанализировать все его публичные выступления сразу после бегства из Бишкека, то в них красной нитью проходят угрозы развитию именно межнациональных противоречий, межнациональных конфликтов. И есть достаточно много фактов, говорящих о непосредственном участии в организации его братьев — Ахмада и Зениша. Ни для кого не секрет, что Зениш Бакиев практически полностью контролировал весь наркотрафик, проходящий через территорию республики. Есть связи с наркокриминальным миром и в сопредельных государствах, соответственно, поэтому их участие здесь не подвергается сомнению», — цитирует российского эксперта радио «Комсомольская правда.
Происходящие события сейчас находятся в центре внимания мировых СМИ. Многие задаются вопросами, что привело к новым столкновениям в этой бывшей советской республике, и тому, что после двух революций эта страна так и не может наладить государственные и демократические институции. По мнению российского политика Владимира Милова, турбулентность в Кыргызстане — наиболее яркое внешнее проявление краха авторитарной системы управления на постсоветском пространстве. «Схема простая. Сползание в клановый авторитаризм — нарастание общественного недовольства и напряжения — революция — повторное сползание в клановый авторитаризм — новый виток недовольства и напряжения — новая революция — параллельные процессы деградации общества, разрастания коррупции, социально-экономической стагнации — сползание в хаос. Не работают уже ни авторитаризм, ни революция. Кыргызстан стремительно превращается в failed state — несостоявшееся государство, где власти уже не могут держать ситуацию под контролем, требуется внешнее управление», — отмечает Милов в своем блоге на радио «Эхо Москвы».
По мнению российского политика, если России, Казахстану, Азербайджану, Беларуси удается удерживать ситуацию за счет существенно больших располагаемых ресурсов, а Украине, Грузии и Молдове удается найти в себе силы как-то вырваться из порочного круга, оторвавшись от влияния доминирующих в постсоветском регионе авторитарных тенденций, то у Кыргызстана, у которого нет ни достаточных ресурсов, ни сил оторваться от влияния авторитарных соседей, случается хаос.
При этом Милов отметил, что ради пресловутой «стабильности» Россия поддерживала оба прогнивших коррумпированных режима в Кыргызстане — и акаевский, и бакиевский — и оба раза провалилась, и сейчас отчаянно соображает — что же делать?
На момент подготовки номера не было известно, чем вчера закончились консультации секретарей Совета Безопасности стран Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ) для выработки мер реагирования на ситуацию на юге Кыргызстана, где уже несколько дней продолжаются массовые беспорядки. Консультации созваны по инициативе президента РФ, который в настоящее время исполняет обязанности председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ. Как ожидается, главным вопросом встречи, на которую приглашены представители Киргизии, станет просьба руководства этой страны о вводе в охваченную этническими столкновениями Ошскую область миротворческого контингента. Напомним, что в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Не исключено, что одним из решений этой организации может стать отправка в Кыргызстан миротворцев.
Не следует забывать, что усиление этнического насилия в Кыргызстане происходит в сотнях миль от американских и российских баз в этом центральноазиатском государстве, но представляет непростые стратегические дилеммы для обеих стран, «Для Вашингтона Кыргызстан является жизненно важным транзитным центром для военных поставок в Афганистан и основной альтернативой рисковым поставкам из Пакистана. Госдепартамент в воскресенье призвал к быстрому восстановлению мира и порядка, поддержав усилия ООН и ОБСЕ по поиску решения. Для Москвы киргизский кризис является испытанием усилий по оказанию большего влияния в регионе, который до недавнего времени оставался полем геополитической борьбы. Россия за последние годы неоднократно пыталась закрыть американскую базу, хотя почти десять лет назад Кремль одобрил ее создание», — пишет американское издание The Wall Street Journal.
КОММЕНТАРИИ
«Важно не использовать межэтнические противоречия для усиления власти»
Игорь СЕМИВОЛОС, исполнительный директор Центра ближневосточных исследований
— В данном случае, сработала напряженность в межэтнических отношениях, существовавшая ранее между киргизским и узбекским обществами. В 1990 году ситуация развивалась по похожему сценарию. Тогда, чтобы предотвратить насилие, руководство СССР было вынуждено вводить войска в город Ош. Сейчас войск у киргизской власти практически нет, и ситуация не контролируется ни одной из сторон, поэтому все урегулировать значительно сложнее, чем 20 лет тому назад. По всем критериям в Киргизстане сейчас происходит гражданская война — есть большое количество жертв, идут интенсивные боевые действия. И очень сложно искать первопричины этой войны. Если говорить в целом — в Кыргызстане есть межэтнические конфликты, также большую роль сыграл криминалитет, поддержка или не поддержка свергнутого президента (хотя большинство населения все же поддержало временное правительство). То есть это целый комплекс проблем. В известной степени, также можно сказать, что эта ситуация была заложена еще во времена СССР, если речь идет о распределении границ, когда часть узбекского населения оказалась в Кыргызстане. Но это факт, ведь далеко не всегда границы проходят справедливо по отношению к этническим группам.
Обращение временного правительства Кыргызстана за помощью к России является признанием того, что местная власть не в состоянии контролировать ситуацию. С другой стороны — это последняя надежда на то, чтобы остановить эскалацию насилия. Очевидно, в этом регионе российский фактор рассматривается как стабилизирующий, как панацея. Очевидно, что интервенция в зону боевых действий есть в повестке дня, и, разумеется, эту интервенцию необходимо осуществить — либо это будут внутренние силы, либо международный контингент. Так как мы понимаем, что внутренние силы слабы и вряд ли способны спасти ситуацию, то, очевидно, расчет идет на международные силы. И первыми должны быть силы ОДКБ, поскольку Кыргызстан является членом этой организации. Не в последнюю очередь при принятии решения об интервенции, будет учитываться тот факт, что интервенты сталкиваются с растущим недовольством населения. Думаю, это будет сдерживать разрастание широкомасштабной операции. В любом случае, это огромный вызов для государственности Кыргызстана. Если ситуация не будет взята под контроль, а насилие будет развиваться, мы будем говорить о Кыргызстане как о стране, которая не состоялась.
Украинской власти нужно вынести урок из этой ситуации — не доводить народ до такого момента, когда происходит полное разрушение государственных институтов, когда пытаются подменить демократию представительским советом, когда делаются попытки сконцентрировать в своих руках все средства, все финансовые потоки, уничтожая оппонентов. Все это приводит к вспышкам недовольства, а результатом являются гражданские войны. Я думаю, что украинская оппозиция и власть, глядя на бывших соседей по советскому лагерю, должны сделать именно такой вывод. Институты должны сохраняться, развиваться, власть должна прекратить концентрировать всю полноту влияния в своих руках. И конечно, важно, чтобы всякие межэтнические противоречия, существующие в каждой стране, всякие национальные стереотипы не использовались для усиления власти.
Юрий ЩЕРБАК, экс-посол Украины в США и Канаде
— Несмотря на то, что Кыргызстан далеко от нашей страны, несмотря на этнические, национальные, экономические обстоятельства, киргизские уроки важны для Украины, поскольку они показывают, как легко раздуть конфликт, построенный на этническом принципе. Когда противопоставляется какая-то одна этническая сила или группа другой, возникает конфликт, который, как правило, втягивает большое количество людей. А когда появляются убитые, этот конфликт крайне сложно урегулировать. В данном случае конфликт в городе Ош может дестабилизировать государственную жизнь в Кыргызстане. Также я хочу заметить, что мы не располагаем правдивой и полной информацией о происходящем там. Единственный украинский канал показал демонстрацию узбекской диаспоры в Киеве. Митингующие рассказывают, что в Кыргызстане проходят ужасные этнические чистки и массовые побоища семей, детей, женщин на этнической почве. Мне показалось, что это правда. Конфликт такого типа имел место еще 20 лет назад, и я помню, как сюда приезжали люди из тех регионов и рассказывали, что там творилось. Не дай Бог такого, но мы можем спроектировать киргизские события на Крым и увидеть, как легко можно вызвать такие беспорядки, которые потом требуют того, чтобы прибывали войска из других государств и помогали во внутреннем конфликте. Это очень серьезный урок для украинской власти. Особенно когда во главе Министерства внутренних дел стоит человек, заявляющий, что крымские татары были справедливо наказаны во времена сталинского режима — это крайне опасное явление. Такими заявлениями весьма просто расшатать ситуацию и вызвать провокации. Поэтому нужно очень серьезно относиться ко всему происходящему в Украине.
Справка «Дня». Оба народа — киргизы и узбеки — тюрки. Их языки схожи, так как относятся к одной языковой группе. И те и другие исповедуют ислам. В южных районах Кыргызстана киргизы и узбеки живут бок о бок уже на протяжении нескольких столетий. Исторически узбеки были фермерами и торговцами и жили в больших городах. В то время как киргизы слыли хорошими пастухами и вели кочевой образ жизни, строя временные жилища в горах. Образ жизни обоих народов кардинально изменился с приходом советской власти в 20-х годах. В рамках земельных реформ киргизов-кочевников переселили деревни и города, такие как Ош. Через некоторое время были созданы Советские Республики Киргизия и Узбекистан без учета этнических и географических особенностей региона. Таким образом, город Ош с большой частью узбекского населения оказался на территории Киргизии, а в Узбекистане есть населенные пункты с киргизским большинством. В Оше многие годы этнические узбеки доминировали в сфере малого и среднего бизнеса, а киргизы занимали все государственные должности. Эксперты полагают, что начало межэтнической вражде положили бедность и безработица последних лет.