Оппозиционное движение за демократические реформы «Кифая» в Египте подняло ставки в своем противостоянии режиму президента Хосни Мубарака, опубликовав огромный отчет, в котором осмелилось привести конкретные имена и подробности коррупционной деятельности лидеров страны. Ничто в долгой истории Египта не может сравниться с этой «стиркой грязнейшего белья» страны у всех на глазах.
Действия «Кифая» являются особенно смелыми, принимая во внимание предпринимаемые правительством меры с целью подготовить почву для прихода к власти сына Мубарака — Гамаля. Например, принятый недавно закон предусматривает наказание для всех, кто распространяет слухи, что Гамаль будет следующим президентом.
Коррупция в Египте, как и в других арабских странах, приобрела такие масштабы, что подрывает возможность экономического развития, повышения уровня жизни, существования свободных средств массовой информации, независимых судов и демократии. Политическая элита страны, опасающаяся критики со стороны средств массовой информации и поражения в ходе справедливых выборов или даже заключения в тюрьму, предпочитает существующий режим и выступает против каких-либо существенных реформ.
Это и есть основная тема отчета под названием «Коррупция в Египте: не рассеивающееся черное облако». Пока система коррумпирована сверху и пока единственным путем взаимодействия простых людей с правительством является подкуп чиновников, говорится в отчете, в стране сохранится бездейственность и люди будут продолжать обманывать друг друга. Единственным способом разорвать этот порочный круг является смена режима.
В то же самое время, как это было в Палестинской автономии при правлении Ясира Арафата, коррумпированные режимы заставляют людей обращаться к радикальным исламистам, которые все делают для того, чтобы создать себе имидж честных людей. Если «Мусульманское братство» когда-нибудь придет к власти в Египте, отчет «Кифая» предоставит хорошее объяснение того, как это могло произойти.
Отчет начинается с шутки, что Египет надо переименовать в «Фасадистан» — страну коррупции. В нем описываются случаи, связанные с жильем, бизнесом, медициной, транспортом, торговлей, банками, наркотиками, сельским хозяйством, политикой, культурой и средствами массовой информации. Одна из глав посвящена тому, как силы безопасности контролируют назначения на все важные должности, в том числе, в школах и в университетах.
Но самая эффектная часть отчета посвящена самому Мубараку. В отчете приведен анекдот, очень похожий на правду, о встрече Мубарака с офицерами Третьей Армии два года назад. Несколько молодых офицеров пожаловались на коррупцию. Мубарак же поразил их, признавшись, что ему известно, что многие из ведущих фигур в стране являются ворами, но что он считает, что они уже наворовали достаточно для счастливой жизни. Он объяснил, что опасается, что, если он назначит новых людей, они начнут воровать с нуля, что ляжет еще более тяжелым бременем на Египет.
Однако, согласно отчету «Кифая», Мубарак, его супруга Сюзан и двое сыновей Гамаль и Алаа далеко не простые наблюдатели. Когда Мубарак стал президентом в 1981 году, парламент предоставил ему право контролировать все военные контракты без надзора со стороны законодателей. В отчете утверждается, что он фактически имеет монополию на военные расходы и закупки, что является богатым источником откатов с каждого утвержденного им контракта.
В тоже самое время Сюзан Мубарак является главой сотни благотворительных организаций, часто существующих только на бумаге. В отчете утверждается, что за год на счет только одной из таких организаций может быть перечислено до 5 миллионов долларов, большая часть которых затем перекачивается на секретные счета супруги президента в иностранных банках. Именно Сюзан Мубарак, говорится в отчете, ратовала за принятие в 1992 году закона, позволяющего египетским неправительственным организациям получать средства из- за границы — положение, которое сегодня используют некоторые оппозиционные группы — для того, что открыть каналы для финансирования возглавляемых ею неправительственных организаций. «Кифая» утверждает, что сын президента Гамаль также имеет собственные благотворительные организации, обеспечивающие его деньгами, включая знаменитую организацию «Аль- Мустакбаль».
В отчете говорится, что сыновья Мубарака получают доходные партнерства без каких-либо инвестиций в большом количестве компаний, в том числе «Phillip Morris», «Skoda Auto», «Movenpick», «Vodafone», «McDonalds» и многих других. Более того, они могут получить необеспеченный банковский заем для себя и своих друзей.
Согласно отчету, эти средства часто используются для участия в незаконных финансовых сделках, торговле оружием и отмывании денег. В круг интересов сыновей Мубарака, предположительно, также входит контрабанда наркотиков и нелегальный вывоз археологических ценностей — культурного наследия Египта — совместно с министром культуры Фаруком Хусни, который должен охранять их. Любой, кто стоит у них на пути, говорится в отчете, может оказаться в тюрьме по ложному обвинению в торговле наркотиками.
Да и другие министры не лучше, утверждает «Кифая». Бутрос Гали — племянник бывшего генерального секретаря ООН, министр внутренних дел Хабиб аль-Адли и такие могущественные фигуры, как Ибрагим Сулейман и Сафват Шариф, принимают участие в подобных делах, иногда в партнерстве с сыновьями Мубарака.
Короче говоря, согласно отчету «Кифая», правительственные чиновники могут делать все, что пожелают, не будучи связанными по рукам ни законом, ни требованиями прозрачности. Используя «закон о чрезвычайном положении», ограничивающий свободу с 1981 года, наряду с цензурой и фальсификацией выборов, правительство Египта обращается со своими гражданами, как с рабами.
Тем временем коррупция огромных масштабов разрушает экономику Египта: темпы роста сократились наполовину за последние два года, что сопровождается ростом безработицы, повышением инфляции и падением курса валюты. Объемы иностранных инвестиций также сокращаются, местное производство парализовано, что вызывает необходимость ввоза дорогой иностранной продукции. Недовольство, вызванное этими обстоятельствами, является потенциальным источником волнений в обществе.
Опубликовав такой подробный отчет и осмелившись назвать Мубарака и его семью главными виновными, «Кифая» бросает открытый вызов режиму. Необходимость реформ, по мнению «Кифая», основана не только на желании иметь лучшее правительство или абстрактные права, но необходима для того, чтобы спасти страну от удушья. Однако режим может ответить на это попытками еще туже затянуть петлю.
Барри РУБИН — директор Центра глобальных исследований в области международных отношений (GLORIA) при Междисциплинарном университете Израиля и редактор журнала «Ближневосточное обозрение международных отношений»; его последняя книга — «Долгий путь к свободе: борьба арабов за демократию на Ближнем Востоке».