Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О скандинавско-балтийской инициативе

Президент норвежского парламента Олемик Томмессен: «У нас нет другого выбора, как противодействовать Путину, продолжать санкции и демонстрировать солидарность с Украиной»
9 февраля, 2016 - 11:21
ФОТО С САЙТА THEOSLOTIMES.COM

На прошлой неделе в Украине побывала делегация руководителей парламентов стран Северной Европы и Балтии, известных как NB8 (Дания, Эстония, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Швеция и Финляндия). Президент Стортинга (парламента) Королевства Норвегии Олемик Томмессен в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал, что эта группа полным составом уже приезжала в нашу страну в прошлом году.  «Но такое происходит очень редко, — объяснил он. — Думаю, что это был первый случай в истории, когда мы куда-то приехали вместе — главы парламентов восьми стран. До сих пор мы так не ездили ни в одну другую страну. Это необычно. Таким образом, мне кажется, что наша инициатива уникальна в своем роде — она исходит не от одной страны, а от Северного региона Европы».

«ВАЖНО РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ, А НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБКИ ДРУГ ДРУГА ПОРОЗНЬ»

— Страны Северной Европы и Прибалтики очень тесно сотрудничают. И все мы принимаем участие в инициативе Восточного партнерства. Мы считаем, что важно работать вместе, а не повторять ошибки друг друга порознь. Мы хотим помочь наилучшим образом, следовательно, для этого нужно объединять ресурсы, а не разделять их. Кроме того, мы считаем полезным представление нас как региона, который солидарен с Украиной в ее нынешней ситуации. Конечно, мы как лидеры парламентов наших стран не занимаемся внешней политикой как таковой. Мы не можем предложить членство в НАТО или финансовую поддержку, или что-то такое. А что касается конфликта с Россией, то мы можем предложить солидарность, а также укрепление связей между украинскими политиками и политиками северных и прибалтийских стран.

А вот где мы можем помочь, так это в вопросах продвижения демократии и борьбы с коррупцией — то есть там, где мы сильны. В прошлом году мы реализовали проект, который помог Верховной Раде в проведении программы реформ Совета Европы. Это была норвежская инициатива, к которой присоединились все страны-участницы. Мы, норвежцы, приглашаем группы украинских парламентариев — численностью от восьми до двенадцати человек — в нашу страну, чтобы они изучали норвежский парламент и демократическую систему. Первую группу мы приняли в ноябре прошлого года. Для украинцев была создана специальная программа, чтобы показать, как работает парламентская комиссия, какие у парламента есть контрольные функции над работой правительства — у нас есть специальный комитет, который как раз занимается вопросами контроля правительства. У нас также есть специальный парламентский орган, который называется комитет EOS, контролирующий спецслужбы — как военные, так и полицейские. Также я считаю, что украинским политикам очень нужно изучать нашу партийную систему. Не саму систему как таковую, а то, как построены партии, как они работают с программами, с местными организациями, с финансированием и остальными подобными вопросами.

Таким образом, цель визита заключалась в продолжении наших прошлогодних дел и проверке, нужно ли нам делать их дальше — а также в выявлении других вещей, которыми следовало бы заняться. Также мы хотели узнать больше о развитии событий в Украине. У нас было много встреч, посвященных реализованным и запланированным реформам, которые мне кажутся очень перспективными. Нужно было также укрепить связи между нашими парламентами.

«У МЕНЯ СОЗДАЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ПАРЛАМЕНТАРИЯМ БЫВАЕТ СЛОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ ШАГАМИ»

— И какими были ваши впечатления от переговоров с украинскими депутатами, политиками?

— У меня создалось впечатление, что стремление к реформам существует. Многие украинские парламентарии хотят реформ. И они действительно хотят перенять опыт европейского общества, чтобы помочь Украине повысить благосостояние населения, а также решить неотложный вопрос национальной безопасности Украины. Но хоть многое и кажется позитивным, еще следует пройти долгий путь. Есть много вещей, которые необходимо сделать, и у меня создалось впечатление, что парламентариям бывает сложно определиться со следующими шагами, что нужно делать дальше. Сложности у них возникают также с тем, чтобы прийти к согласию между собой относительно некоторых действительно важных вопросов. Но мы провели встречи со многими людьми, привлеченными к борьбе с коррупцией, и я считаю это направление работы очень перспективным. Мы встречались как с участниками Антикоррупционного бюро, так и с представителями Генпрокуратуры. Реформы, осуществленные в этой отрасли, кажутся очень перспективными, и я разделяю точку зрения своих коллег из Балтийских и Северных стран, что это самые главные вопросы, требующие решения.

«Я ВОСХИЩЕН ТЕМ, КАК УКРАИНЦЫ ПЫТАЮТСЯ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕМЯ РАЗНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ОДНОВРЕМЕННО»

— А что на счет вопросов безопасности, обсуждали ли вы с нашими парламентариями то, как противостоять российской агрессии? Президент Петр Порошенко рассказал в интервью Bild сегодня (интервью записывалось 3 февраля. — Авт.), что вероятность новой атаки со стороны России сейчас возрастает.

— Что бы мы ни обсуждали при каждой нашей встрече, войне с Россией приходится уделять много внимания. Конечно, это важный вопрос. И совершенно понятно, почему он занимает львиную долю обсуждений. Я восхищен тем, как украинцы пытаются справиться с тремя разными проблемами одновременно. Первая — это война с Россией. Вторая заключается в необходимости реализации реформ. А третья — это очень сложная экономическая ситуация. И вам приходится иметь дело со всеми этими тремя вопросами и решать каждый более-менее отдельно. Вы должны что-то делать с войной против России и в то же время провести реформы. Конечно, часть российской стратегии заключается в том, чтобы парализовать войной ваших политических лидеров таким образом, чтобы они не смогли проводить реформу. А если они не смогут провести реформу, вам не удастся приблизиться к Европейскому Союзу, к европейскому обществу. И если они не проведут реформу, то, вероятно, поправить экономическое положение не удастся также. Таким образом, вы оказались в действительно очень-очень сложной ситуации. Но, тем не менее, я вижу, что вы делаете очень много в этом направлении, и думаю, что вы добьетесь успеха. Я настроен оптимистично после всего этого. А что касается войны с Россией — кто знает? Я не знаю, у меня нет хрустального шара, чтобы увидеть, как она закончится. Но очевидно то, что я уже сказал: стратегия России заключается не просто в создании еще двух квазигосударств около своих границ, а в том, чтобы парализовать украинскую политическую систему.

«НОРВЕГИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ САНКЦИИ ЕС ПРОТИВ РОССИИ, И МЫ ЭТО БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ»

— Вчера я говорил с немецкими депутатами, которые приезжали сюда, и они считают, что санкции были введены для того, чтобы заставить Путина изменить поведение. Верите ли вы, что нынешние санкции вместе со снижением цен на нефть изменят подход Путина к политике?

— Будем надеяться, что да. Норвегия поддерживает санкции ЕС против России, и мы это будем продолжать. И, конечно, цены на нефть ослабляют российскую экономику. Поэтому давайте надеяться, что это также повлияет на россиян и заставит их изменить стратегию, ведь им нужно более глубокое торгово-экономическое сотрудничество с остальной Европой. Но в этом вопросе я не настроен слишком оптимистично. Я думаю, что до тех пор, пока Путину удается обвинять других во всех бедах, происходящих в России, он будет иметь необходимую поддержку своего населения. Но у нас нет другого выбора, как противодействовать Путину, быть сильными, продолжать санкции и демонстрировать очень четкую позицию наших стран, которая заключается в солидарности с Украиной. И позже увидим, что произойдет. Не существует другого способа, чем достичь результата путем переговоров, и, конечно, Минские соглашения очень важны. Как минимум они дают время и возможность для переосмысления ситуации по обе стороны.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ С НАШЕЙ СТОРОНЫ — ЭТО ПОДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ И ПОМОЧЬ ПОСТРОИТЬ СТРАНУ, В КОТОРУЮ НОРВЕЖСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ИНВЕСТИРОВАТЬ»

— И каким образом Норвегия может помочь Украине в том, чтобы стать сильнее экономически и политически? Я не говорю о военной помощи, но это может быть торговый договор или соглашение по поставкам газа. Некоторое время назад была озвучена идея построения газопровода из Норвегии в Польшу...

— Прежде всего, Норвегия помогает Украине финансово. Во-вторых, с политической точки зрения очень важно показать солидарность. И я считаю, что самое главное с нашей стороны — это поделиться опытом и помочь построить страну, в которую норвежской промышленности будет интересно инвестировать. И когда вы достигнете общества с мощной экономикой, благосостояния для каждого жителя страны — то, я думаю, население Донбасса и Крыма увидит, что они выбрали не ту сторону.

«НАШИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ МОГУТ ПОСОДЕЙСТВОВАТЬ УКРАИНСКИМ ПАРТИЯМ В ПОСТРОЕНИИ БОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫХ ВНУТРЕННИХ СТРУКТУР»

— Их заставили, обманом склонили к неправильному выбору. Они не имели свободы волеизъявления в этом вопросе.

— Конечно, но они оказались по ту сторону в любом случае. Возможно, они и не выбирали этого, но я хочу сказать, если вам удастся построить сильное общество, побороть коррупцию, обеспечить условия для инвесторов, создать действенную судебную систему с честными судьями, упростить систему регистрации и остальные формальности для компаний — если это все будет работать, то я уверен, что многие европейские и, в частности, североевропейские компании будут инвестировать и способствовать экономическому росту и демократии. А еще я думаю, что наши политические партии могут посодействовать украинским партиям в построении более устойчивых внутренних структур.

— А люди, с которыми вы говорили в Украине, проявляли интерес к использованию ваших знаний и опыта?

— Да. Я думаю, мы достигли взаимопонимания. Группы депутатов, которые к нам приезжали, уже высказали свое мнение, что эта программа для них оказалась полезной.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ