9 августа 2015 года в Сингапуре торжественно отметили 50-ю годовщину провозглашения независимого государства. Его стремительную модернизацию сегодня в мире принято оценивать не иначе, как чудо. Всемирный банк характеризует Сингапур как лучшее место в мире по легкости ведения бизнеса. ВВП страны на душу населения, составляющий 56286 долларов США, делает ее одной из богатейших стран мира.
НЕМЫСЛИМЫЙ СКАЧОК ИЗ «ТРЕТЬЕГО МИРА» В «ПЕРВЫЙ»
Страна входит в тройку крупнейших в мире центров экспорта нефтеперерабатывающей продукции, является одним из крупнейших и самых оживленных морских портов в мире, мировым лидером по производству самоподъемных плавучих буровых установок (тут невольно напрашиваются воспоминания о коррупционном скандале в Украине вокруг пресловутых «вышек Бойко», также произведенных в Сингапуре, однако к этой чистой от коррупции стране никакого отношения не имеющем) и единственной страной на Азиатском континенте, имеющей наивысший кредитный рейтинг «ААА» от всех трех главных кредитных рейтинговых агентств мира — Standard&Poor’s, Moody’s и Fitch. Экономика Сингапура общепринято считается одной из наиболее эффективных экономик мира, а сама страна одной из наименее коррумпированных. Систему обеспечения жильем Сингапура часто приводят в качестве лучшего в мире примера государственного обеспечения жильем. Многочисленные зеленые оазисы, парки и зеленые насаждения, охватывающие весь остров, справедливо дали этой стране имя «город-сад». Такие достижения представляются еще более впечатляющими, учитывая, что этот остров-город-государство не имеет собственных природных ресурсов, в том числе и воды, которая частично закупается в соседней Малайзии, а также производится с использованием всевозможных суперсовременных технологий.
Когда видный государственный деятель Британской империи сэр С.Раффлз основал Сингапур в 1819 году, последний представлял собой всего лишь полусонную болотистую рыбацкую деревушку. Крупнейшая в те времена Восточно-Индийская компания, а в последствии колониальные власти Великобритании превратили остров в портовый город используя выгодное стратегическое расположение Сингапура между Европой и Индией, с одной стороны, и Китаем и Восточной Азией, — с другой. Примечательно, что когда британцы покинули Сингапур, его ВВП на душу населения составлял жалкие 516 долларов США, что делало страну одной из беднейших в мире. Политика Метрополии по принципу «разделяй и властвуй» привела к тому, что после того, как британцы оставили Сингапур, около миллиона населявших остров китайцев, малайцев и индийцев прозябали в условиях крайней бедности и постоянных межэтнических конфликтов. Однако, благодаря уникальному политическому видению такой выдающейся, даже в мировом масштабе, личности, как Ли Куан Ю — основателя независимого Сингапура и отца его экономического чуда — и его соратников по созданной и руководимой им политической Партии народного действия (ПНД), страна фактически за период одного поколения сингапурцев совершила немыслимый скачок из «третьего мира» в «первый».
Для нас в Украине, а особенно проживающих в Сингапуре украинцев, важен вопрос, в чем заключается секрет сингапурского успеха и может ли «сингапурская модель» быть применима в постсоветских государствах, в том числе — в Украине? Попробуем разобраться с этим, рассмотрев ключевые факторы, стимулировавшие поступательное продвижение Сингапура от одного успеха к последующим.
ЧЕСТНОЕ И ВЫСОКОКОМПЕТЕНТНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
По версии правящей ПНД правительство должно быть небольшим, но эффективным, честным и компетентным, незапятнанным коррупционными скандалами, т.е. обладать качествами, которые, к сожалению, все эти годы отсутствовали в большинстве постсоветских стран, в том числе, и в Украине. В опубликованных Transparency International в 2014 г. результатах исследования глобального распространения коррупции, Сингапур занял 7-е место в мире среди наименее коррумпированных государств. Среди постсоветских стран здесь наилучший показатель у Эстонии — 26-е место, у Грузии — 50-е, Россия — 136-е, Украина — 142-я среди 174 стран мира. Причем проблемой искоренения коррупции в Сингапуре стали серьезно заниматься еще во времена Британского господства путем создания в 1952 году Бюро расследования проявлений коррупции. С 1959 года, когда Сингапур получил право самоуправления, проблема контроля коррупции постоянно находилась среди главных вопросов повестки дня всех действовавших правительств.
Руководство страны осознавало с самого начала, что для обеспечения быстрого экономического роста и привлечения внешних инвестиций, необходимо строгое соблюдение принципа сдержек и противовесов для преодоления коррупции. Путем внедрения четких правил, поставивших коррупцию вне закона, а также сурового наказания тех, кто нарушает эти правила, в государственном управлении установились принципы доверия, прозрачности и предсказуемости. В своем выступлении 1979 году многолетний премьер-министр Ли Куан Ю подчеркивал важность обеспечения полного искоренения коррупции в стране: «Сингапур сможет выжить лишь в том случае, если министры и высшие чиновники в стране будут не коррумпированными и эффективными...Только обеспечив честность в государственном управлении мы добьемся того, что наша экономика сможет работать так, чтобы дать Сингапуру возможность четко видеть связь между упорным трудом и высокой отдачей».
«Торговой маркой» истории успеха Сингапура остаются продолжающиеся реформы антикоррупционного законодательства с целью его адаптации к изменяющемуся времени, а также строгая и бескомпромиссная его имплементация. Жесткое правило «нулевой толерантности» по отношению к коррупции абсолютно одинаково должно применяться, как к «принцу», так и к «нищему». ПНД с самого начала демонстрировала, что не боится самоочищения. Так, в 1975 года. государственный министр экологии Сингапура был осужден за злоупотребление власти и коррупцию. Последующие обвинения в коррупции некоторых руководителей министерства обороны, Антикоррупционного агентства и министерства иностранных дел страны подтвердили правило, что закон в равной мере применим ко всем гражданам. И тут дело не так в строгом законодательстве, как в четкой и эффективной его имплементации. Совершенно очевидно, что без правового принуждения к соблюдению законов (законопослушания), антикоррупционное законодательство превратиться всего лишь в пустые слова. Законодательство Сингапура устанавливает систему четких правил, определяющих запрещенные коррупционные действия и связанные с ними наказания. В сравнении с иногда крайне запутанными законами некоторых других стран, ориентироваться в Сингапурском законодательстве достаточно легко.
СТАБИЛЬНАЯ, ОТКРЫТАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Руководство страны намеревалось создать «оазис первого мира» в регионе стран «третьего мира», опираясь на экономический рост и делая Сингапур привлекательным местом для вложения инвестиций. Транснациональные корпорации (ТНК) старались закрепиться в Сингапуре благодаря режимам невысокого налогообложения, благоприятного отношения со стороны правительства и местной инфраструктуры. Прорыв произошел в 1970-х годах, когда мировые производители полупроводников, включая крупнейшую американскую компанию Texas Instruments, приступили к производству в Сингапуре. К 1980-м годам страна стала главным экспортером электронной продукции, а к 1997 году в ней работало около 200 американских компаний-производителей с общим объемом инвестиций более 19 млрд дол. США. После того, как мануфактурный сектор пошел на спад, правительство стимулировало быстрый рост в других секторах, таких, как нефтепереработка, биотехнологии, оффшорная промышленность и финансы. Сингапур играет в рамках имеющихся у него возможностей. Не располагая достаточной территорией и дешевой рабочей силой, страна сосредоточилась на тех областях, где может реально преуспеть. Делая Сингапур местом, где легко делается бизнес, правительство добилось привлечения значительных иностранных инвестиций.
Система правления фактически одной партии в Сингапуре не имеет того авторитарного подтекста, как это имеет место в ряде постсоветских стран. В случае с Сингапуром, однопартийное правление имеет и свои положительные стороны. Оно делает страну политически стабильным убежищем для инвесторов среди хаоса и нестабильности, характерных для ряда других стран Юго-Восточной Азии. Многие ТНК выбирают места размещения своих штаб-квартир именно в Сингапуре, хотя занимаются бизнесом в других странах региона.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И КУЛЬТ ЗНАНИЙ
Ли Куан Ю сформулировал стратегию — развивать Сингапур путем развития единственного имеющегося естественного ресурса — народа. Сегодня страна занимает одно из первых мест в мире по уровню образования, согласно оценкам всемирной Организации экономического сотрудничества и развития. Вопрос, как Сингапур достиг таких высоких показателей? Система образования в стране является предельно меритократической с неизменным фокусом на поиск и развитие наиболее талантливых студентов и направление их на работу в сферу государственного управления. Качественное образование за небольшие деньги предоставляется не только в элитных средних и высших учебных заведениях, но также в сотнях местных школ, политехнических школах и институтах. Национальная система образовательных фондов предоставляет стипендии самым лучшим студентам для получения образования в лучших университетах мира, в то время как сам Сингапур постоянно заботится о развитии своих собственных университетов мирового класса. Национальный университет Сингапура и Технический университет Наньянг занимают сегодня, соответственно, 22 и 39 места во всемирном табеле о рангах. Получившие государственные стипендии на образование обязаны отработать в госсекторе как минимум два года за каждый год обучения. Поскольку начальная зарплата учителей выше среднего уровня по стране, профессия преподавателя является привлекательной и желанной для лучших выпускников университетов.
Образовательная политика в Сингапуре имеет ярко выраженную тенденцию ориентации в будущее. Политика двуязычия с английским языком кроме родного (китайского, малайского или тамильского), фокус на науку, технологии, инженерию и математику привели к тому, что сингапурские выпускники считаются одними из лучших в мире. Благодаря такой государственной политике студенты приобретают солидную образовательную базу, а рабочая сила страны — высокую квалификацию, разнообразные навыки и таланты, что также является весомым привлекательным фактором для иностранных инвестиций.
ВЫВОДЫ
Если в постсоветских странах, в том числе в Украине, есть желание воспользоваться опытом Сингапура, то перемены должны осуществляться с самого верха. Перед законом все должны быть равны. Лишь в этом случае культура законопослушания и безусловного уважения верховенства права войдет в плоть и кровь всех граждан страны.
Чувство абсолютной ответственности только тогда станет культурой государственных чиновников всех уровней, когда укоренится понимание неизбежности отвечать за свои действия и неотвратимости наказания за совершенные преступления. Для преодоления коррупции необходимо добиваться, чтобы соответствующие строгие законы применялись последовательно и беспрестанно против всех тех, кто преступил закон.
Принцип меритократии является ключевым для искоренения непотизма и панибратства, процветающих в Украине и других постсоветских странах. Уровень зарплат в системе государственного управления должен быть сравнимым с зарплатами в частном секторе, тогда привлечение самых лучших и ярких специалистов обеспечит непрерывный приток талантов в государственную службу. «Эффектом домино» такой стратегии должно стать высокопрофессиональное, эффективное и компетентное правительство.
Крайне необходимо также принятие прогрессивного внешнеторгового законодательства для привлечения ТНК для работы в стране и гарантий притока иностранных инвестиций и передовых технологий.
При последовательном соблюдении всего перечисленного, со временем в стране должны воцариться политическая и социальная стабильность, а экономика станет более привлекательной для инвестиций. Указанные меры будут способствовать созданию системы сдержек и противовесов, которая, в свою очередь, сформирует стабильную среду для обеспечения прогресса экономики и всего общества в направлении достижения статуса страны «первого мира».