Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Одебрехт» – детонатор политических изменений в Бразилии

Когда в ЕС возьмутся за расследование механизмов коррупционной деятельности «Газпрома» и околокремлевских бизнесовых структур
20 марта, 2017 - 17:12
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Назначение бывшего немецкого канцлера Герхарда Шредера в октябре 2016 года председателем совета директоров дочерней компании «Газпрому», компании «Северный поток-2», стало свидетельством того, что российская политика в государствах ЕС сохраняет свой традиционный курс.

Основой его строительства являются системы групп лоббизма в среде европейского политического истеблишмента в соединении с методами и подходами работы спецслужб с целью завоевания главного рынка сбыта российских энергоносителей и сохранения рычагов влияния при принятии решений в интересах РФ.

Заметим, что Герхард Шредер уже 10 лет возглавляет комитет акционеров газового консорциума «Северный поток» и обеспечил быстрое и показательное лоббирование в структурах ЕС строительства первой линии газопровода Северный поток (считается, что делал он это за скромную заработную плату в 1,5 млн евро ежегодно), значительно увеличив присутствие этой компании на рынках ЕС.

Только одна дочерняя структура «Газпрома» в Швейцарии «Газпром Швайц АГ» (Gazprom Schweiz AG), которая продает природный газ из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана, став монопольным владельцем и распорядителем всего центральноазиатского газа группы «Газпром», поставляет на рынки ЕС до 30 млрд куб. м газа, эффективно обеспечивая микс финансовых интересов всех сторон процесса, от среднеазиатских диктаторских режимов до западных демократий. Не менее показательным является факт, что ключевой фигурой и главным коммуникатором в «Газпром Швайц АГ» является бывший сотрудник восточногерманской разведки Матиас Варниг. Он в разное время был независимым директором в руководящих органах ряда компаний и банков, приближенных к нынешнему владыке Кремля.

Даже аннексия Крыма, активные военные действия на востоке Украины, введение санкций существенно не повлияли  на уже апробированный и зарекомендованный политический курс в странах ЕС. При этом спрут связанных  газпромовских структур до сих пор остается организационной основой кадрового и финансового обеспечения воплощения поставленных политических задач и огромным маховиком экспорта российской коррупции в страны ЕС.

Одобрение в октябре 2016 г. Еврокомиссией решения увеличить поставки российского газа через газопровод OPAL по дну Балтийского моря до 2033 года на 40% в разгар войны на востоке Украины и с почти одновременным преданием огласке предварительного отчета о том, что малайзийский авиалайнер сбили россияне, стало очередным мощным примером успеха лоббирования собственных интересов российской политической машиной в бюрократических коридорах Евросоюза.

Комплекс деятельности РФ в ЕС, который, как было отмечено, строится на шпионаже, коррупции, поставке энергоресурсов, сопровождается мощным пропагандистским прикрытием, при этом почти постоянное молчаливое принятие европейским политическими элитами таких вызовов побуждает к наращиванию присутствия россиян в политической и экономической жизни ЕС. Украинский кризис лишь несколько охладил публичные отношения РФ с континентальной Европой. На данный момент открытое сотрудничество с российскими структурами уже считается mauvais ton (плохим тоном). Но кулуарные переговоры постоянно в работе. Возможно, несколько сместились географические акценты. Именно поэтому сегодня наблюдается активизация российской дипломатии относительно поиска новых союзников среди политических лидеров Венгрии, Словакии, Чехии. Заигрывание Москвы с Робертом Фицо, Виктором Орбаном и Милошем Земаном осуществляется именно через финансовую и политическую поддержку в той или иной форме при участии структур топливно-энергетического сектора РФ.

Показательным примером является отмена санкций против Узбекистана в 2009 году, когда этим делом занимался Алишер Усманов, неизменный партнер «Газпрома» и руководитель «Газпром инвестхолдинга», имея прямые контакты из Герхардом Шредером, который непосредственно лоббировал этот вопрос в государствах ЕС, что по разным оценкам стоило более 40 млн дол. США.

Финансирование «Национального фронта» во Франции, лидер которого открыто занимает пророссийскую политику, в размере 9 млн евро от Первого Чешско-Российского банка, который обслуживал финансовые потоки российских газовых компаний в Чехии, не оставляет никаких сомнений относительно сохранения и наращивания присутствия РФ через постоянную финансовую поддержку необходимых политических структур. Украина всего лишь небольшой, но показательный пазл в общей картине разветвленных коррупционных связей с участием газпромовских структур на европейском пространстве.

С благословения первых лиц российского политического олимпа в 2004 году «РосУкрЭнерго АГ» (RosUkrEnergo AG, RUE) была зарегистрирована в швейцарском кантоне Цуг с уставным фондом 35 тыс. франков, где основными основателями были Дмитрий Фирташ и «Газпромбанк». Всего лишь через год, в 2006 году, компания реализовала в Европе газа на сумму уже $7,1 млрд и стала монополистом по поставкам газа на рынок Украины. Почти одновременно с фантастическим экономическим успехом «РосУкрЭнерго» в Европе компания сразу становится главным инструментом  влияния России в Украине при президентстве Виктора Ющенко и огромным источником коррупционной пирамиды в Украине, России и странах ЕС. Судебный процесс относительно экстрадиции Фирташа из Австрии на основании ордера Интерпола, выданного в США, более чем красноречиво освещает масштабы работы и общие подходы таких бизнес-структур, где главный ключ успеха — это коррупция в обмен на экономические и политические интересы.

Эти несколько коротких эпизодов всего лишь вершина огромного айсберга серых и полулегальных коррупционный схем. Сейчас профессиональные действия российских спецслужб не позволяют видеть общую картину масштабов коррупционных действий политической элиты стран ЕС, связанной с финансовыми сделками околокремлевских бизнес-структур в обмен на лоббирование интересов России, хотя непрямых доказательств более чем достаточно.  

При общемировых тенденциях деоффшоризации бизнеса и борьбы с коррупцией в современном обществе, обострении отношений с США, вопрос громких коррупционных скандалов, связанных с лоббированием политических и экономических интересов россиян через подкуп и поощрение европейских чиновников — вопрос ближайшей перспективы.

Прогнозируемые последствия раскрытия коррупционных сетей, связанных с коммерческими сделками россиян, для всего европейского политического пространства можно проследить на примере страны Латинской Америки, где произошла почти аналогичная история с бразильской компанией «Одебрехт». Антикоррупционная кампания «Автомойка», которая длится уже три года, имеет прямые политические последствия в целом ряде стран Латинской Америки самого высокого уровня. Для примера, в Перу представители прокуратуры провели обыск и изъяли документы в квартире бывшего президента  Алехандро Толедо (2001—2006 гг.), который обвиняется в получении взяток на сумму почти $20 млн в обмен на разрешение строительства трансокеанской дороги, которая соединяет север Бразилии  с перуанским побережьем.

Колумбией расследуется президентская избирательная кампания нынешнего президента Хуана Мануэла Сантоса, который подозревается в получении нелегальных взносов от «Одебрехт» на сумму $1 млн.

Помимо Перу и Колумбии, в других странах Латинской Америки, включая Аргентину, Чили, Доминиканскую Республику, Венесуэлу, Панаму, Мексику, Гватемалу и Эквадор, проводятся антикоррупционные расследования против бывших и нынешних политиков, которые все связаны с коррупционными действиями вокруг компании «Одебрехт».

В одной только социалистической Венесуэле взятки достигли суммы $98 млн  с целью получения контрактов на строительные работы.

Очевидно, что такая волна антикоррупционных расследований связана только с одной транснациональной компанией, которая сегодня, как и «Газпром» в странах ЕС, работала почти во всех странах Южной Америки, и главным инструментом лоббирования ее интересов был именно подкуп влиятельных политических фигур и экспорт коррупционных схем по всему континенту. При этом история с компанией «Одебрехт», которая под давлением США признала уплату взяток государственным служащим и политическим партиям в период с 2001 по 2016 гг., то есть в течение последних 15 лет, началась со свидетельств одного лица и принципиальной позиции одного судьи, и карточный дом посыпался и накрыл целый континент.

Вся история с «Одебрехт» полностью перекроила политическую карту Бразилии, включая импичмент президента Дилмы Руссефф, заключение 200 политиков первого эшелона и продолжается политической турбулентностью в десятках других государствах.

Логика процессов в Южной Америке и аналогичные подходы к лоббированию и продвижению интересов через коррупционные механизмы российскими компаниями в странах ЕС однозначно со временем выльется в мощные политические изменения в самой Европе, где общество на порядок острее готово реагировать на злоупотребления политиков. Вопрос только, когда выпадет эта первая карта из колоды, и все мы станем свидетелями того, о чем постоянно дискутирует небольшая экспертная среда.

Виктор РОМАНЮК, народный депутат, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ