Банкир и медиа-магнат Александр Лебедев размышляет над продажей своих активов в России из-за давления со стороны Кремля и опасений оказаться за решеткой по уголовному обвинению, которое он считает политически мотивированным.
Владелец британских газет The Independent и Evening Standard Лебедев сказал, что Россию может ожидать волна политических репрессий в результате тех мер, что предприняты Владимиром Путиным по возвращении в президенты 7 мая, которые оппозиционные лидеры расценили как подавление инакомыслия.
«Я надеюсь, что ошибаюсь, когда говорю, что мы находимся на грани начала политических репрессий», — рассказал Лебедев в интервью Reuters в своем роскошном московском офисе, чье состояние американский журнал Forbes в марте оценил в 1,1 млрд долл. «Я думаю, крупнейшая проблема состоит в том, что страной управляют по модели персоналистской власти», — сказал он.
«Институты, которые наиболее важны в ежедневной жизни — суды, парламент, органы правопорядка, независимые СМИ, политическая оппозиция, в основном представляют собой имитацию».
На вопрос о долгосрочных планах 52-летний миллиардер ответил на своем безукоризненном английском: «Свести свой бизнес к нулю, откровенно говоря, просто избавиться от него, избавиться от всего. Просто выйти из бизнеса».
Лебедев не распространялся о деталях, хотя сказал, что не уверен, что у него достаточно времени для того, чтобы распродать активы, если давление продолжится.
Его деловая активность в России включает банковскую сферу, сельское хозяйство и строительство. Лебедев также обладает пакетом акций в «Новой газете», критикующей Кремль и разоблачающей коррупцию, а также долями в подконтрольных государству «Газпроме» и «Аэрофлоте».
Хотя Лебедев говорит, что не участвует в оппозиционной политике, его критика в адрес Кремля необычна для российских «олигархов». Большинство набрало в рот воды после ареста в 2003 году бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, который осмелился соперничать с Путиным путем спонсирования его политических оппонентов.
Ходорковский по-прежнему за решеткой, и Лебедев говорит, что тоже рискует оказаться в тюрьме из-за прошлогоднего инцидента, когда в студии ток-шоу НТВ он вступил в рукопашную с другим предпринимателем, Сергеем Полонским, в жаркой дискуссии по поводу экономического кризиса.
Путин позже назвал происшедшее «хулиганством», и прокуратура начала расследование.
Кремль отрицает, что оказывает давление на предпринимателей из-за их политических воззрений. Критики говорят, что хотя в начале первого президентства Путин обещал обеспечить «равноудаленность» олигархов от власти, все закончилось лишь сменой лиц в среде предпринимателей, пользующихся приближенностью к Кремлю.
ОТ ТЮРЬМЫ — НЕ ЗАРЕКАТЬСЯ
Лебедев сказал, что его может ждать судьба лидера протестов Алексея Навального, которому во вторник были предъявлены обвинения в хищении, и с которого была взята подписка о невыезде из России. Навальному грозит 10 лет тюрьмы, и он уверен, что окажется за решеткой.
«Вероятно, процедура будет такой же, как и в отношении Навального, с запретом на мой выезд из страны», — сказал Лебедев, меряя кабинет шагами, не усидев на месте во время эмоционального рассказа.
«По информации моих юристов, это может произойти в августе-сентябре».
На вопрос, ожидает ли он ареста, банкир рассмеялся: «Ну, если вам предъявляют обвинение...»
Лебедев говорит, что расследование в отношении него и параллельное, по поводу принадлежащего ему Национального резервного банка, мотивировано его откровенными взглядами и его собственной борьбой с коррупцией.
Он опасается, что российские власти попытаются «сравнять мой бизнес с землей», но не собирается покидать страну из-за страха ареста: «А почему я должен?»
Лебедев сказал, что The Independent и Evening Standard, которые он финансирует, принадлежат его сыну Евгению и находятся под его управлением. Он опроверг предположения о том, что собирается расширить медиабизнес в Великобритании путем покупки активов медиамагната Руперта Мердока, если те пойдут с молотка, так как эти активы — «для более богатого покупателя».
Лебедев дал понять, что уверен в необходимости для российских оппозиционных лидеров объединиться в единый фронт и забыть о разногласиях, сообща выступая против таких явлений как коррупция.
Критики Путина в последние месяцы организовали крупнейшие за его почти 13 лет у власти уличные выступления протеста и грозят новыми акциями и забастовками осенью в ответ на то, что они считают целенаправленной кампанией Кремля по удушению гражданского движения.
Оппозиция не оформилась в более организованное политическое движение и не имеет общего лидера, хотя Навальный выступает как наиболее харизматическая фигура среди ее активистов.
Лебедев рассмеялся в ответ на вопрос, видит ли он себя способным объединить оппозицию: «Я никогда не был практикующим политиком», добавив, что больше увлечен борьбой с коррупцией.
3 августа, 2012 года, Reuters