Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нейтральность за 1 млн

Тактика белорусского лидера приносит ему успех
14 октября, 2014 - 13:02
ФОТО РЕЙТЕР

У участников Таможенного союза и в скором времени Евразийского экономического союза (ЕАЭС) снова проблемы. На этот раз между Россией и Беларусью. Все весьма прозаично. Как говорят американцы, nothing personal, just a business — ничего личного, только бизнес, вернее финансы.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который Россия начнет проводить в следующем году, предполагает резкое снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Вопрос внутрироссийского влияния данного маневра и зачем он производится требует отдельного рассмотрения. Сосредоточимся на проблемах, внезапно возникших из-за этого в российско-белорусских отношениях. Как пишет белорусское агентство «Телеграф», «это может привести к значительному увеличению цены нефти в 2015 году и снижению выгоды Беларуси от распределения вывозных нефтепошлин, на которых она планировала получать до 1,5 млрд долларов в год».

В настоящее время Беларусь перечисляет в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортируемые за пределы Таможенного союза. В 2011 году она перечислила в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты в размере 3,1 млрд долл., в 2012 году — 3,9 млрд долл., в 2013 году — 3,3 млрд долл. В рамках договора о ЕАЭС порядка 1,5 млрд долларов Беларусь со следующего года будет оставлять себе. В мае Москва и Минск договорились, что в бюджете Беларуси с 2015 года должно оставаться не менее 1,5 млрд долл. доходов от пошлин. В ответ Александр Лукашенко, наконец, согласился подписать договор о создании ЕАЭС. Но 1 октября, как обухом по голове, в Минске узнали, что Москва решила компенсировать свои потери. Если пошлины снижаются, то и доходы от них идут вниз.

Принимая с докладом премьер-министра Михаила Мясниковича, президент Александр Лукашенко не скрывал своего раздражения. «Как известно, в России осуществляют некий налоговый маневр, в результате которого мы можем потерять все то, о чем договаривались в прошлом году с Российской Федерацией. Это касается перечисления в бюджет России пошлин от взимания на границе по нефтепродуктам. Насколько я знаю, идут переговоры, чтобы эту тему урегулировать, и она должна быть урегулирована».

Чтобы компенсировать потери, Минск предлагает до 2017 года оставлять в своем бюджете все вывозные экспортные таможенные пошлины от нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Такое предложение прозвучало на встрече первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко и вице-премьера России Аркадия Дворковича. В Москве никакого энтузиазма не проявили. Как прокомментировал переговоры представитель Беларуси в Евразийской экономической комиссии Сергей Румас, «... сказать сегодня, что решение, которое мы предложили, поддержано Россией, я не могу».

Формально Россия произвела чисто внутреннее изменение налогообложения, так что никакие межгосударственные соглашения не нарушены, но от этого белорусскому бюджету не легче. Налицо желание компенсировать потери от майских договоренностей между Москвой и Минском. Более того, налицо желание как-то уколоть союзника.

Опять же чисто формально события в Украине к разборкам между участниками Таможенного союза и ЕАЭС не имеют. Однако связь просматривается, и прямая.

С самого начала белорусский бацько занял в отношении Крыма и Донбасса демонстративно нейтральную позицию. Более того, в весьма напряженные моменты принимал у себя украинских руководителей. Даже предлагал белорусских миротворцев для разъединения украинских бойцов и террористов. Хотя московские представители участвовали в минских встречах, закончившихся подписанием известных протоколов, такая позиция белорусского лидера вряд ли пришлась Кремлю по душе.

За этим следовали не слишком промосковские высказывания бацьки в интервью телеканалу Euronews. «Я изначально заявлял о том, что проект, к примеру, Новороссии мной не воспринимается. Я выступаю за единство и целостность украинского государства. Чтобы не было там замороженных каких-то конфликтов, каких-то зон типа Приднестровья, Нагорного Карабаха, которые всегда таят опасность взрыва. Я лично этого не хочу как человек и как президент Беларуси, потому что мы находимся совсем рядом с Украиной». Прозвучало и неприятие позиции России, решившей вернуть себе Крым на том основании, что он когда-то «неправильно отошел Украине». «Ну, давайте тогда вернемся во времена хана Батыя, во времена монголо-татарского ига... тогда надо будет отдать Казахстану, Монголии или еще кому-то практически всю территорию России, Западной Европы, Восточной Европы». Для демонстрации нейтральности в интервью последовал и кивок в сторону Москвы. «Вы хотите сказать, действия России в Крыму — это было сделано в отместку за произошедшие события на Майдане? Абсолютно нет. Это — результат неправильных действий власти Украины на тот момент».

Понятно, что в Кремле ведут четкую бухгалтерию подобных высказываний вроде бы ближайшего союзника и обязательно на них отвечают. Не прямым, а боковым образом. Налоговым маневром.

Однако все проблемы этим не исчерпываются. Как отметил эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич на портале Naviny.by, действия России в Украине достаточно сильно напугали белорусскую власть. «Россия продемонстрировала, что она готова ради собственных интересов применять силу для защиты и контроля над так называемым русским миром, отождествляя его с людьми, говорящими на русском языке. Сам Лукашенко несколько раз проговорил эту угрозу».

Эксперт отметил, что «совершенно по-новому» встает вопрос присутствия на территории Беларуси российских военных баз и объектов: «Мы знаем, как Россия использовала военную базу в Крыму для оккупации полуострова. Что же теперь Лукашенко делать с российскими военными объектами и российской авиабазой, о которой много времени говорят и на создании которой настаивает Россия?»

Возмущенный и несколько обескураженный белорусский лидер прекрасно понимает, что на большую ссору Москва не пойдет. На кону ратификация соглашения о ЕАЭС. Российская Государственная дума уже ратификацию завершила, казахстанский парламент сделает это в ближайшее время. В Минске как раз никуда не спешат. Не начаты даже процедуры подготовки к ратификации. Более того, Александр Лукашенко поделился своими соображениями с депутатами палаты представителей и призвал их блюсти интересы Беларуси при рассмотрении вопроса о ратификации Договора о ЕАЭС. Депутатов призывать не к чему. Не они занимаются соблюдением интересов страны. Это послание Кремлю о том, что так поступать с ближайшим союзником нельзя. Хотите изменять свои налоги, в это никто не вмешивается, но и договоренности нужно соблюдать. А не так, чтобы одной рукой давать, а другой тут же забирать.

Белорусские власти хорошо знают, где находятся «красные линии» в политике Кремля. И пересекать их не будут. А все более изолированному на международной арене российскому руководству ни к чему разборки с евразийскими союзниками. К тому же, когда, кроме денег, нет другого интеграционного ресурса, выбор у Москвы невелик.

Наряду с попытками вернуть один миллиард долларов Минск будет отстаивать свою нейтральную, в чем-то даже независимую политику. Отношения Лукашенко с Западом потеплели, белорусский транзит газа при проблемах «Газпрома» с «Нафтогазом» приобретает важное значение для Европы и России. На что-то Москва пойдет и какую-то часть претензий Лукашенко удовлетворит. Что и требовалось доказать. Пока тактика белорусского лидера приносит ему успех. Остается определить, надолго ли.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ