Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Линия Маннергейма» или «линия Сталина»?

25 сентября, 2012 - 11:46
ФИННЫ В ОКОПЕ ПОД СУОМУССАЛМИ
ФОТО С САЙТА mannerheim_wikipedia.org

Процесс деградации и дебилизации отечественного телепространства идет по восходящей. Не удивительно, что все больше представителей образованного «класса» с какими-то интеллектуальными интересами уходят в «мировую паутину». Действительно, в Интернете, как в Греции (по утверждению чеховского героя, хотя самого Антона Павловича один крупный деятель нашей страны называет «украинским поэтом»), есть все. А что на нашем ТВ? Какое-то бесконечное нагромождение низкопробной развлекаловки, натужного юмора, нудных сериалов о «личной жизни», политической поножовщины и прочей зеленой тоски. Но надо отдать должное тем немногим телеканалам, которые пытаются поддерживать некоторую планку интеллектуальности, давая пищу уму и не позволяя скатиться на уровень простейших физиологических реакций.

Например, каналы ТВI и «МЕГА» время от времени предлагают зрителям хорошую документалистику, заставляющую думать и искать собственные ответы на возникающие вопросы. Но поскольку качественной документалистики в Украине производится мало, оба канала пошли по соблазнительно легкому пути: они гонят на экран продукцию российских коллег. И если ТВI, понимая, что среди потока немало идеологической «джинсы», по крайней мере, снабжает показываемое разного качества комментариями, то канал «МЕГА» этим себя не утруждает. Вот и недавно, 18 августа, «МЕГА» показал документальный фильм российского производства «Линия Маннергейма».

Разумеется, с 1939 года много воды утекло в реке Волге, и сегодня уже не услышишь дремучие легенды о «кровавом псе финской буржуазии белогвардейце Маннергейме». В этом смысле российские документалисты достаточно толерантны к исторической правде и вполне благожелательны к бывшему кавалергарду его Императорского Величества Николая II. Они уважительно говорят о бароне Карле Густаве Эмиле Маннергейме, генерале русской гвардии и маршале Финляндии.

Действительно, этот человек прожил большую и благородную жизнь, никогда не изменяя долгу и своим моральным принципам.

Надо сказать, что уважительное отношение к противнику особенно тяжело дается русскому человеку. Русская традиция требует обязательного унижения и оскорбления врага, не случайно, что почти всегда тех, кто противостоял русской армии, в российской печати называли «бандитами» — армия УНР — это «петлюровские банды», кавказские горцы Шамиля — «дикари и бандиты», польская армия Тадеуша Костюшко — «бунтовщики», афганские и чеченские бойцы тоже не заслужили лучшего наименования, ну а о воинах УПА и говорить не будем... Между тем в период нападения сталинской армии на Финляндию главнокомандующий финнов Маннергейм, кавалер всех русских боевых орденов и медалей с мечами и бантами, запретил в листовках и радиопередачах унижать и оскорблять советских маршалов и командармов, хотя они были агрессорами. А 5 сентября 1941 года Маннергейм запретил своей авиации приближаться к городу своей молодости, Петербургу-Ленинграду, запретил своей артиллерии стрелять по нему и отказался пропустить через финскую территорию немецкие войска, которые должны были ударить по Ленинграду с севера. Советским вождям с их «моральным обликом», сформировавшимся в безжалостной подковерной борьбе за власть и выживание, было невыразимо тяжело понять Маннергейма, этого человека чести. Несмотря на все истерики Гитлера, Финляндия не выдала нацистам ни одного еврея, Маннергейм не позволил.

Финнам очень повезло с этим шведским бароном, который до конца жизни так и не научился безукоризненно говорить по-фински, но стал настоящим вождем финской нации, спасшим Финляндию от судьбы советской провинции. Увы, нам в Украине с ними, с вождями, почти всегда не везло, хотя от желающих ими стать и сегодня отбоя нет...

Кстати, после 1945 года главой Союзной контрольной комиссии по Финляндии назначили сталинского идеолога Андрея Жданова. Случайно ли произошло такое назначение? Дело в том, что А.А. Жданов был сыном статского советника (а значит, дворянином) и царским прапорщиком, служившим в Первую мировую войну под началом генерала Маннергейма... При встрече Жданов сказал об этом финскому маршалу. Тот предложил советскому руководителю выпить в память о совместной службе, что они и сделали.

В этом в общем информативном фильме оказалось и немало глупого и наглого вранья времен все того же товарища Жданова, которое сегодня после «эпохи гласности» выглядит совсем уж неприлично. Авторы фильма повторяют тогдашнюю советскую версию о том, что СССР войной против Финляндии хотел всего лишь отодвинуть финскую границу от Ленинграда и обезопасить таким образом «город Ленина». Однако и в 1940 году об этом стали говорить в Кремле лишь после того, как советский «блицкриг» провалился. А вначале финнам предложили допустить на свою территорию Красную армию и передать власть «рабоче-крестьянскому правительству Демократической Финляндии» во главе с 20 лет протиравшим штаны в СССР тов. Отто Куусиненом, членом руководства Коминтерна и ВКП(б). Товарищ Куусинен, сидя в Москве, напрочь забыл финский язык и все документы от имени «Демократической Финляндии» подписывал по-русски. Потом он станет членом Политбюро ЦК КПСС и закончит свои дни под кремлевской стеной на Красной площади. На все наглые предложения, не оставлявшие ничего от суверенитета Финляндии, финны ответили отказом.

Подобную методику Кремль весьма успешно применит в 1940 году против Эстонии, Латвии и Литвы. В отличие от финнов, эти балтийские страны не решились на сопротивление и на 50 лет попали «в братскую семью народов СССР».

Когда Красная Армия углубилась на финскую территорию, в захваченный город Териоки (Зеленогорск) привезли Куусинена со всем его «кабинетом». После того, как затея лопнула, завели «шарманку» о том, что Финляндия должна отодвинуть границу от Ленинграда, поскольку, мол, очень неспокойно себя под финским взглядом чувствует «колыбель Октябрьской революции».

Эти пропагандистские изыски более чем 70-летней давности во вполне свежем российском телефильме озвучивал официальный историк Олег Ряшевский без каких бы то ни было альтернативных точек зрения. Реальная жизнь показала всю гнилость этой легенды, рассчитанной на людей с окончательно оттоптанными мозгами. В 1941 году финны пошли отвоевывать то, что у них забрали годом ранее, и вышли на старую границу, откуда могли беспрепятственно бомбить и обстреливать Ленинград, чего не делали из-за сентиментальности Маннергейма с его воспоминаниями молодости, когда статный гвардейский офицер был любимцем петербургских дам. Если бы «кремлевский горец» не набросился самым бандитским образом на маленькую Финляндию в 1939 году, она бы сохранила нейтралитет и в 1941 году, самим фактом своего существования прикрывая Ленинград с севера, и не было бы никакой ленинградской блокады со всеми ее ужасами. Через нейтральную Финляндию можно было наладить снабжение города продовольствием и спасти жизнь сотен тысяч ленинградцев. А так после войны в музее блокады пришлось открыть отдел людоедства, которое процветало. Но вскоре отдел прикрыли, поскольку в партийном ЦК мудро решили, что не может так быть, чтобы один советский человек съел другого советского человека.

А если не могло быть, значит, и не было...

Все эти реликтовые пропагандистские утверждения изрядно подпортили в общем хороший фильм, который, однако, прошелся лишь по кромке правды. Его творцы убоялись сделать неизбежные выводы из собственных же посылок, например, о том, что агрессия против Финляндии в 1939 году (за которую, между прочим, СССР был исключен из Лиги Наций, этого прообраза ООН) породила страшную ленинградскую блокаду. А уж тем более не решились сказать, что это чудовищное испытание в городе переживали по-разному, беда оказалась далеко не общей, так сказать, кому блокада, а кому мать родная...

Российский историк Борис Соколов пишет: «Начальники жили как бы совсем в другом городе и далеко не в полной мере ощущали трагизм положения основной массы ленинградцев... Высшее же руководство, включая Жданова и его окружение, командование Ленфронта и Балтфлота, НКВД, а также семьи генералов, адмиралов и героев Советского Союза находились на особом литерном питании и ни в чем себе не оказывали. Вовсю гуляли и руководители среднего звена. Например, к ноябрьским праздникам 1941 года в столовую Приморского райкома партии для группы из 5 человек местной номенклатуры было доставлено 10 кг шоколада, 8 кг зернистой икры и консервы. А ведь в тот месяц в Ленинграде уже умерли от голода 9 тыс. человек!». Прекрасная иллюстрация к столь любимым коммунистами лозунгам о равенстве...

А неутомимые «органы» с декабря 1941-го по июнь 1942 года расстреляли в городе Ленина более 2100 людоедов... Очень дорогой ценой расплатились ленинградцы за имперскую похоть Сталина, как и берлинцы с дрезденцами за имперскую похоть Гитлера. Но об этом в фильме — ни гу-гу. В нынешней РФ империя — слово хорошее, духоподъемное, ругать ее неполиткорректно. И еще. С «линией Маннергейма», в демократической, благополучной и мирной Финляндии все в порядке. А как с «линией Сталина», от которой в современной России никак не могут избавиться, да и не очень стараются?

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ