Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политический расклад меняется

Выборы в Эстонии: почему пророссийская партия потеряла поддержку, а популисты набирают обороты?
5 марта, 2019 - 10:39
ФОТО РЕЙТЕР

Оппозиционная праволиберальная Партия реформ одержала победу на парламентских выборах в Эстонии, получив 28,8% голосов и обеспечив себе 34 (из 101) места в эстонском парламенте — Рейгикогу. Этот результат позволяет политсиле возглавить формирование правительства и переговоры по формированию коалиции. Глава партии — экс-депутат  Европарламента, 41-летняя Кайя Каллас, которая является дочерью основателя этой партии и экс-премьер-министра (2002—2003 гг.) Сиима Калласа, может стать первой в истории страны женщиной-премьер-министром.

Таким образом, благодаря этому результату партии удалось потеснить из лидирующих позиций правящую в течение последних четырех лет либеральную Центристскую партию. Она вместо этого заручилась поддержкой 23,1% избирателей и получит 26 мест в парламенте. За партию, которую возглавляет действующий премьер Эстонии Юре Ратас, традиционно голосует русскоязычное население.

Третьей к финишу пришла Консервативная народная партия Эстонии (EKRE), которая исповедует идеологии национального консерватизма, национализма. Ей удалось набрать 17,8% голосов и обеспечить себе 19 мест в Рейгикогу. Она вдвое улучшила свой результат, по сравнению с выборами 2015 года.

Пятипроцентный порог, который обеспечивает прохождение в парламент, преодолели еще две партии. Правая консервативная партия Pro Patria («Отчизна») получила 11.4% голосов (12 мест в парламенте), а Социал-демократическая — 9,8% голосов (10 мест в парламенте).

Явка избирателей, по данным эстонской ЦИК, составила 63,1%.


ФОТО РЕЙТЕР

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать эти результаты:

«КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИ УЧАСТИИ ТРЕХ ПАРТИЙ ОЗНАЧАЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ «BUSINESS AS USUAL»

Маили ВИЛСОН, доктор философии по политическим наукам, Университет Тарту, Эстония:

— Победа Партии реформ и результаты выборов в целом свидетельствуют, что эстонцы, кажется, отдают преимущество правоцентристской политике и политикам, учитывая то, что Партия реформ была в правительстве большую часть времени в течение последних 25 лет.

Много поддержки Партии реформ было предоставлено в качестве «кредита» за их обещания во время кампании: повысить пенсии, усовершенствовать сложную налоговую систему, обеспечить необлагаемый доход в 500 евро и тому подобное, в отличие от того, что они действительно делали в прошлые два года.

Потеря позиций Центристской партией (которую я бы не называла пророссийской, она просто привлекает голоса многих русскоязычных) частично вытекает из того факта, что они не смогли мобилизовать русскоязычное население. Явка избирателей в преимущественно русскоязычном округе Ида-Вирумаа (51%), например, была намного ниже средней по стране (63,1%).

Снижение поддержки русскоязычных может быть связано с тем, что после прихода к власти в 2016 году Центристская партия должна была занять более жесткую позицию (чего им просто не нужно было делать в оппозиции) во внутренних и международных вопросах, чтобы поддержать свой имидж. Например, премьер-министр Юре Ратас должен был четко говорить о важности НАТО, поддержке санкций против России и не признавать аннексию Крыма.

В придачу к международным событиям у нас также была внутренняя обеспокоенность, и все вместе могло повлиять на русскоязычное население, чтобы быть осторожными относительно обещаний Центристской партии, и это касается не столько политики относительно России, сколько языковых и социальных вопросов.

Рост популистской EKRE идет плечом к плечу с подобными событиями в Европе. Они представляют себя как защитников консервативных ценностей, которые выступают за традиционный брак и против иммигрантов (например, против Глобального миграционного договора ООН и Плана миграционного переселения ЕС). Их решения очень черно-белые и, очевидно, расплывчатые: они обещают снизить налоги и повысить доходы населения, хотя непонятно, откуда должно поступать финансирование. Кажется, EKRE резонирует с людьми, которые пострадали от экономического кризиса, безработицы, и потому разочарованы политиками, которые не смогли им помочь.

Сейчас мы знаем, что коалиционные переговоры начнутся между Партией реформ с двумя бывшими младшими коалиционными партнерами — левоцентристскими Социал-демократами и правой «Отчизной». Это партии, между которыми была сформирована коалиция также после выборов 2015 года и которая просуществовала два года. Такая коалиция при участии трех членов даст возможность Партии реформ оставаться в высшей позиции в коалиции и защитить обещания своей кампании, идя только на небольшие уступки младшим партнерам.

Учитывая исторический опыт, предполагается, что такая коалиция из трех членов не будет длиться все четыре года, где-то через два года можно ожидать перестановки.

Если такая коалиция будет реализована, это значит, что в парламенте будет достаточно сильная оппозиция, и это будет интригующе — увидеть, до какой степени Центристская партия и EKRE смогут сотрудничать и что это сделает с их поддержкой.

Для большинства эстонцев коалиционное правительство при участии трех партий означает продолжение «Business as usual» (бизнес, как обычно), без существенных изменений в текущем политическом направлении.

«РЕФОРМИСТЫ БУДУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ УКРАИНУ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ»

Марьяна БЕЦА, посол Украины в Эстонии, Таллинн:

— Все партии, которые принимали участие в парламентских выборах в Эстонии, проевропейские, за исключением правопопулистской Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), которая выступает за сужение деятельности Эстонии в ЕС и НАТО.

Что касается победы Партии реформ, которая была при власти несколько лет назад,  то такой результат был полуожидаемым. Из всех политических сил наибольшую поддержку среди населения имела эта партия, а также Центристская партия, которая находится у власти.

Кстати, беспрецедентным на этих выборах было электронное голосование, в котором приняли участие много людей, и оно сразу показало, что Партия реформ набирает большие обороты. И очень трудно объяснить, почему именно эта политическая сила стала победителем на выборах. Скорее, все это объясняется низкой явкой избирателей в тех регионах, где живут этнические россияне, которые поддерживали раньше Центристскую партию.

Мы довольны результатом, потому что Партия реформ так же, как Центристская партия, всегда поддерживала Украину на всех уровнях и всегда осуждала российскую агрессию. И лидер Партии реформ Кая Каллас поддерживала суверенитет и независимость Украины, а также она поддерживала продление санкций против РФ. Фактически можно исходить из того, что изменения внешнеполитического курса не будет. Однозначно реформисты будут поддерживать Украину в противодействии российской агрессии.

Лидер Партии реформ Кая Каллас заявила, что будет формировать коалицию с партией Isamаa (Отчизна) и социал-демократами, потому что у них похожие платформы и программы.

Что касается угроз внешнего вмешательства в электронное голосование. Могу сказать, Эстония является одной из стран, которая настолько защищена и борется с любыми проявлениями коррупции, вмешательства, кибер-атаками. Здесь очень эффективно работает кибер-полиция. И мы перенимаем у них опыт в этой сфере, как бороться с кибер-угрозами. Потому эстонцы не боялись вмешательства в выборы, и многие из них воспользовались электронным голосованием, которое длилось с 21 по 25 февраля.

Наталия ПУШКАРУК, Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ