Не так давно главы государств и правительств 26-ти стран-участниц НАТО собрались на саммит в Стамбуле. Символизм города-моста между двумя континентами был как нельзя кстати. Стамбул не только упрочил жизненно-важные трансатлантические связи, но и навел мосты сотрудничества с другими регионами. После разногласий по Ираку саммит стал новой вехой трансатлантического сотрудничества в сфере безопасности и вернул НАТО главную роль в этом процессе. Ключевые решения, принятые на саммите, подтверждают эти слова.
Во-первых, Афганистан. В Стамбуле НАТО решило расширить присутствие миротворцев в стране. Будет увеличено число Комитетов по восстановлению провинций, что поможет усилить роль центральных властей и ускорить развитие и восстановление. Поддержка предстоящих выборов также будет большей ввиду их роли в обеспечении в Афганистане долгосрочного мира и стабильности, создания гарантий, что страна больше никогда не станет убежищем для террористов.
Во-вторых, Ирак. По просьбе премьер-министра Ияда Аллауи НАТО предложило расширить помощь в обучении иракских сил безопасности. В дополнение к поддержке Польши, лидера сил коалиции в Ираке, свою роль в помощи по восстановлению Ирака станет играть и НАТО. Решение принято с учeтом процесса передачи полномочий новому правительству Ирака, что подчeркивает его важность. Союзники пришли к единому мнению, что стабильный Ирак в их общих интересах и что НАТО — важная часть процесса. Обучение — критичная для мира в Ираке сфера, где НАТО может поделиться и опытом, и знаниями.
В-третьих, Балканы. Хотя присутствие в Косово будет продолжаться, значительно улучшившаяся ситуация с безопасностью в Боснии и Герцеговине позволит завершить вполне успешную миссию SFOR в стране к концу этого года. Далее будет выполняться миссия Европейского Союза, и начинание ЕС будет нами поддержано. НАТО сохранит присутствие в Сараево, в частности для того, чтобы помочь Боснии и Герцеговине с реформами обороны. Мы хотели бы пригласить эту страну, а также Сербию и Черногорию, в программу «Партнeрство ради мира», как только они станут отвечать должным условиям, включая полное содействие Международному трибуналу по бывшей Югославии.
В-четвeртых, военные реформы. На саммите союзники решили ускорить обновление сил и технологий НАТО на отвечающие миссиям XXI века, от Балкан до Афганистана. Силы быстрого реагирования НАТО скоро вновь достигнут своей исходной боеспособности, а новый Многонациональный батальон защиты от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия уже находится в полной боевой готовности — все идеи предложены США и оперативно внедрены странами Альянса. Кроме того, в Стамбуле были поддержаны ряд мер по усилению связей между политическим решением начать операцию и обеспечением необходимых сил, включая целевую поддержку и изменения в процессе планирования НАТО.
В-пятых, расширение и партнeрство в НАТО. Хотя саммит в Стамбуле был первым саммитом НАТО «26-ти», с семью новыми странами-членами, НАТО однозначно дало понять, что двери остаются открытыми, и странам, желающим присоединиться к Альянсу, стоит продолжать необходимые для членства реформы. Отношения со странами- партнeрами также вышли на новый уровень — расширились возможности двустороннего сотрудничества, уделено больше внимания реформам в обороне и сделан акцент на странах Кавказского региона и Центральной Азии. Более того, был замечен и интерес России и Украины к участию в «Активном начинании», антитеррористической морской операции в Средиземном море, — ещe один знак растущего стратегического значения партнeрства с этими странами.
Наконец, Средиземноморье и Ближний и Средний Восток. В Стамбуле решения НАТО охватили новые регионы стратегической важности, в частности, Ближний и Средний Восток. В ближайшие годы ни один другой регион не будет играть для безопасности большей роли. Для решения проблем региона нужны согласованная трансатлантическая политика и участие НАТО. В Стамбуле решено упрочить Средиземноморский диалог с семью странами севера Африки и Ближнего Востока и выделить его в партнeрство. Начата также «Стамбульская инициатива сотрудничества», предлагающая сотрудничество в сфере безопасности странам Ближнего и Среднего Востока. Ряд членов Совета по сотрудничеству в Персидском заливе уже проявили интерес к работе с НАТО, так что начало положено хорошее.
Стамбульский саммит НАТО стал проявлением атлантицизма, смело принимающим вызовы сегодняшнего и завтрашнего дней, и готовый решать проблемы, где бы они ни возникали. На саммите НАТО получило больше политических и военных рычагов решения проблем мира. Ещe раз было дано понять, трансатлантическое сообщество демократических наций и общие ценности остаются главным фактором будущего.