Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об «агрессивной экспортной политике»

Игорь ЛИТВИН: «На юго-востоке Азии видят перспективу инвестирования в Украину»
16 августа, 2016 - 10:32
ФОТО РЕЙТЕР

Недавно Президент Украины Петр Порошенко посетил две динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии: Малайзию, впервые за 25 лет, и Индонезию за последние 20 лет. Возникает вопрос, с одной стороны: не поздно ли это произошло и осталось ли еще место на рынке этих стран для Украины? А с другой стороны, в каких сферах Украина может ожидать инвестиций со стороны Малайзии и Индонезии? «День» обратился к председателю правления Ассоциации делового сотрудничества Украины с государствами АСЕАН, первому послу Украины в Индонезии, Малайзии, экс-послу Украины в КНР Игорю ЛИТВИНУ с просьбой ответить на эти вопросы и рассказать о перспективах сотрудничества с этими странами.    

«ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПОКРЫТИЕ» ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА ЮВА И ОКЕАНИИ ОБЕСПЕЧЕНО. ВОПРОС: КАКОЙ ОТ ЭТОГО ЭФФЕКТ?»

— Почему так долго не было визитов в Малайзию и Индонезию?

— Об этом нужно спросить у руководителей МИД и у руководителей департамента внешней политики Администрации Президента Украины последних лет. Возможно, причиной является нехватка специалистов с Востока и там, и там, и, как следствие, непонимание важности региона Юго-Восточной Азии во внешней политике Украины. С другой стороны, нельзя говорить, что Украина долгое время не обращала внимания на регион Юго-Восточной Азии, это не так. За годы, прошедшие со времен моей работы в регионе послом Украины в Индонезии и по совместительству еще в пяти государствах АСЕАН, в Малайзии, Сингапуре, Таиланде появились (в придачу к Индонезии) отдельные дипломатические представительства Украины. Прибавим к этому еще и основание украинского посольства в Австралии, руководитель которого традиционно аккредитован по совместительству еще и в Новой Зеландии. На Филиппинах и в султанате Бруней наши послы, соответственно, в Японии и Сингапуре аккредитованы по совместительству. Посольство Украины во Вьетнаме фактически занимается также представлением наших национальных интересов в соседних Камбодже и Мьянме. То есть адекватное, так сказать «дипломатическое покрытие» основных государств региона ЮВА и Океании обеспечено. Другое дело — какой экономический в первую очередь эффект от этого имеет наше государство? Понимаю, что так непосредственно задавать вопрос не совсем корректно, ведь нельзя спрашивать с посольств показатели эффективности двустороннего торгово-экономического и другого сотрудничества с той или иной страной. Спрашивать нужно с руководства профильных министерств, ведомств, других центральных и региональных органов власти, торгово-промышленных палат, бизнесовых и других ассоциаций и союзов производителей. Которые, в большинстве своем, совершенно не разбираются в том, что называется эффективной, агрессивной экспортной политикой, не умеют, да и не хотят уметь работать с азиатскими странами так, как того требуют традиции, каноны и требования профессиональной деятельности по обеспечению украинской экспортной экспансии в регионе. Слава Богу в этом году наконец создан Офис по содействия экспорту при Минэкономразвития. Появилась надежда на то, что наш экспортный потенциал обретет теперь поддержку государства в плане своей эффективной реализации в регионе ЮВА. Офис заработал, и это хорошо видно по президентским визитам в Малайзию и Индонезию, итоги которых именно в экономической сфере дают конкретный ответ на ваш вопрос: осталось ли еще место на рынке этих стран для продукции из Украины? Да, место есть, и его довольно много.

«ВИЗИТ УСПЕШНЫЙ, РАБОТАЕТ КАК НА ПЕРСПЕКТИВУ, ТАК И НА РАЗРЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ»

— Какие результаты были достигнуты в ходе визита, и когда ждать конкретных результатов от подписанных документов?

— Визит успешный, результативный, работает как на перспективу, так и разрешение неотложных вопросов. Учитывая политические интересы Украины, этот визит обеспечил:

♦ единство позиций нашего государства и ведущих государств АСЕАН в вопросах международной и региональной безопасности;

♦ солидарность сторон (Украина —Малайзия) относительно необходимости справедливого и всестороннего расследования трагедии с рейсом МН17 и неминуемого наказания всех виновных в этом преступлении, начиная с исполнителей и заканчивая теми, кто отдавал убийственные приказы;

♦ подтверждение позиции официального Куала Лумпура и официальной Джакарты по поводу их неизменной поддержки суверенитета и территориальной целостности нашего государства;

♦ договоренности относительно продолжения тесной координации и сотрудничества с обоими лидерами АСЕАН в ООН.

Национальные интересы в сфере экономики, в частности торговли, инвестиций, производственной кооперации: наработано также достаточно, чтобы говорить и об обеспечении перспективных направлений сотрудничества соответствующей договорно-правовой базой (подписано несколько двусторонних документов межправительственного уровня, межведомственного и корпоративного характера) и конкретными проектами, реализация которых способна значительно укрепить экспортные позиции Украины в Юго-Восточной Азии, а также модернизировать нашу собственную инфраструктуру, в первую очередь транспортную, энергетическую, логистическую.

Как быстро заработают подписанные документы? Такие, как, например, соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы или соглашение относительно взаимной правовой помощи в уголовных делах (с Малайзией), или украинско-индонезийский документ по поводу визовой либерализации можно считать документами практически моментального действия потому, что они имеют четкий практический характер. Такие же основополагающие документы, которые регламентируют базовые принципы сотрудничества в оборонной сфере или в сфере сельского хозяйства (с Индонезией) нуждаются в реализации в конкретных контрактах, в том числе и на поставки украинской продукции в Малайзию и Индонезию, а через них — на весь регион ЮВА. И наоборот — из региона ЮВА — в Украину.

«ЗЕЛЕНАЯ ПРОДУКЦИЯ» КАК КЛЮЧ К ЗАВОЕВАНИЮ РЫНКА С САМЫМ БОЛЬШИМ МУСУЛЬМАНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ

— Что теперь реально нужно нам делать, чтобы украинские товары пошли на рынок Малайзии и Индонезии, которые могут стать своеобразным мостиком для нашей страны в регионе Юго-Восточной Азии?

— Мне посчастливилось принять участие в качестве спикера в обоих бизнес-форумах, которые были проведены в рамках государственных визитов Президента Украины в Малайзию и Индонезию. И я был свидетелем, буквальным и почетным, подписания корпоративных соглашений между украинскими компаниями и компаниями из Малайзии и Индонезии в таких важных и перспективных отраслях, как информационные технологии, агросектор, фармацевтика, производственная кооперация в сфере инфраструктуры. Уже, не ожидая возвращения в Украину, представители украинского бизнеса, которые составляли экономическую делегацию президентского визита, обменялись со своими новыми партнерами конкретными бизнес-предложениями по поводу поставок в Малайзию и Индонезию украинского зерна (кукуруза, продовольственная пшеница, бобы сои), которое пользуется в регионе стойким спросом (только в 2015-2016 маркетинговом году из Украины экспортировано в регион в целом 3,9 млн тонн зерновой продукции), поставок украинских лекарственных препаратов и тому подобное. Вот и ответ на вопрос — что нам нужно реально делать, чтобы украинские товары пошли на рынки стран АСЕАН, в частности, в Малайзию и Индонезию. Бизнес сам уже начал делать то, что нужно, ведь соответствующие рамки государствами созданы.

Украина сейчас достаточно успешно конкурирует со странами-экспортерами, которые традиционно доминируют в глобальных поставках зерновой продукции, такими, как США, Аргентина, Австралия, Канада. Почему это так? Есть несколько причин этого:

1   качество и потребительские стандарты продукции, которую мы предлагаем, очень высоки. И главное — без ГМО!

2  суровое соответствие жестким международным нормам в плане санитарной и карантинной безопасности;

3  очень конкурентные цены;

4  большие объемы поставок и надежность поставок, несмотря на сложную логистику.         

Существенные резервы к наращиванию поставок украинской агропродукции в регион открываются в связи с масштабной программой развития индустрии ХАЛАЛ(HALAL), которая предполагает глобальное решение вопроса о наполнении закромов стран мусульманского мира эксклюзивной номенклатурой пищевых продуктов, медицинских препаратов и тому подобное, которая соответствует нормам Халал. Это, в первую очередь, так называемая «зеленая продукция», которой в Украине достаточно, чтобы стать основным экспортером для самой большой в мире страны с мусульманским населением — Индонезии, да и для других подобных государств региона ЮВА.

«ЛУЧШЕГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В УКРАИНУ, ЧЕМ СЕЙЧАС, НЕТ»

— Что нам нужно делать, чтобы в Украину пришли инвестиции из этих двух стран?

— Для того чтобы в Украину пошли инвестиции из Малайзии и Индонезии, как прежде, как и в случае с любой другой страной, нужно, чтобы в нашем государстве был создан и заработал соответствующий механизм привлечения и обеспечения (условия использования, безопасности и возвращения) иностранных инвестиций, о котором мы говорим последние 25 лет. Ну, еще нужен мир на нашей земле, четкие и неизменные правила игры и устойчивое экономическое развитие.

Президент Порошенко считает, что лучшего времени для инвестиций в Украину, чем сейчас, нет, и об этом он говорил на форумах с бизнес-кругами обеих стран посещения. Аргументы Президента также вполне понятны: в Украине довольно дешевая квалифицированная рабочая сила, экономика перестраивается, идет ее разгосударствление, программой приватизации охватываются сотни предприятий в важных сферах экономики. То есть сделан призыв: идите, покупайте наши активы, которые сейчас достаточно дешевые, вкладывайте средства в модернизацию производств и за счет использования дешевого труда высококлассных украинских специалистов налаживайте выпуск конкурентной продукции и обеспечивайте конкурентные услуги из территории Украины. И наши партнеры, в частности из Малайзии, уже подтвердили готовность изучить вероятность привлечения самой крупной местной нефтегазовой компании PETRONAS к добыче углеводов, в т.ч. сланцевого газа в Украине, привлечения малайзийских компаний к строительству в Украине автомагистральных дорог и доступного жилья, возможность участия местного бизнеса в приватизации украинских государственных предприятий в сфере энергетики и инфраструктуры. Теперь для реализации всех договоренностей остаются, как всегда, буквально пустяки — взяться и сделать то, о чем договорились, тем более, имея опыт реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита малайзийского премьер-министра в Украину в 2003 году. Тем более, что сейчас, например, в сфере военно-технического сотрудничества мы уже намного более независимы от кооперации с так называемым «большим братом», и так «направлять» наши внешние заказы, как раньше, уже из столицы государства-агрессора не удастся. Теперь сражаться за каждый выгодный экспортный заказ придется по-настоящему, отсекая конкурентов по всем параметрам, в первую очередь — за счет качества и четкости выполнения контрактов и расчетов за них.

— И какие вы видите реальные проекты в Украине, в которые могут вкладывать инвестиции малайзийцы или индонезийцы?

— В Куала Лумпури мне пришлось присутствовать на нескольких презентациях бизнес-проектов, реализация которых была бы очень полезной для Украины, в частности, по проекту очистки воды. Малайзийские бизнесмены готовы были бы инвестировать в создание соответствующих мощностей и контролировать их функционирование в региональном и национальном масштабах. Потенциальные инвесторы заинтересованы также в наших проектах в сфере создания и/или модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, в частности, портовой на Черном море, в перерабатывающей промышленности (строительство маслоэкстракционных мощностей) и тому подобное. Проектов можно найти много, опять же много интересного для инвесторов выставлено на приватизацию. Перспектива есть. И на юго-востоке Азии ее видят!

«ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАШЕЙ БРОНЕТЕХНИКИ В РЕГИОН ЮВА ВЕСЬМА СУЩЕСТВЕНЕН»

— Кстати, в 2004 году я брал интервью у посла Малайзии в Польше и по совместительству в Украине, который сказал тогда так: «Принимайте на вооружение Ан-70 и потом привозите к нам на выставку в Лангкави, и мы его купим. Что вы скажете о перспективах продажи самолетов «Антонова» в Малайзии, существует ли еще там такая ниша, и, кстати, каковы перспективы продвижения украинских бронекатеров в Индонезии, стране тысячи островов?

— Я еще в 2000 году, когда работал послом Украины в Китае, на авиасалоне в Чжухаи слышал конкретное предложение тогдашнего министра Китайской национальной администрации гражданской авиации, пана Лю Цзянфена о покупке двух самолетов Ан-70. Ни тогда, ни позже Украина, к сожалению, не в состоянии была продать за границу эти уникальные самолеты. Я не совсем в курсе, существуют ли сегодня предпосылки для налаживания экспортного сотрудничества с какими-либо странами Азии относительно Ан-70, однако сомневаюсь, что это теперь реально. Что же касается бронекатеров для Индонезии, то наше сотрудничество в сфере оснащения индонезийского военно-морского флота продукцией украинского судостроения насчитывает уже почти 20 лет и имеет перспективы к последующему наращиванию в объемах и в номенклатуре. Нынешний президентский визит в Индонезию заложил новые перспективы двустороннего сотрудничества в этой сфере.

— Каковы перспективы продажи нашей бронетехники, в частности новой, на эти рынки?

— Экспортный потенциал нашей бронетехники в регион Юго-Восточной Азии, в частности, в Малайзию весьма существенный, причем речь не только о боевых машинах, но и о машинах спецназначения, например, о технике импульсного пожаротушения, которые, при условии постоянной здесь угрозы лесных пожаров, будут иметь спрос.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ