Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Объединяя Сирию

30 октября, 2012 - 12:04
БОЙЦЫ СВОБОДНОЙ СИРИЙСКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ВОЙСКАМИ В ГОРОДЕ ХАРИМ, ПРОВИНЦИЯ ИДЛИБ / ФОТО РЕЙТЕР

Сирийские оппозиционные активисты регулярно жалуются на недостаточный уровень международной поддержки, которую они получают. Несмотря на то что в результате последней встречи «Друзей Сирии» (группы стран, представители которых периодически собираются, чтобы обсудить сирийский вопрос вне Совета Организации Объединенных Наций) было выделено больше финансовой помощи, уровень их реальной приверженности своему делу остается под вопросом.

Соединенные Штаты, Европейский Союз, Турция и многие арабские страны больше не считают режим президента Сирии Башара Асада законным. Они усилили санкции против правительства, а также оказывают различную поддержку оппозиционным группировкам. Некоторые государства доставляли им автоматы, боеприпасы и гранатометы. Но поставки оружия иссякли, и просьбы повстанцев о зенитном оружии остаются без ответа.

Кроме того, ни соседи Сирии, ни западные страны не собираются проводить вооруженную интервенцию. Действительно, несмотря на выражение солидарности, они отказались создать защитную зону для сирийских граждан вдоль границ соседних государств или ввести бесполетную зону для сирийской военной авиации. В результате, сирийская оппозиция уверена, что ее оставили сражаться с жестоким режимом Ассада один на один.

Однако оппозиция Сирии должна признать, что отсутствие решительных действий со стороны международного сообщества вызвано не только тем, что Россия и Китай наложили вето на любые значительные действия или что страны-члены НАТО не желают ввязываться в очередную войну в регионе. На самом деле, международное сообщество так же ждет, пока неорганизованная сирийская оппозиция превратится в единое эффективное движение, как и оппозиция ждет международной поддержки. Это влечет за собой формирование единой платформы, на которой будут представлены все соответствующие группы, в том числе местные координационные комитеты, Революционный союз Сирии и военные советы Свободной сирийской армии.

Можно не сомневаться, что повстанцы добились некоторого прогресса. Они создали четыре региональных военных совета, благодаря чему удалось укрепить лидерство и усилить контроль над значимыми регионами страны, особенно вблизи турецкой границы.

Тем не менее, сирийская оппозиция пока не смогла заявить о себе как о слаженном механизме. Это странно, учитывая, что на международных собраниях за оппозицию выступали влиятельные политики и партии.

Сирийский национальный совет (СНС), например, куда входят многие из этих политиков, получил материальную помощь от нескольких стран. Но сфера его влияния не достаточно велика, чтобы он мог служить в качестве единственного представителя сирийской оппозиции. Попытки увеличить СНС закончились неудачей из-за опасений, выказанных некоторыми важными группами, такими как Демократический форум, по поводу вступления в организацию, которая зависит от иностранных спонсоров.

Сирийской оппозиции нужно создать организацию зонтичного типа, которую примут все стороны, в том числе де-факто гражданские и военные лидеры, которые выделились в отдельных регионах за последние полтора года. Эти группировки уже преследуют общую цель — свергнуть режим Ассада, и многие из них (кроме некоторых экстремистских движений) желают построить мирное, всеобъемлющее, демократическое государство.

Влиятельные деятели оппозиции — такие, как бывший парламентарий и политический заключенный Риад Сейф и бывший лидер СНС Бурхан Гальюн, предложили многообещающие стратегии формирования такой зонтичной организации. Например, «группа умных людей», которые не стремятся занять политический пост, могли бы контролировать создание временного совета, который включил бы все соответствующие группировки и коалиции, военные советы, деловые круги и религиозных лидеров.

Но эти планы не были реализованы ввиду отсутствия культуры сотрудничества. Учитывая, что социализация сирийцев происходила в условиях глубоко авторитарного режима, даже те, кто борется за демократию, не имеют опыта в искусстве построения коалиции. Также потенциальные политики так и не смогли реально измерить уровень своей популярности в демократической борьбе. В результате, многие из них переоценивают свою реальную степень влияния и склонны, скорее, бороться за лидерство, а не сотрудничать. Лидерам сирийской оппозиции не стоит скрывать своих политических разногласий, чтобы получить поддержку мирового сообщества. Им достаточно просто создать единую структуру, которую все соответствующие группировки действительно смогут принять, как это сделала ливийская оппозиция, основав Национальный переходный совет.

После этого им следует установить законную власть в Сирии, которая смогла бы управлять освобожденными регионами, распределять гуманитарную помощь и обеспечивать оказание услуг гражданам. Такому переходному органу было бы проще призвать международное сообщество оказать необходимую помощь, чем повстанческой группировке в изгнании.

Сирийская революция — это, главным образом, гражданское и политическое восстание против диктатуры — той, которая постепенно разрушает режим Асада. Оппозиция должна начать закладывать основу для нового порядка, основанного на единстве и сотрудничестве. Иначе небольшие группы вооруженных боевиков — поддерживаемые или даже управляемые извне — будут определять будущее Сирии.

Фолькер ПЕРТЕС — председатель и директор Фонда науки и политики, Немецкий институт международной политики и безопасности, Берлин.

Фолькер ПЕРТЕС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ