Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд опубликовал в американской газете The New York Times статью под заголовком «Отодвиньте Молдову от края пропасти». В ней он предупредил, что «Для Молдовы существует опасность стать новой зоной нестабильности на европейском континенте, очередной горячей точкой, а последствия этого могут быть непредсказуемыми и затронуть отнюдь не только интересы одной конкретной страны». Представляется, что первой такой страной будет Украина.
О каких опасностях пишет Ягланд?
• Во-первых, значительный уровень коррупции и олигархизации государства. Крайне низкий уровень доходов заставил сотни тысяч местных жителей эмигрировать. Недавний скандал с исчезновением из трех молдавских банков Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank более $1 млрд буквально шокировал Европу. Оказалось, что это не весь, а только начало шока. Проевропейские, так они себя декларируют, партии, победившие на последних парламентских выборах, палец о палец не ударили, чтобы найти аферистов. Только закрывают эти банки. Для относительно небольшой по территории и населению Молдовы $1 млрд достаточно внушительная сумма. Надо полагать, особенно возмутило чиновников в Брюсселе и Страсбурге то, что пропавшие деньги были европейские. И в стране, декларирующей движение в Европу, происходит подобное — и никто, и ничего.
О результате прямо пишет Ягланд. «Внешнее финансирование приостановлено в ожидании конкретных действий по борьбе с коррупцией и приведению в порядок финансового сектора. Если власть не примет мер для немедленного восстановления внешней поддержки, страна столкнется с серьезным экономическим кризисом». Вот почему, по его мнению, недавно созданная правительственная проевропейская коалиция должна действовать быстро. «Кроме срочных мер, необходимых для стабилизации банковского сектора, правительству нужно немедленно начать устранение из публичных учреждений коррумпированных служащих. Для начала десятки судей, в том числе высокого ранга, которые обвинялись в превышении служебных полномочий, должны быть отданы под суд».
• Во-вторых. Ягланд призывает власти Молдовы сделать правильные выводы из украинских событий. «Очевидный урок из ситуации в Украине заключается в том, что сила и стабильность государства зависит от его приверженности демократии и верховенству закона». Для этого, как он считает, правительство Молдовы должно пресечь любое политическое вмешательство в судебную систему, устроить проверки в структурах власти и «вернуть захваченное государство его гражданам».
• В-третьих. В последние месяцы наблюдается серьезное ухудшение в отношениях с Приднестровьем (ПМР), и многие в Молдове опасаются, что ПМР может повторить судьбу Крыма. Эту тревогу подпитывают призывы из Тирасполя к защите со стороны России. Полномасштабный конфликт маловероятен, считает он, но «в таком напряженном окружении» ситуация может выйти из-под контроля.
Налицо глубокое беспокойство в Европе по поводу создавшегося положения в Молдове. Ведь эта республика, наряду с Украиной, является важной со стратегической точки зрения для Кремля. Для Москвы весьма заманчива идейка дестабилизировать обстановку, на такой волне привести к власти в Кишиневе пророссийское правительство и тем самым решить несколько взаимосвязанных задач.
• Во-первых. Охватить Украину с двух стратегических направлений. Создать реальную угрозу не только Одессе, а всему украинскому Черноморскому побережью.
• Во-вторых. Молдова очень важна на балканском направлении. Не случайно за нее так долго и упорно воевала с Турцией Российская империя. И ныне терять такую позицию Кремль не хочет. Особенно с учетом падающего влияния «Газпрома» в европейском энергетическом балансе. Тем более важна Молдова в свете возможной реализации так называемого «Турецкого потока». Пока он отложен, но мечты и планы «Газпрома» остаются.
• В-третьих. Присоединение Молдовы к Румынии, для чего нет никаких оснований, является такой же фобией Кремля, как и размещение на территории Украины так называемых баз НАТО. Как сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» директор открытого клуба «Международный диалог» Григорий Амнуэль: «Это два, пожалуй, наиболее близких народа, практически единое культурное и языковое пространство. И перспектива их союза абсолютно не устраивает Москву, особенно учитывая политику свободной демократической Румынии, которая, к тому же, является членом НАТО». Кошмар унионизма, политического течения за объединение Молдовы и Румынии буквально преследует российских политиков.
• В-четвертых. Москве как воздух нужен провал проевропейского курса в Молдове. На Украину в этом отношении никаких надежд нет, с Грузией тоже не слишком получается. Остается Молдова, и на ней Кремль сосредотачивает значительные усилия.
Понятно, что в Брюсселе и в других европейских столицах весьма обеспокоены подобным развитием событий. Также для Русской службы «Голоса Америки» заместитель главного редактора портала Полит.ру Борис Долгин сказал, что статья Ягланда имеет «мобилизующий характер» для молдавских властей. «То, что Молдова — одна из самых бедных стран Европы, факт, не требующий доказательств. Этого не учитывать нельзя. А статья генсека Совета Европы, помимо всего прочего, имеет... цель — заставить политический класс Молдовы ответственно относиться к судьбе собственного народа. Потому что без внятных действий, без того, чтобы, например, были как следует реализованы пункты по евроассоциации, никакого движения вперед не будет. Совсем недавно новый премьер-министр Молдовы (Валерий Стрелец. — Авт.) подтвердил, что порядка 40 процентов договоренностей с ЕС не реализованы. Без этого сама по себе Ассоциация совершенно не гарантирует нормального социально-экономического развития страны».
В статье Ягланда не случайны ссылки на пример Украины, к чему приводит безответственность элит перед государством и народом. И хотя его публикация посвящена Молдове, было бы весьма полезно украинским власти предержащим посмотреть, почему нашу страну приводят в качестве примера худших, а не лучших событий.
Молдова вполне может служить зеркалом тех действий, которые предпринимаются украинской властью. И, судя по статье Ягланда, нам особенно похвастаться нечем. Речь в данном случае идет о реформировании и реконструкции страны. Украинская элита, ее правящий класс все чаще показывают именно ту безответственность, о которой говорится в статье Ягланда. Страна ведет тяжелейшую войну с сильным агрессором, а политические игрища накануне местных выборов не только не утихают, но разворачиваются с пугающей силой.
Упреки Молдове относительно низкой эффективности борьбы с коррупцией вполне могут быть обращены и к Украине. И если бы только это. Материал в The New York Times дает еще один весьма важный, но и тревожный сигнал. У Европы кончается терпение и наступает усталость от украинской и молдавской властей. Если и дальше так пойдет, то возникает опасность потери поддержки наших партнеров, и тогда возникает риск остаться в одиночестве против сильного агрессора.
Кишинев получил ясно выраженное предупреждение от Европы. Похоже, что Киев на очереди, и долго ему ждать не придется.