Долгая до неприличия интрига вокруг назначения преемника Лужкова в здании по улице Тверской, 13 завершилась. Операция с новым московским градоначальником была проведена в точном соответствии с византийскими традициями в российских коридорах власти. Формально все правила были соблюдены. Партия «Единая Россия» представила президенту Дмитрию Медведеву свои предложения в виде шорт-листа кандидатов. Глава государства обещал быстро его рассмотреть и также быстро принять решение. Однако, к некоторому удивлению штатных и оппозиционных политических экспертов, скорое рассмотрение и принятие существенно затянулось. В очередной раз подтвердилась всем известная истина, что борьба окружений двух светил тандема не только идет, а все сильнее обостряется. Слишком велики ставки в этой бюрократической игре, последствия финала которой будут иметь далеко идущие последствия. И это имеет не только персональное значения для одного из двух в тандеме, а для очень и очень многих от Москвы до самых до окраин.
По мере того, как президент в тяжких раздумьях принимал кадровое решение, по столице приближенные к центру принятия решений источники, обычно анонимные, все чаще указывали на Сергея Собянина как на будущего мэра столицы. С мая 2008 года он занимал пост руководителя аппарата правительства. Контролировал исполнение решений кабинета министров, кадры, подготовку выступлений премьера да еще был и вице-премьером. Сам Собянин без особого энтузиазма относился к своему возможному назначению в столичные лидеры, вполне обосновано рассматривая его как некоторое понижение.
И тем не менее, президент выбрал или последовал настойчивым советам, пренебречь которыми просто не мог, именно его. Есть все основания предполагать, что вторая часть последовавшего назначения и связанная с этим аппаратная схватка и затянули давно ожидаемое назначение. Ведь предстояло найти подходящую кандидатуру на весьма важный в московском табеле о рангах освобождающийся пост руководителя правительственного аппарата. А это задача куда сложнее, чем кандидатуры на пост мэра столицы при всей ее важности и значительности.
Вообще перевод Сергея Собянина в столицу в ноябре 2005 года на должность руководителя администрации президента был весьма знаковым. До этого Владимир Путин черпал кадры исключительно из второй столицы. Питерские заняли практически все значимые посты не только в правительственном и президентском аппарате, спецслужбах, но и в ведущих корпорациях. Первой сенсацией стало назначение Михаила Фрадкова — до тех пор практически неизвестного чиновника по внешним экономическим связям — на пост премьер-министра 5 марта 2004 года. Он был не из питерских, но определенная связь со спецслужбами все-таки была. Сергей Собянин не соответствовал всем ранее принятым критериям при кадровых назначениях. Он не был из питерских, с Путиным не учился и не работал, так как никакого отношения к спецслужбам не имел. Он обладал другими достоинствами: доказанной безграничной преданностью ВВП и равной удаленностью от московских и питерских группировок. Если к этому добавить огромную работоспособность и полную закрытость, то не удивителен выбор тогдашнего президента России.
В Москве ему предстоит нелегкая задача разобраться с наследием Лужкова и стать ушами и глазами. Вот только кого? Нынешнего обитателя Кремля или премьера в перспективе будущего президента.
В этом смысле еще более знаковым является назначение Вячеслава Володина на вакантный пост руководителя правительственной администрации. И в этом тоже видно влияние премьера, его почерк в кадровых назначениях последнего времени. Хотя формально его на эту должность назначил президент. Володин тоже не из питерских, в спецслужбах не состоял. И то, что до назначения занимался исключительно партийной работой в «Единой России», стало дополнительным аргументом в его пользу. В правительственных коридорах он новичок и совершенно зависим от премьера. Был и еще один фактор на первый взгляд технический — назначение Володина, человека извне, не потребовало никаких существенных перемещений в бюрократическом аппарате. Тем самым сложившийся там баланс сил не подвергся ненужному дополнительному испытанию.
Конфликт Медведева и Лужкова проходил при фактически полном молчании Путина. Хотя разговоры об опале Юрия Михайловича ходили довольно давно, тем не менее, премьер публично поддерживал тогдашнего мэра. Причем сделал это после телеэкранного выражения недовольства президентом несвоевременным отпуском московского градоначальника в период пожаров. Хотя горела не Москва, а область, к которой Лужков не имел никакого отношения. Более того, высшие руководители партии «Единая Россия» и ее московская организация поддерживали Лужкова, и за этим чувствовалась незримая рука премьера. Уже после указа премьер обронил маловразумительную фразу, что Лужков сам виноват.
Отставка мэра рассматривалась многими экспертами как аппаратная победа Медведева, но этот вывод кажется несколько преждевременным в свете последующих событий. Путин уступил и дал возможность президенту сохранить лицо, но за это получил большие отступные. Назначение двух преданных ему людей на важные посты в столице и правительстве говорит о том, что он серьезно занят укреплением своих позиций перед приближающимися президентскими выборами. И этот факт окажет серьезное влияние на обе группы влияния — как в Кремле, так и в правительстве и далее по всей вертикали власти. Последние назначения пока следует рассматривать как реванш Путина, но только на сегодня. Например, Собянин известен частыми изменами своим патронам в Тюмени и Ханты-Мансийском автономном округе. Он всегда пристраивался в кильватерную колонну к более сильным лидерам. И если аппаратная ситуация изменится, то переменить галс для него не составит труда. У Володина бюрократический вес довольно мал и прибиться к победителю ему тоже не будет сложно. Сейчас можно сказать, что мяч переместился на половину Путина. Но долго ли он будет там находиться — пока ответить невозможно. В московском властном и аппаратном уравнении неизвестных стало еще больше.