Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая палестинская гвардия

Махмуд Аббас объявил себя победителем
10 января, 2005 - 23:45
СОГЛАСНО ОФИЦИАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ, ЗА МАХМУДА АББАСА ОТДАЛИ СВОИ ГОЛОСА 62% ПАЛЕСТИНЦЕВ. ЕГО ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТ МУСТАФА БАРГУТИ ЗАРУЧИЛСЯ ПОДДЕРЖКОЙ ЛИШЬ 19,8% ИЗБИРАТЕЛЕЙ. ОЖИДАЕТСЯ, ЧТО ЗАВТРА АББАС ПРИМЕТ ПРЕЗИДЕНТСКУЮ ПРИСЯГУ / ФОТО РЕЙТЕР

Махмуд Аббас объявил себя победителем выборов председателя Палестинской автономии. За него, по данным опросов избирателей на выходе из участков (экзит-полов), отдали голоса две трети палестинцев, принявших участие в голосовании. Обратившись к сотням сторонников, собравшихся в городе Рамалла на Западном берегу реки Иордан через два часа после окончания голосования, Аббас заявил, что посвящает победу душе Ясира Арафата и всем палестинцам, «мученикам и 11 тысячам заключенных». Многие из тех, кто голосовал за него, говорят, что делали это только потому, что страстно желают мира, а Махмуд Аббас считается человеком, с которым израильтяне могут начать переговоры. Но чтобы они действительно начались, ему придется заручиться поддержкой не только старой, арафатовской, гвардии, но и молодых сторонников радикальных группировок — таких как ХАМАС и Исламский джихад, а это может оказаться делом очень непростым. Высокопоставленный представитель правительства Израиля выразил надежду на то, что Махмуд Аббас, если он официально будет объявлен победителем, станет предвестником новой эры, эры мира. Об этом сообщает агентство Франс Пресс. Удовлетворение фактом проведения демократических выборов выразил и президент США. В заявлении, распространенном в воскресенье Белым домом, Джордж Буш подчеркивает, что эти выборы стали существенным шагом к достижению цели — учреждению палестинской государственности.

Победа Махмуда Аббаса на президентских выборах в Палестине является серьезным испытанием для палестинского руководства. Избрание Аббаса председателем исполнительного комитета Организации освобождения Палестины через несколько часов после смерти Арафата обеспечило ему поддержку организации, представляющей всех палестинцев, включая палестинскую диаспору. Избрание Аббаса президентом Палестинской национальной автономии на всеобщих выборах дает ему законные основания для проведения в жизнь его политической программы.

Эта программа, несмотря на ее сходство с программой Арафата, отличается от последней в ключевых вопросах. Аббас (также известный как Абу Мазен) открыто и последовательно выступал с критикой того, что он называет «милитаризацией интифады». Еще до смерти Арафата Аббас утверждал, что использование силы со стороны вооруженных формирований ослабляет переговорные позиции Палестины. Придерживался он этой позиции и во время своей предвыборной кампании, отказываясь уступить требованиям палестинских фракций, придерживающихся «жесткого» курса, и принести извинения за свои прошлые заявления.

Аббас ведет себя деловито и твердо верит во власть закона и необходимость преобладания истинного гражданского правления в палестинской политике. Этим он также отличается от Арафата, который считал, что революционные настроения должны сохраняться до тех пор, пока продолжается незаконная иностранная оккупация палестинского народа. До освобождения обычной жизни быть не могло.

Одержав победу на выборах на платформе, выступающей против продолжения насилия и за создание правового государства, Аббас получил мандат и несет ответственность за проведение этой политики. Он должен довести до сознания всех вооруженных палестинцев, что правительство не потерпит ни одной неофициальной группировки, имеющей оружие или проводящей вооруженные нападения с палестинской территории.

Для того, чтобы сохранить национальное единство, Аббасу явно потребуются все его способности к убеждению, чтобы заставить радикальные группировки (некоторые в его собственном движении ФАТХ) уважать этот подход. Как председатель Организации освобождения Палестины он окажется под огромным давлением с целью предотвратить делегитимизацию санкционированных на международном уровне актов сопротивления против израильских военных целей. Для того, чтобы противостоять этому давлению, ему придется доказать, что прекращение насилия отвечает интересам палестинцев.

Столь же сложным для Аббаса будет установление принципов власти закона в глубоко травмированном обществе после почти пяти лет насилия, угнетения и драконовских ограничений передвижения, установленных израильтянами. Как в случае с милитаризацией интифады, это не простая задача, поскольку касается сил, неподконтрольных Аббасу и его правительству.

Тем не менее внутренняя политика будет иметь огромную важность. Повседневная жизнь и условия существования палестинцев требуют немедленного улучшения. Построенная Израилем к западу от Западного берега стена означает, что уровень безработицы в Палестине будет продолжать расти, а уровень жизни падать. Для решения этой проблемы Аббасу придется искать помощь извне — со стороны арабского мира и международного сообщества. Реальной необходимостью является привлечение инвестиций, главным образом со стороны палестинцев и арабов. Однако это маловероятно без крупных правовых и административных реформ и, в целом, правильного управления и жесткого применения закона.

Главным условием для установления гражданского порядка является мир. Неважно, насколько успешными будут старания Аббаса убедить радикальные группировки сложить оружие, одностороннее прекращение огня не продлится долго, если оно не будет взаимным. Оккупационные силы Израиля, таким образом, сыграют ключевую роль в успехе миссии Аббаса. Действительно, задача, стоящая перед Аббасом, будет невозможна, если израильская политика «целевых убийств» продолжится, в то время как палестинские лидеры серьезно работают над тем, чтобы положить конец актам насилия против израильтян.

В конечном итоге, основной целью нового палестинского президента в процессе переговоров с Израилем будет заставить израильтян выполнить свои многократные международные заверения, что жизнеспособное палестинское государство по соседству с Израилем является реалистичной целью на ближайшее будущее. Но если оставить израильтян и палестинцев наедине для решения этих вопросов, то цель восстановления независимой Палестины в границах 1967 года, скорее всего, останется недостижимой. Международное сообщество во главе с Соединенными Штатами должно вложить усилия и политический капитал в достижение этой цели.

Перед новым палестинским президентом стоит сложная программа и большие ожидания со стороны палестинского народа. Многое будет зависеть от поведения Аббаса и того, как он будет править. Но главный вопрос заключается в том, что сделает Израиль и международное сообщество, если Аббас исполнит свое обещание остановить насилие против Израиля и установить власть закона в действующем демократическом государстве. Палестинцы сделали свой выбор, теперь выбор должен сделать весь мир.

Дауд КУТТАБ — директор Института современных средств массовой информации при Университете «Аль-Кудс» в Рамалле, Палестина.

Дауд КУТТАБ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ