Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нетаньяху-2009,

или Мир в ожидании сюрпризов от израильского правительства
6 апреля, 2009 - 19:52
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ИЗРАИЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОД РУКОВОДСТВОМ НОВОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА БЕНЬЯМИНА НЕТАНЬЯХУ / ФОТО РЕЙТЕР

В Израиле наконец произошло то, чего там так боялись. Сформированное правительство Беньямина Нетаньяху может еще принести стране много неожидаемых сюрпризов. Израильская пресса довольно категорична в оценках «нетаньяховского» правительства. Так газета Ha’aretz пишет: «Интересно, сколько еще правительств «растратчиков», правительств «паралитиков» мы должны пережить, чтобы прийти к выводу, что наша система власти обанкротилась, что она смертельно больна и ей нужна срочная операция во имя спасения жизней — наших жизней».

Однако наибольшей миной замедленного действия, заложенной в правительстве Нетаньяху, является персона министра иностранных дел Авигдора Либермана. И первое же его заявление отображает жесткую линию ориентации нового кабинета министров. Либерман отметил, что Израиль не связан с соглашением, достигнутым во время мирной конференции в Аннаполисе в ноябре 2007 года по вопросу создания палестинского государства. Существует только один документ, который нам необходим, и это не документ с конференции в Аннаполисе, а «дорожная карта».

Либерман отметил Египет как важного партнера Израиля, влиятельной страны в арабском мире, который способствует укреплению стабильности в регионе, и выразил свою готовность посетить Египет. Он также призывал египетских должностных лиц, в том числе министра иностранных дел Ахмеда Абул Гейта, посетить Израиль. В то же время, Авигдор Либерман отказался уйти с Голанских высот, утверждая, что Израиль отказался от территорий в 77 раз больших, нежели территория в районе Голанских высот, но мира не достиг.

Показательно, что по опросу общественного мнения, опубликованном в газете Ha’aretz, большая часть израильской общественности не удовлетворена новым правительством, возглавляемым Нетаньяху. Исследование указывает, что большинство израильтян считают, что Авигдор Либерман не подходит для должности министра иностранных дел. Причем 54% респондентов ответили, что они не удовлетворены новым правительством, 30% ответили утвердительно, а 16% заявили, что они не знают.

В этом смысле стоит обратить внимание на тот факт, что слова Либермана входят в противоречие с последними заявлениями нового премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху и президента Шимона Переса. Ведь до того оба раньше заявляли о том, что новое правительство будет стремиться к достижению мира с Палестиной. В таком случае существует только два варианта трактовки разнобоя в позициях главных израильских должностных лиц: либо Либерман высказывает только свою личную позицию, которая входит в диссонанс с общеправительственным, либо же единой правительственной позиции пока что не существует вообще, а обнародование позиции Нетаньяху является лишь попыткой сгладить острые углы в начале первых дней работы кабинета министров.

Если же говорить о том, как повлияет на мирный процесс появление нового израильского правительства, то возможно именно Нетаньяху стоило бы выступить с инициативой восстановления переговоров с палестинцами и провозгласить об односторонних шагах относительно Иерусалима, заморозив новые поселения до того времени, пока не будут достигнуты четкие договоренности о постоянных границах.

Очевидно, что ключевым моментом международной политики правительства Нетаньяху станет выстраивание отношений с США. Израильско-американский альянс уже переживал моменты политических споров, и отношения с администрацией Барака Обамы для премьера Израиля станут своеобразным экзаменом. Президент Обама будет настаивать на достижении конкретных результатов в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке и вряд ли согласится на его имитирование обеими сторонами этого затяжного конфликта.

Но Нетаньяху-2009 довольно сильно отличается от себя самого образца 1996 года, когда он впервые возглавил кабинет министров Израиля, став тогда самым младшим премьером за всю израильскую историю и первым, кто родился в Израиле после его учреждения. Нынешний Нетаньяху очень прагматичен. И хотя он, как и раньше, ставит интересы Израиля на первое место, но не будет игнорировать того факта, что одним из самых важных интересов его страны являются тесные отношения с США. И сама Америка не является чужой для Беньямина Нетаньяху. Стоит вспомнить, что часть своей молодости он провел в Филадельфии, получил степень магистра в Массачусетском технологическом институте и безукоризненно владеет английским языком. Однако, невзирая на это, ему сложно было находить общий язык с американцами со времени своего первого срока премьерства.

Не исключено, что и нынче администрация США будет требовать от него пойти на определенные уступки и компромиссы с палестинцами. И только от того, в каком виде будут поступать эти требования из Вашингтона, будет зависеть то, не состоится ли определенного охлаждения отношений между Израилем и Америкой. Сегодня Нетаньяху возвращается к власти после десятилетия, в котором его преемники сделали две неудачных попытки достичь соглашения относительно государственности палестинский территорий и оставили в одностороннем порядке Сектор Газа. Кстати, он выступал против всех этих трех шагов.

Не менее важным вопросом премьерства Нетаньяху является то, станет ли более жесткой политика израильского руководства относительно Ирана. По моему мнению, иранское руководство должно было заставить волноваться заявление нынешнего премьера, которое он сделал перед выборами. «Я дал обещание, что в случае моего избрания Иран не получит ядерного оружия, и эти мои слова включают все необходимое, чтобы стать реальностью». Он сказал, что иранский атом угрожает существованию еврейского государства, предупредив об опасности второго Холокоста.

Но означает ли возврат Нетаньяху в премьерское кресло неизбежную войну с Ираном? Ведь, несмотря на наличие оперативных возможностей Израиля выполнить эту задачу, это не значит, что Иран не нанесет удар в ответ. Что в результате неминуемо приведет как минимум к полномасштабной региональной войне. Те из экспертов, которые приводят в качестве примера тот факт, что после израильского рейда на ядерный реактор в Ираке в 1981 году, последний так и не возобновил своей ядерной программы, не учитывают упорства и фанатичности иранских лидеров, которые при любых обстоятельствах не способны отказаться от своих ядерных интересов.

Знаменательно, что аналитики, которые общались с ближайшим окружением Нетаньяху, уверены, что он уже решил нанести удар по ядерным объектам Ирана. Однако единственным сдерживающим фактором пока что является то, что вряд ли администрация Обамы даст «зеленый свет» на подобную акцию, особенно учитывая тот факт, что сейчас в Вашингтоне питают надежду на то, что с иранцами все же удастся договориться. Таким образом вопрос иранской акции пока что остается открытым, ведь в случае одностороннего решения Нетаньяху, он способен поставить под удар стратегические союзнические отношения Израиля и США.

Приход Беньямина Нетаньяху к власти поднимает также и вопрос отношений Израиля с арабским миром. Как отмечает общеарабская газета Al-Hayat: «Не один год Нетаньяху водил всех вокруг пальца относительно его стремления к миру и восстановлению переговоров на палестинском и сирийском направлениях. Не следует ожидать от его правительства каких-нибудь реальных шагов или серьезных компромиссов в целях содействия мирному процессу. Однако рядом с позитивами и негативами арабско-израильского мирного процесса среди мирового сообщества, а особенно среди тех сил, которые традиционно поддерживали еврейское государство, начали появляться позитивы для арабов. Это нашло свое отображение в позиции администрации президента Барака Обамы, а также в Европе, когда начали настаивать на сохранении концепции двух стран и мира в обмен на землю. Иными словами, у арабов, возможно, впервые за всю историю конфликта, появился четкий механизм для мирного урегулирования, и на данное время мы имеем определенные общие интересы с субъектами во всем мире для достижения такого решения».

Анализируя ситуацию после прихода к власти правительства Нетаньяху, может возникнуть обеспокоенность — не спровоцирует ли это охлаждение с Египтом и Иорданией, единственными арабскими странами, которые поддерживают дипломатические отношения с Израилем. Но, несмотря на то, что подобные настрои по всей вероятности могут возникнуть среди части египетского истеблишмента, пока при власти находится президент Хосни Мубарак, Египет не изменит своих позиций в отношениях с Израилем. Ведь это означало бы не только переформатирование всего ближневосточного расписания сил, но и лишило бы Египет ежегодной помощи от США почти в два миллиарда долларов и отменило бы роль Каира как посредника в мирных переговорах, которая неизменно оставалась за ним при всех израильских правительствах. А для Иордании изменение статуса отношений с Израилем принесло бы активизацию экстремистских сил среди палестинцев, которые на сегодня составляют более половины иорданского населения.

«Министр иностранных дел Ахмед Абул Гейт, — пишет самая влиятельная египетская газета Al-Ahram, — заявил, что в центре внимания остается очень правый экстремизм в Израиле и вероятность коллапса мирного процесса. И проблема заключается не только в Либермане, но также и в Нетаньяху. Ахмед Абул Гейт предупредил, что очень правые эксплуатировали раскол между палестинцами, но решение о возврате палестинцев в правительство национального единства, для принятия которого Египет уделял много времени, находится на стадии решения».

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ