Нынешние драматичные события в Украине, аннексия Россией Крыма, сосредоточение российских войск у восточных границ Украины, где не без помощи российских спецслужб поднялась волна сепаратизма, впервые поставили в центр внимания важность безопасности нашей страны не только для региона, но для всего мира. И понятно, что эти вопросы были главными на 7-м Киевском форуме по безопасности (КФБ), который проходил 10—11 апреля в столице Украины под названием «Безопасность на линии разрыва».
Семь лет назад, как отметил в своем выступлении премьер-министр Арсений Яценюк, когда задумывали проводить КФБ, никто не мог предположить, что в Киеве будет обсуждаться новая система безопасности и в Украине будут происходить драматичные события, свидетельствующие, что безопасности нет. В отношении Украины осуществили военную интервенцию, на которую в мире нет адекватного ответа, — сказал он и добавил, — таким ответом может стать начало обсуждения новой системы безопасности.
«Обращаемся к нашим международным партнерам с тем, чтобы сесть за стол переговоров и нарабатывать новую общую модель безопасности для Европы, которая является не просто письменным обязательством, а гарантией того, что больше никогда не повторится ситуация, когда страна, которая была членом G8 и является постоянным членом Совета Безопасности ООН, беспрецедентно нарушает международное право», — подчеркнул премьер.
Правда, в своем выступлении Яценюк отметил, что единственная действующая в мире система коллективной безопасности это — Организация Североатлантического договора. По его словам, в Украине растут настроения поддержки интеграции в НАТО, и правительство усиливает сотрудничество с Альянсом. Вместе с тем он отметил, даже если бы мы попросили членства в НАТО, то вряд ли достигли бы консенсуса. Возможно, нужно лучше просить, как сказал «Дню» экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.
«ДЛЯ УКРАИНЫ РЕЧЬ ИДЕТ НЕ О ВЫБОРЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС, А МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»
Кстати, в зале поставили конкретный вопрос о том, не пора ли Украине подавать заявку на членство в НАТО и ЕС. Глава Представительства ЕС в Украине Ян Томбински традиционно повторил: не ставьте неправильные вопросы в неправильное время и при этом добавил, что в Брюсселе и так дали понять, что соглашение об ассоциации, это не последний этап в отношениях между Украиной и ЕС.
И.о. министра иностранных дел Андрей Дещица по этому поводу отметил: «Будем учитывать изменения настроений, ситуацию, изменения в Украине и мире. Надо исходить из юридических основ и реалий в вопросе подачи заявки в ЕС или НАТО. Мы осознаем, что эти выстрелы не должны быть холостыми и должны иметь под собой почву на уровне украинского общества, законодательства и со стороны европейских партнеров, а тогда уже реализовывать планы». Следует отметить, что шеф украинской дипломатии вызвал аплодисменты, когда, отвечая на вопрос из зала, сказал: позвольте мне ответить по-украински. Господин Дещица в своем выступлении отметил, что полное решение украинско-российского кризиса не может происходить за счет ценностей и для Украины речь не идет о выборе между Россией и ЕС, а между прошлым и будущим.
Киевский форум по безопасности мог стать своеобразной агитплощадкой для двух кандидатов в президенты: Петра Порошенко, и Юлии Тимошенко, выступления которых были внесены в программу. Как известно, оба кандидата в своих программах выступают за создание европейской системы коллективной безопасности. Однако этим воспользовался лишь Порошенко, а Тимошенко по непонятным причинам так и не прибыла на форум.
Впрочем, Порошенко так и не внес ясность в то, какой должна быть такая система коллективной безопасности. В своем выступлении он отметил, что на прошлогоднем форуме было вдвое меньше людей, и тогда никто не мог себе представить, что нам придется выходить из ситуации, когда часть территории оккупирована. По его мнению, Украина и мир должны вместе искать пути выхода из разрушенной поствоенной системы глобальной безопасности и пытаться вернуть Россию к цивилизованному диалогу. Порошенко также отметил: мы имеем палку со стороны России, а от ЕС хотели бы увидеть пряник в виде перспективы членства.
«УКРАИНА ОЧЕНЬ ДОРОГО ПЛАТИТ ЗА ТО, ЧТО МЕДЛИЛА С РЕФОРМАМИ»
Со своей стороны представители европейских стран больше говорили о том, что нужно сделать Украине, чтобы она стала процветающей страной. Заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак сказал, что его страна 10 лет шла в ЕС и НАТО. Как ваши друзья, мы считаем, что, во-первых, для Украины очень важно, чтобы правительство охватывало представителей из разных регионов, чтобы никто не чувствовал себя исключенным. Во-вторых, нужно объединиться, потому что нет времени для конфронтации. В-третьих, нужно ответственно относиться к приоритетам народа. В-четвертых, реализовать реформы, без чего не будет успеха. В-пятых, коммуникация: люди должны знать, что делает правительство. И самое главное, нужно восстановить политическую и социальную стабильность. «Помогите нам помочь вам. Мы хотим увидеть решительность действий правительства, желаем успеха Украине», — отметил он.
Глава Представительства ЕС в Украине Ян Томбински тоже отметил, что в Украине должны произойти системные изменения, а не изменения табличек на кабинетах. По его словам, сложилась беспрецедентная ситуация и Украина платит высокую цену за то, что медлила с реформами. Чем скорее, отметил он, будет стабилизирована ситуация, тем скорее ЕС поможет Украине и финансово, и своим опытом в трансформации государственных институтов, и технически. «То, что объединяет 28 стран ЕС, будет предоставлено в распоряжение Украины», — пообещал дипломат.
Все зарубежные участники форума были едиными в том, что действия РФ относительно Украины неприемлемы и нарушают международное право. «Необходимо возвращение России за стол международных переговоров, чтобы Россия поняла, что порядок после «холодной войны», который основывается на сотрудничестве, общей безопасности в Европе, прозрачности и взаимном создании доверия, — в интересах всех, в том числе и России», — отметил заместитель председателя Комитета по иностранным делам Бундестага Германии Франс Тённес. Вместе с тем он сказал, что без привлечения России не разрешилось бы много международных конфликтов, вопрос химического оружия в Сирии, ядерного в Иране, транзита войск в Афганистан.
«СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ НАТО НЕ ДОЛЖНЫ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОШИБКУ, КОТОРУЮ МЫ СДЕЛАЛИ В БУХАРЕСТЕ В 2008 ГОДУ»
Но всем сейчас очевидно, что Россия одной рукой создает кризис, а второй помогает его решать. И довольно странно, почему Запад не хотел слышать страны Восточной Европы и Балтии, которые давно предостерегали, что Путин начал ресоветизацию в России. Министр обороны Литвы (2008—2012) Раса Юкнявичене в частности повторила слова Рональда Рейгана: не бойтесь видеть то, что вы видите и подчеркнула, что страны-члены НАТО «не должны ныне сделать ошибку, которую мы сделали в Бухаресте в 2008 году, поскольку это был сигнал для Путина, что он может действовать в Грузии, так как сегодня с помощью Януковича в Украине».
Глава МИД Швеции Карл Бильдт, по-видимому, точнее всего высказался, что сегодняшние события в Украине касаются фундаментальных принципов будущей Европы. «Сможем ли мы строить Европу, в которую будут интегрироваться новые страны, чтобы исчезали границы и пределы между ними? Или мы возвращаемся в ту Европу, в которой границы вновь растут и армии пытаются изменить эти границы и пределы? Наконец, если это будет так, то в Европе может опять литься кровь. Вот почему то, что происходит в Украине, имеет такое большое значение для всех», — заявил он.
«ВЫ БОРЕТЕСЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА СВОЮ БЕЗОПАСНОСТЬ, СВОБОДУ И СУВЕРЕНИТЕТ, ВЫ ТАКЖЕ ВЗЯЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАПАДА»
А министр обороны Польши (2007—2011) Богдан Клих выступил за разработку Евросоюзом и НАТО новых программ сотрудничества с Украиной. «После тех уроков, которые мы вынесли за последние месяцы, можно сказать, что не может быть безопасности Запада без стабильной и суверенной Украины. Вы боретесь не только за свою безопасность, свободу и суверенитет, вы также взяли ответственность за безопасность Запада», — отметил экс-министр, добавив, что под Западом имеет в виду страны ЕС и НАТО. «Самое большое значение имеет не то, что записано в документах, на бумаге, а текущая политика, которая может противостоять российской агрессии на международной арене», — сказал он. В частности, по мнению экс-министра, нужно не допустить реализации планов Кремля по восстановлению влияния на постсоветские страны. «Нам необходимо разрабатывать новую политику сдерживания российских амбиций, по крайней мере, на трех территориях: в Восточной Европе, Центральной Азии и Южном Кавказе», — объяснил он. По его мнению, в данной ситуации Украине нужно использовать все инструменты — политические, экономические, безопасностные и военные. И прежде всего, воспользоваться инструментами, инкорпорированными в Комиссию УКРАИНА—НАТО, чтобы развивать Вооруженные силы Украины.
О необходимости вынесения уроков из ситуации вокруг Крыма говорила в своем выступлении помощник Генсека НАТО по вопросам публичной дипломатии, министр иностранных дел Хорватии (2008—2011) Колинда Грабар-Китарович. По ее словам, во-первых, нужно укреплять систему безопасности в Европе, а не сокращать военные бюджеты стран-членов НАТО. Во-вторых, нужны хорошие внешние отношения со странами, которые не являются членами НАТО. В-третьих, необходимо углублять и продолжать политику открытых дверей, обеспечить, чтобы никакая третья сила не имела права вето на вступление в НАТО какой-то страны.
«ГОВОРИТЬ О «ФИНЛЯНДИЗАЦИИ УКРАИНЫ», ЗНАЧИТ, ОСКОРБЛЯТЬ ОБЕ СТРАНЫ»
На форуме прошла заочная дискуссия между немецким депутатом, который предлагал Украине взять за образец сотрудничества с Россией пример Финляндии и Норвегии, которые хорошо сотрудничают с Российской Федерацией. Или, другими словами, финляндизацию Украины, о чем, кстати, писали в статьях такие крупные дипломаты, как Генри Кисинджер и Збигнев Бжезински.
Директор исследовательской программы по Восточному соседству ЕС и России Финского института международных отношений Аркадий Мошес отметил, что финны ненавидят слово финляндизация, которая им была навязана в 1945—1947 годах. И говорить о финляндизации Украины, значит, оскорблять две страны, отметил он. Вместе с тем он подчеркнул, если и брать пример с финнов, то в том, что 4 млн финнов знали, как защищаться.
Финский эксперт отметил, что ошибкой Запада в отношениях с Россией было то, что он не слушал Кремль, который делал честные заявления и не для внутреннего употребления, а, прежде всего, для внешнего. «В 2004 году Путин в своем послании сказал, что слабых нужно бить. В феврале 2013 года в концепции безопасности России четко отмечено, что Запад находится в упадке. Вся эта концепция построена на слабости Запада. Таким образом, как вы видите, добавим эти две вещи и увидим: Запад слабый, а слабого надо бить. И мы имеем результат», — заявил он, комментируя идеологию путинской России. Для меня, сказал эксперт, все стало понятно еще на саммите НАТО в Бухаресте, когда президент РФ Владимир Путин заявил, что Украина является только объединением отдельных территорий. И то, что в ответ на такое утверждение никто из руководителей стран Запада не вышел из зала, и стало для Путина сигналом того, «насколько далеко он может зайти», считает Аркадий Мошес. По убеждению эксперта, Запад уделял мало внимания вопросам безопасности в Черноморском регионе, что привело к возникновению вакуума безопасности в этом регионе. Россия же решила, пользуясь слабостью Запада, заполнить этот вакуум.
«ЗАПАД ДОЛЖЕН ВСТАТЬ В ПОЛНОЙ СОЛИДАРНОСТИ НА ЗАЩИТУ УКРАИНЫ ПЕРЕД УГРОЗОЙ, КОТОРУЮ СОЗДАЛ ПУТИН»
Вице-спикер парламента Грузии, вице-премьер-министр Грузии (2006—2012) Гиорги Барамидзе отметил, если не хотим быть рабами России, то должны быть под зонтиком цивилизованных стран. Для Грузии нет другого варианта. Вопрос лишь в том, готов ли Запад взять под зонтик. Разве что думают, что зонтик небольшой, и они будут чувствовать дискомфорт. Но если Запад хочет жить в стабильном пространстве, то должен платить цену.
С этим соглашается президент Freedom House Дэвид Кремер, который заявил: «Запад несет ответственность в плане помощи Украине, помощи политической, финансовой, экономической, совещательной, военной, по обмену разведданными, чтобы Украина могла защитить себя и отбросить угрозу и агрессию, какую собой представляет Путин и Россия». По его мнению, в случае российской агрессии Запад не может стоять в стороне и говорить, что ничего не происходит. «Когда мы на Западе говорим, что что-то является неприемлемым, это просто слова, а нужно наполнить эти слова содержанием, показать, отчего это неприемлемо. Два раунда санкций ЕС и США были достойным ответом, но это далеко от того, что нужно», — добавил он. «Если мы не заставим Путина заплатить высокую цену, то не только Украина окажется в кризисе, у нас будет намного больший кризис — наши враги не будут нас бояться, а наши друзья не будут уверены в нас», — считает Кремер.
Президент Freedom House отметил, что альтернатив применению санкций против России нет: «Пришло время показать решительность, и Запад должен встать в полной солидарности на защиту Украины перед угрозой, которую создал Путин. Мы не должны воспринимать ни де-факто, ни де-юре аннексии Крыма». Остается надеяться, что наконец Запад проснулся, уже не боится видеть то, что видит и, главное, готов идти на жертвы, чтобы остановить реваншизм Путина.