От ухудшения ситуации в Афганистане и Сомали до зверств на Ближнем Востоке, от конфронтации с Ираном до ухудшения отношений с Россией — в каком бы направлении ни посмотрел Белый дом, везде виден кризис.
Проведенные Северной Кореей испытания баллистической ракеты хотя и закончились неудачей, однако все равно стали еще одним напоминанием об унылом внешнеполитическом ландшафте, который открывается перед Бушем, когда он отводит взгляд от Ирака. Внешнеполитические эксперты из обеих ведущих партий США считают, что это сталинистское государство-затворник вряд ли откажется от ядерного оружия, которое у него, судя по всему, уже появилось, что добавляет еще один пункт в длинный список мировых проблем, угрожающих омрачить заключительные годы правления администрации Буша.
«Я не могу вспомнить другой подобный момент в современной истории, когда наша страна сталкивалась с таким большим количеством вызовов одновременно, — говорит Ричард Хаасс, бывший высокопоставленный чиновник администрации Буша-старшего, возглавляющий в настоящее время Совет по международным отношениям. — Опасность заключается в том, что г-н Буш передаст Белый дом преемнику, который столкнется с гораздо более беспокойным миром, и при этом у него будет гораздо меньше ресурсов для решения этих проблем».
Чиновники из Белого дома решительно опровергают подобный пессимизм, и ведущие фигуры из обеих партий увидели в неудачном запуске ракеты некоторые дипломатические возможности для Соединенных Штатов. Однако события, произошедшие на Корейском полуострове, подчеркивают потерю нынешней администрацией внешнеполитической инициативы, которой она владела после вторжения в Ирак, что ставит под удар стремление Буша строить демократию по всему миру.
Они также показали, что выделение огромных ресурсов и времени Ираку — и последующее уменьшение международной поддержки Соединенных Штатов — ограничили возможности администрации в новых решениях мировых кризисов. «Этому растерянному правительству приходится заботиться об очень большом количестве проблем одновременно и эта война в Ираке его вымотала», — отметил редактор журнала Foreign Policy Мойзес Наим.
Советник по национальной безопасности Стивен Хэдли сказал в интервью, что подобная критика неуместна, добавив, что победа в Ираке очень важна для успеха в борьбе с террористами и в построении новой демократии, которая будет служить ориентиром для других ближневосточных стран. «Является ли это крупным вкладом? Да, — сказал он. — Ставки в Ираке высоки, однако награда будет соизмерима с затраченными усилиями, а последствия неудач действуют отрезвляюще».
Хэдли согласен с тем, что на международной арене «сейчас имеется очень много вопросов». «В каком-то смысле это и должно было произойти, так как наш президент берется за крупные вопросы и смотрит, может он их решить».
Даже с учетом того, как изменился мир после событий 11 сентября 2001 года, количество сложных, трудноразрешимых внешнеполитических проблем растет очень быстро. В крупных городах Афганистана снова распространяется насилие, так как афганские мятежники перенимают тактику иракских повстанцев, а популярность президент Хамида Карзая стремительно падает. Иран игнорирует требования раскрыть свою ядерную программу или прийти к компромиссу по ней, несмотря на новые американские и европейские стимулы. Палестинцы обстреляли ракетами Израиль, а Израиль разрешил своей армии занять часть северной территории Сектора Газа.
Тем временем вооруженные исламисты в Сомали взяли под свой контроль столицу страны Могадишо. После президентских выборов в Мексике, которые завершились с очень близким результатом и подвергаются сомнению, будущее страны стоит под вопросом. И, кроме всего, цена на нефть достигла нового максимума — 75,19 доллара США за баррель.
Обеспокоенность таким развитием событий нарушает обычный ход американской политики, критика слышится и со стороны консервативных реалистов, таких, как Хаасс, и либеральных интернационалистов, таких, как бывший государственный секретарь Мадлен Олбрайт. Олбрайт сказала, что Соединенные Штаты могут столкнуться с «идеальным штормом» во внешней политике. «Мы не обращаем внимания на очень многие вопросы... Афганистан вышел из-под контроля из-за того, что мы не уделяли ему должного внимания».
Даже ястребы-неоконсерваторы, которые в общем поддерживают политику администрации по Ираку и другим вопросам, обеспокоены направлением движения американской внешней политики, и надеются на силовой ответ администрации Буша на недавнюю провокацию Северной Кореи.
«Северная Корея запускает ракеты. Иран становится ядерной страной. Сомали попадает под контроль радикальных исламистов. Ситуация в Ираке не улучшается, а в Афганистане ухудшается, — сказал Уилльям Кристол, редактор журнала Weekly Standard и ведущий консервативный комментатор. — Я уважаю президента за его жесткие действия в Ираке. Однако я обеспокоен тем, что он слишком пассивен в противостоянии другим угрозам».
Высокопоставленные чиновники из администрации говорят, что Соединенные Штаты находятся на гораздо более крепких дипломатических позициях, чем это было в прошлом, при общении с такими противниками, как Северная Корея и Иран. На обоих фронтах администрация проводит более агрессивную многостороннюю политику, чем политика первой команды Буша, и это может принести свои плоды, говорят они.
Хэдли предсказал, что результаты агрессивной дипломатии будут видны через несколько дней — когда Северная Корея подвергнется осуждению Организации Объединенных Наций. «Мы это предвидели. Мы выработали дипломатию, — сказал он. — Северная Корея не остановилась, и этим она бросила вызов не только нам, но и всему международному сообществу».
Некоторые эксперты согласны с тем, что осуществленные во вторник запуски ракет могут помочь администрации убедить Китай усилить давление на Пхеньян. «Это должно привлечь внимание Китая, — сказала Джейн Харман, представляющая Демократическую партию в комитете по разведке палаты представителей конгресса США. — То, что некоторые считают серией неудач, я считаю серией возможностей».
И демократы и республиканцы утверждают, что США могут иметь дело одновременно с несколькими кризисами, однако некоторые поднимают вопрос о том, насколько эффективно.
«Каждая ситуация усложняет решение другой ситуации, — отметил Збигнев Бжезинский, советник по национальной администрации в администрации президента Картера. — Это все равно, что жонглирование. Вам необходимо удерживать в воздухе все мячи. Любой из них, нарушивший положенную траекторию, угрожает другим».