Приходится константировать, что на наибольшем в Центральной и Восточной Европе Экономическом форуме, который состоялся в Кринице-Здруй, так и не были найдены ответы на сформулированный в лозунге этого международного мероприятия вопрос, какой должна быть сильная «Европа завтрашнего дня». В конце концов, это было ожидаемо и об этом будет дальше подробнее.
С другой стороны, благодаря двухдневным дискуссиям в «Ук.раинском доме» яснее стала картина ожиданий Украины от ЕС, мировой дипломатии относительно завершения войны России на Донбассе, роли санкционной политики и развития отношений между Польшей и Украиной.
• Семь пунктов Сиярто, благодаря которым Евросоюз может стать сильным
Начались дискуссии о «Европе завтрашнего дня» с панели «Европа в мире глобального соперничества». И тут нужно отметить, что тон в этом вопросе пытаются задавать представители Центральной и Восточной Европы. И это ярко проявилось в выступлении министра иностранных дел Венгрии Петера Сиярто, который назвал семь пунктов, благодаря которым ЕС может стать сильным. Во-первых, — подчеркнул он, — это сохранение конкуренции в ЕС и прекращение пропагандирования социалистически-коммунистических идей в социально-экономической сфере. Во-вторых, это безопасность граждан и защита границ, и это право самих стран, решать, кого принимать в свою страну, а кого нет. В-третьих, это сохранение христианской культуры, которая была основой основания ЕС. В-четвертых, это справедливые дебаты о фондах ЕС и то, почему и как они используются. И Брюссель не должен ими шантажировать Венгрию и Польшу. В-пятых, сильная Европа может быть лишь на основе сильных государств, и мы никогда не воспримем Соединенные Штаты Европы. В-шестых, мы верим в расширение ЕС и что присоединение западных Балкан в интересах ЕС. В-седьмых, нужно ликвидировать двойные стандарты, которые в ЕС применяются относительно Венгрии и Польши.
Можно сказать, что своим выступлением венгерский министр фактически демонстрировал, какую позицию в ЕС занимает вышеградская группа, в которой лидерами являются Венгрия и Польша и которые хотят осуществлять свой порядок дня в евросообществе. Поэтому и Киеву нужно внимательно следить за этим и учитывать в продвижении на пути евроинтеграции.
Между тем президент комитета ЕС по экономическим и социальным вопросам Люка Хайер в своем выступлении обратил внимание на то, что никто не может прогнозировать, куда заведет конфликт США и КНР, которые экономически и финансово связаны между собой.
По его мнению, в таких условиях для ЕС, во-первых, важно больше защищать многополярность и существующие международные институты, а во-вторых, ЕС должен переопределить, какие элементы являются ключевыми и какие структуры нужно усилить, в частности интеграцию в рамках евросообщества. И в-третьих, ЕС должен оставаться открытым, играть геостратегическую роль, заключать соглашения о ЗСТ, а также инвестировать в Африку.
Со своей стороны, министр экономики Литвы Виргиниюс Синкевичюс отметил такие существующие качества ЕС, как высокие стандарты, в том числе продукции. Он также отметил, что от присоединения выиграли все страны, которые вступили в ЕС. Но в то же время литовский министр обратил внимание на то, что доверие к ЕС покачнулось после того, как в Великобритании проголосовали за выход из евросообщества.
В качестве вывода Синкевичюс отметил, чтобы быть Европе сильной, должны работать правила, международные законы и ЕС нужно усиливать многосторонние отношения.
• Представители США, Германии, Польши, Италии и Израиля продемонстрировали полное расхождение в оценках ценностей безопасности
А на заключительной панели Экономического форума «Какова ценность безопасности в современном мире» участники, представители США, Германии, Польши, Италии и Израиля продемонстрировали полное расхождение в оценках ценностей безопасности.
Бывший командующий войсками США в Европе, Центр анализа европейской политики (СЭРА) Бен Ходжес отметил, что главной угрозой для США является КНР, противостояние между которыми лет через десять может иметь линейный характер.
Между тем юридический советник министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии Джованни Таргалия Полчини видит главную угрозу для мира в огранизованной преступности. И в качестве примера он привел ситуацию на американском континенте, где ежегодно погибает 100 тыс. человек.
Со своей стороны, дипломатический корреспондент немецкого издания Der Tadesspiegel Кристоф фон Маршалл указал на кибератаки как главную угрозу, в результате чего энергосети выводятся из строя. Поэтому, по его мнению, в первую очередь Европа должна сосредоточится на том, как противостоять таким угрозам со стороны РФ или КНР.
Главный редактор польского издания Sieci Weekly, Fratria Яцек Карновски прямо призвал Запад поддерживать Польшу, что может быть лучшей инвестицией в безопасность Европы. Вместе с тем он объяснил фактически, почему Варшава делает ставку на углубление сотрудничества в оборонной сфере именно с США. По его словам, в настоящий момент нельзя полагаться на то, что в случае нападения на одну из стран — членов НАТО, например, Германия или Франция пришлет войска, а только можно надеяться на войска США.
Достаточно оригинальный подход к обеспечению безопасности в мире предложил израильский писатель Яков Шехтер, который считает, что странам не нужно реагировать на обиды, терпеть их и тогда будет мир. По его мнению, проблемы будут решены, если государства будут вкладывать средства в образование.
Однако ему сразу возразил экс-генерал Ходжес, который отметил, что вся предыдущая история, многочисленные войны и военные конфликты как раз не подтверждают того, что такой подход обеспечивает мир.
• «ЕС абсолютно утратил политический драйв, который сформировал евросообщество, и в разговорах о расширении почему-то настаивает на компромиссе...»
Достаточно интересной была панель «Должна ли политика расширения вернуться в повестку дня ЕС?». Практически все участники, как новые, так и старые члены Евросоюза, а также будущие отмечали позитив политики расширения для обеих сторон.
Об этом говорил и заместитель главного переговорщика относительно acquis communitaire (сводка законов ЕС), офис евроинтеграции Черногории Мерко Мрдак. Он, в частности, подчеркнул, что его страна со вступлением в ЕС не хочет приносить проблемы, а быть позитивом и делает все, чтобы быть надежным партнером. По его словам, мягкая сила ЕС, и в частности перспектива членства, является стимулом для проведения реформ.
Между тем президент Международного института мира, Австрия, Йоханнес Свобода считает, что ЕС должен помогать больше странам-партнерам, которые стремятся интегрироваться в ЕС. Он напомнил, что согласно Лиссабонскому договору любая европейская страна, которая соответствует критериям членства в ЕС имеет право подавать заявку на членство. «В интересах ЕС иметь большую нормативную власть, чтобы влиять», — подчеркнул он. По его словам, помехой для членства в ЕС не должен становиться конфликт страны-аспиранта с соседом, потому что иначе другая сторона будет продолжать этот конфликт.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПОЛЬШИ МАТЕУШ МОРАВЕЦКИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ В КРИНИЦЕ-ЗДРУЙ ПОЛУЧИЛ НАГРАДУ «ЛЮДИНА РОКУ»
Государственный секретарь министерства иностранных дел Польши Шимон Шинковски вел Сек отметил, что 15-летний опыт членства его страны в ЕС доказал, что это было полезно для обеих сторон. Следовательно, добавил он, нужно давать шансы странам на вступление в ЕС.
По его словам, политика расширения ЕС не должна ограничиваться Балканами и поддержкой Восточного Партнерства, и ЕС должен предоставлять перспективу членства таким странам, как Украина, которые хотят максимального сближения с евросообществом. «Мы готовы поддерживать перспективу членства Украины», — подчеркнул Шинковски вел Сек.
Экс-министр иностранных дел Украины Павел Климкин обратил внимание в своем выступлении, что в настоящий момент в центре внимания мира Брекзит и никто не занимается расширением. «И это чисто внутренняя идея, и только мы, кто хочет присоединиться, и ЕС, который находится в состоянии этой реальности», — сказал он.
С другой стороны, по мнению экс-министра, ЕС абсолютно потерял политический драйв, который сформировал евросообщество, и при разговорах о расширении почему-то делается ударение на компромиссе и главах. «А Голда Мейер, продолжил Климкин, которая родилась в Киеве, заявила: «Наше существование не может быть вопросом компромисса». И выходит, что в настоящий момент расширение — это компромисс как в политическом, так и техническом плане».
Экс-министр также обратил внимание на перекрученную логику, согласно которой в ЕС кое-кто считает, что мы стремимся присоединиться к ЕС, потому что другие геополитические игроки придут и заберут нас. «Но здесь идет речь о нас, и членство в ЕС — это не геополитика. Иначе мы никогда в нынешней реальности не получим какой-то консенсус в середине ЕС из-за полного отсутствия политической воли, из-за фундаментального страха и отсутствия любой последовательной позиции относительно России», — считает Климкин.
Дискуссии в Украинском доме, который, кстати, был впервые открыт на форуме в Кринице-Здруй, показали, что наибольшим сторонником Украины остается Польша. Все польские участники откровенно говорили и о поддержке Украины и необходимости предоставления перспективы членства в ЕС
В то же время он отметил, что для ЕС нужна была война, вторжение России в Украину, сбивание малазийского авиалайнера, чтобы внедрить даже незначительные небезосновательные санкции против России. «И эти санкции, подчеркнул экс-министр, служат для остановки усилий России дестабилизировать не только нас, потому что Россия просто хочет фрагментировать Украину, чтобы она вообще не была европейским проектом. И после этого будет пытаться ослабить ЕС».
По мнению Климкина, если в дальнейшем подход к расширению будет оставаться без изменений и базироваться на консенсусе, то такое расширение заведет нас в никуда. «С другой стороны, это фундаментальный вызов для Украины, и мы должны выяснить, каким будет будущее для нас при таких условиях. Но это и вопрос для ЕС, потому что евросообщество с таким политическим драйвом будет все дальше угасать», — резюмировал экс-министр.
• «По мосту над головами людей ходят армии, а Украина хочет быть частью Европы, поэтому она должна определить свои красные линии и не слушать старших»
Дискуссии в Украинском доме, который, кстати, был впервые открыт на форуме в Кринице-Здруй, показали, что наибольшим сторонником Украины остается Польша. Все польские участники откровенно говорили и о поддержке Украины и необходимости предоставления перспективы членства в ЕС. Директор Польского института международных отношений Славомир Дембски сказал на панели «Украина после 2019 года. Ожидать ли изменений в западном курсе Украины?», что Россия прибегнула к вооруженному наступлению, потому что не хочет, чтобы Украина присоединилась к ЕС. Во-вторых, продолжил он, ЕС ищет компромисс на счет Украины, а не за свой счет, чтобы уладить конфликт на Донбассе. В-третьих, по его мнению, украинский президент должен справиться с олигархами и не становиться мостом между Россией и Европой, как этого хотят некоторые. «По мосту над головами людей ходят армии, а Украина хочет быть частью Европы, поэтому она должна определить свои красные линии и не слушать старших. И если кто-то хочет компромисса, то пусть за свой счет расплачивается за это», — отметил Дембски.
Другой представитель Польши, профессор Института политических исследований Павел Коваль считает, что декларации украинской власти относительно евроатлантического курса должны поддерживаться конкретными действиями прогосударственного курса.
• «Положить конец гибридной войне России можно лишь гибридной победой. А вступление Украины в НАТО должно стать гибридным ответом на действия РФ»
В другой панели в Украинском доме под названием «Украина является ключом для обеспечения безопасности на восточном фланге НАТО» участники были единодушны в том, что Украина может сделать важный вклад в оборону НАТО. В частности, это отметил в своем выступлении экс-посол Великобритании в Украине Роберт Бринкли, который при этом отметил, что Украина имеет большой опыт ведения войны с Россией, кибератак и дезинформации. Британский дипломат также выразил разочарование по поводу возвращения российской делегации в ПАСЕ.
Депутат Верховной Рады 8-го созыва, экс-глава украинской делегации в ПАСЕ НАТО Оксана Юринец подчеркнула, что Украина является контрибьютером безопасности, особенно после начала российской агрессии на Донбассе. «Украина становится интересной для НАТО. Положить конец гибридной войне России можно лишь гибридной победой. А вступление Украины в НАТО должно стать гибридным ответом на действия РФ», убеждена она.
Вице-спикер Сейма Республики Польша Ришард Терлецки убежден, что Украина должна быть членом НАТО. Он также напомнил, что шесть делегаций в ПАСЕ, в том числе и Польша выступили против возвращения в ПАСЕ РФ. «Разве изменилось что-то после аннексии Крыма и российской агрессии на Донбассе. Выглядит так, что если бы Украина признала аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса, то НАТО, скорее, приняло бы в свой состав Россию», — отметил Терлецки.
Между тем исполнительный директор и соучредитель Jagello 2000, Чехия, Збинек Павлячик считает, что НАТО должен быть благодарен Украине за опыт, которым она может поделиться за годы войны с Россией. Чешский эксперт убежден, что Украина должна получать значительно больше помощи от НАТО, чтобы противостоять российской агрессии.
И в этой панели, нужно отметить, диссонансом прозвучало выступление норвежского военного эксперта Тормода Найера, который заявил, что опыт отношений Норвегии с РФ показал, что «членство Украины в НАТО даст сильный сдерживающий компонент Альянсу — инструменту США». Потому что Украина, по его словам, благодаря членсту в НАТО станет трамплином для США.
Норвежскому эксперту возразил Клаус Виттманн, Институт Аспена в Берлине, отметив, что НАТО не является инструментом США. В то же время он добавил, что для Украины желательно в среднесрочной перспективе стать членом НАТО.
• «Не торгуйте принципами, не толкайте Украину на болезненные компромиссы, потому что вы в результате заплатите еще больше»
• На панели «Продолжать санкции или забыть их? Мировая дипломатия против войны на Донбассе» директор Международного центра по исследованиям проблем безопасности Александр Коренков сделал презентацию, в которой детально продемонстрировал доказательства причастности России и российских войск к войне на Донбассе. Остальные участники, в том числе колумнист российского издания Riddle Павел Лужин, были едиными в том, что санкции против России нужно продолжать.
А руководитель организации Team 4 Ukraine (команда за Украину) Чешская Республика Петр Пойман отметил, если санкции против России снимут, то это будет капитуляция. А Россия, по его словам, действует как агрессивный сосед, поэтому нет оснований менять мнение по этому вопросу, а санкции должны быть даже усилены против РФ и даже введены против Медведчука.
Со своей стороны немецкий журналист Николаус фон Твикел отметил, что хотя санкции не изменяют поведения России, но они доказывают, что действия РФ являются неприемлемыми.
Экс-руководитель комитета ВР 8-го созыва по иностранным делам Анна Гопко считает, что санкции должны были бы быть сильнее и более скоординированными между США и ЕС. По ее мнению, в дополнение к существующим санкциям в Верхоной Раде должен быть принят Акт Магнитского.
В то же время она отметила, что санкции — это инструмент, а не стратегия, как остановить Россию, которая подрывает демократию. «Одна из таких стратегий — сделать успешными страны, которые граничат с РФ. И нужно смотреть превентивно на действия России, и моя просьба к Западу: не торгуйте принципами, не толкайте Украину на болезненные компромиссы, потому что вы в результате заплатите еще больше», отметила Гопко.
• «После подписания меморандума в Варшаве появились основания для оптимизма в сотрудничестве в газовой сфере»
Еще одно достаточно интересное обсуждение в Украинском доме состоялось на панели под названием «Стратегическое партнерство между Польшей и Украиной. Лозунг или реальность?».
В своем выступлении советник министра иностранных дел Польши Пшемислав Журавский вель Граевский рассказал, что сотрудничество в оборонной сфере между обеими странами началось после 2015 года. По его словам, главным образом в настоящий момент речь идет о совместном производстве оптико-електронных приборов для потребностей обороны вооруженных сил Польши.
Вторым направлением сотрудничества между обеими странами является энергетическая сфера, и, подчеркнул он, в свое время Польша поставила Украине срочно 10 млн куб газов, что спасло ситуацию, когда Россия прекратила поставку газа из-за проигрыша «Газпрома» в Стокгольмском суде. Между обеими странами, отметил советник, существует хорошая инфраструктура, и оптимизма добавляет подписание меморандума о поставках американского газа через Польшу в Украину, который был подписан во время визита президента Зеленского в Варшаву.
Между тем президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар напомнил, что в свое время было инициировано несколько стратегических проектов, в частности продолжение нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка и проект энергетического моста от Хмельницкой АЭС через Польшу в Германию, которая запланировала выведение своих АЭС из эксплуатации.
Эксперт считает, что в настоящий момент после подписания американо-польско-украинского меморандума в Варшаве появились основания для оптимизма в сотрудничестве в газовой сфере. Хотя речь идет не о больших поставках газа, но этот меморандум имеет политическое значение, подчеркнул Гончар.
Первый вице-президент Польско-украинской торговой палаты Олег Дубиш напомнил, что Польша стала для Украины партнером номер один среди стран ЕС с торговым оборотом в 5 млрд долларов. В то же время он обратил внимание, что структура украинского экспорта носит сырьевой характер и при этом Польша имеет позитивное сальдо в торговле. А ввиду провозглашенного стратегического характера отношений, считает Дубиш, эту ситуацию нужно менять. При этом он назвал необходимые шаги, в том числе с привлечением польских инвестиций. Во-первых, инвестировать в сферу переработки, во-вторых — в инфраструктурные проекты, в-третьих — в сферу энергосбережения.
По словам Дубиша, хорошо развивается сотрудничество в оборонной сфере, где Украна имеет поражающий потенциал в ракето-авиастроении и бронетехнике. Более того, добавил он, нужно строить цепи промышленной кооперации, дополнять друг друга, и в оборонной сфере можно выходить с общими разработками на рынки третих стран. А для этого нужна политическая воля, финансы и институционные механизмы, — подчеркнул Дубиш.
В завершение придется отметить, что, к сожалению, от нынешней власти никого не было на упомянутых выше дискуссиях. И это довольно странно, ведь нам в настоящий момент, когда мы ведем войну с Россией, нужно иметь как можно более тесные связи со своими соседями и, более того, искать новых друзей и развивать экономическое, военное сотрудничество, чтобы становиться более сильным и успешным государством.