Несмотря на то, что саммит Украина — ЕС перенесен с октября на декабрь, времени на «оплату векселей», выданных новым руководством Украины Европейскому Союзу в Брюсселе, а впоследствии и в Страсбурге, осталось немного. Поэтому целесообразно предварительно проанализировать состояние выполнения «дорожной карты», чтобы не делать «разбор полетов» после того, как состоится этот саммит.
По словам В. Ющенко, сказанным им на выступлении в ПАСЕ в январе 2005 года, Украина рассчитывает уже в ближайшее время получить статус страны с рыночной экономикой, а до конца 2005 года присоединиться к ВТО и подписать с ЕС договор о создании зоны свободной торговли. Это же было подтверждено представителем Украины при ЕС Романом Шпеком на пресс- конференции 23 августа. В частности, он сказал, что если Украина до конца года станет членом ВТО, то уже в январе мы сможем начать переговоры по подписанию соглашения о зоне свободной торговли. Как мы видим, эти ожидания не осуществились, и, учитывая парламентские дрязги, вряд ли осуществятся до конца 2005 года. Ожидаемых ответных шагов со стороны Брюсселя Украина пока не дождалась и вряд ли дождется в этом году, исходя из ряда объективных причин, в первую очередь из ситуации (экономической и политической), сложившейся сегодня в стране.
Заявления Президента В. Ющенко показывают, что Украина не в полной мере принимает во внимание специфику Евросоюза, а иногда речь идет о простом непонимании сроков или подмене понятий. Виктор Ющенко, например, говорит об «ассоциируемом членстве», однако ЕС не предполагает «ассоциируемого членства», существует только соглашение об ассоциации страны с Евросоюзом. Обещание того, что Украина готова подать заявку на членство в ЕС, имеет, без сомнения, сильный политический и психологический эффект. Однако заявка — это сложная процедура, которая требует, кроме всего, и проведения серьезной дипломатической работы не только с Брюсселем, где находятся бюрократические органы Евросоюза, но также и со столицами стран-членов ЕС.
Что касается «дорожной карты», то на сегодняшний день из предложенных 177 пунктов, которые Украина должна выполнить до конца 2005 года, выполнены немного более 20. Относительно Плана действий Украина — ЕС, как было заявлено Президентом в феврале 2005 года в Страсбурге, План действий «дает ответ», что именно пытается сделать Украина в течение 2005 года. По его словам, первое полугодие будет посвящено теме получения статуса страны с рыночной экономикой. Первое полугодие доказало, что пока Украина не может получить статус страны с рыночной экономикой, исходя из сложной внутренней экономической и политической ситуации в стране, сложившейся на сегодняшний день. Это подтверждается статистическими данными. Государственный комитет статистики Украины обнародовал макроэкономические данные развития страны за первые семь месяцев 2005 года. Результаты оказались далеко не утешительными.
Согласно этой информации в июле этого года реальный ВВП вырос на 2,4% по сравнению с тем же периодом 2004 года. За первые семь месяцев прирост реального ВВП составил только 3,7% при том, что за первое полугодие показатель составлял 4%, т.е. темпы прироста продолжают уверенно снижаться, что в очередной раз доказывает нереальность официальных прогнозов. Звучало также обещание, что к ноябрю 2005 года Украина должна пройти все формальные процедуры для ее вступления в ВТО. Пока и этого не произошло. Остаются совсем призрачные шансы, что это обещание будет реализовано, учитывая те же причины, которые отмечены выше.
Похоже на то, что в прогнозах относительно евроинтеграции Украины, высказанных властью в феврале этого года в Брюсселе, не до конца учтена внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация. На внешнеполитическом фронте, например, существенную тормозящую роль играет нерешенность многих вопросов с Россией. Для основных членов ЕС (Франции и Германии) атмосфера двухсторонних контактов Киева с Москвой имеет большое значение. В то же время создается впечатление, что Россия умышленно не хочет быстро решать многие двухсторонние проблемы, имеющие сугубо технический характер (например, демаркация границы). Нерешенность же пограничных вопросов дает России возможность тормозить процесс вступления Украины в ЕС и НАТО.
Первые восемь месяцев деятельности новой власти не продемонстрировали весомых результатов в области продвижения Украины к ЕС и выполнения обязательств, высказанных Президентом в Брюсселе. Поэтому совсем не исключено, что на саммите Украина — ЕС, который планируется провести в конце этого года, европейское сообщество может разочароваться в Украине. Пока, конечно, речь не идет о необратимом разочаровании, однако даже малейшие сомнения в европейских столицах относительно искренности заявленных Киевом намерений могут навсегда затормозить то, что пока и не начиналось, — евроинтеграцию.