Страны Запада во главе с США и подавляющее большинство стран-участниц Лиги арабских государств получили моральную сатисфакцию за недавнее поражение в Совете Безопасности ООН, когда Россия и Китай наложили вето на проект резолюции относительно Сирии. Тогда представительница США в ООН Сюзан Райс назвала двойное вето «отвратительным». Но ее показное возмущение вызвало недовольство даже со стороны обозревателей, которые вовсе не симпатизируют сирийскому режиму, и они напомнили, что за 40 последних лет сами США использовали в Совбезе вето 42 раза — при любой попытке принятия резолюции с осуждением Израиля. Последний раз это случилось ровно год назад, когда Вашингтон блокировал резолюцию с осуждением незаконного строительства поселений на оккупированных территориях и требованием прекратить эту практику. А позже США постоянно угрожали наложить вето на любую резолюцию, которая даст зеленый свет признанию Палестинского государства.
И вот в прошлую пятницу текст, почти тождественный тексту, предлагаемому в Совбезе, получил поддержку Генеральной Ассамблеи ООН с 137-ю голосами «за» (против — 12, 17 — воздержались). Такой результат не должен удивлять: склонить к нему как можно больше стран постаралась доселе невиданная коалиция западных стран и нефтяных монархий Залива с привлечением всех имеющихся средств поощрения к «правильному» голосованию. Поэтому не может, например, удивить поведение Индии, которая проголосовала «за», тогда как до того всячески осуждала внешнее вмешательство в сирийские события в рамках группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), — упомянутым странам Залива стоило лишь намекнуть Дели, сколько сотен тысяч ее работников могут быть отправлены домой, чтобы склонить ее к желаемому действию. Отчаянно пытаясь сохранить лицо, представитель Индии уже после голосования доказывал, что его страна против насилия вообще и только за политический диалог. В глубоком дипломатическом шпагате растянулся своим выступлением и представитель Украины, похвалив ЛАГ и призвав все стороны к переговорам. В конечном итоге те, кто поступил по расчету, теперь успокаивают муки совести перед Дамаском тем, что резолюция Генассамблеи не является обязательной для выполнения. Интересен тот факт, что к проекту резолюции официального спонсора хотел присоединиться и Израиль. Это дало полные основания съязвить представителю Сирии в ООН Джафари: «Удачи Арабской лиге в выполнении задач, определенных Израилем».
Обвинение в резолюции в адрес официального Дамаска «в системных и массовых нарушениях прав человека» патетически поддержал в своем выступлении Генсек ООН Пан Ги Мун: «Мы видим неизбирательно обстреливаемые жилые районы, госпитали, используемые для пыток, арестованных десятилетних детей. Мы видим почти установленные преступления против человечества». Где это увидел сам Генсек ООН, осталось загадкой, ведь в Сирии он почему-то до сих пор не побывал, хотя имел все возможности, например, еще два дня назад был совсем неподалеку. Вместо этого тогда можно было увидеть, как Генсека ООН гнали поганой метлой жители блокированной палестинской Газы, куда он приехал поговорить о мире, но отказался встретиться с родными заключенных в израильских тюрьмах, среди которых есть и дети. А для выяснения действительного адресата призыва резолюции «немедленно прекратить все акты насилия» стоит прочитать хотя бы несколько пунктов отчета миссии наблюдателей той же ЛАГ, которые, как известно, были в Сирии на протяжении декабря-января: «26. В Хомсе и Дераа миссия наблюдала, как вооруженные группы совершали акты насилия против правительственных сил, в результате чего были погибшие и раненные. В некоторых случаях правительственные силы отвечали на нападения с применением силы. Наблюдатели отметили, что вооруженные группы владеют ракетами и противотанковыми ружьями. 27. В Хомсе, Идлибе и Хаме миссия была свидетелем актов насилия, совершенных против правительственных сил и гражданских, что привело к нескольким смертям и ранениям. Среди таких примеров есть подрыв пассажирского автобуса, в результате чего девять человек погибли, включая женщин и детей (...) 30. Согласно сводкам руководителя миссии, руководители групп были свидетелями мирных демонстраций как симпатиков правительства, так и оппозиции. Ни одной из демонстраций не препятствовали...». Как известно, в середине января миссия была отозвана, потому что ее сообщения не устраивали организаторов в ЛАГ. Приведенный отчет миссии просто спрятали подальше от глаз, в то же время объявили, что как раз по результатам деятельности наблюдателей подготовили «план мирного урегулирования». Этот план, как известно, сводится к отстранению от власти президента Башара Аль-Асада.
Очевидными противоречиями пронизана и вся резолюция. Так, с одной стороны, Генассамблея «выражает полную поддержку решению Арабской лиги», а с другой — «подтверждает суверенитет Сирии» и предупреждает, чтобы «государства воздержались от угроз или применения силы против территориальной целостности или политической независимости». И это тогда как за несколько дней до голосования та же Лига проголосовала собственную резолюцию с призывом «обеспечить все виды политической и материальной помощи» оппозиции, то есть легализовала поставки оружия, денег, боевиков и инструкторов из собственных спецслужб, что давно уже не было секретом. А недавняя миссия главы службы разведки России Михаила Фрадкова в Дамаск, как сообщили в прессе, увенчалась вывозом нескольких десятков офицеров турецких спецслужб, захваченных в плен правительственными войсками. Такой жест доброй воли со стороны Дамаска должен был бы угомонить воинственный запал соседа, который до недавнего времени соглашался на «гуманитарную интервенцию». Тем более что сейчас Турция оказалась в одиночестве, тогда как другие соседи, прежде всего Ирак и Ливан, отказались от сомнительной чести стать плацдармом для нападения, более того, обещают помешать потокам вооружений боевикам, к рядам которых уже присоединилась и печально известная «Аль-Каида»...
Резолюция Генассамблеи, хоть и не обязывающая, стала — по задумке — необходимым фиговым листком поддержки «мировым сообществом» сценария, испытанного в свое время в Косово. 24 февраля в Тунисе должно состояться собрание под названием «Друзья Сирии» для провозглашения коалиции государств, чьими задачами будет следующее. Как в свое время в Косово, организация так называемых «гуманитарных коридоров» на территории Сирии, когда под предлогом помощи гражданскому населению будут образованы целые анклавы, контролируемые оппозицией. Стоит вспомнить, что в Косово 14 лет назад такие «гуманитарные коридоры» создавали террором местных боевиков и бомбардировкой силами НАТО югославских правительственных войск. От перспективы применить этот метод в Сирии пока что всячески открещиваются... Во-вторых, «друзья Сирии» попытаются сплотить оппозицию, группировки которой сейчас не признают друг друга. Так, образованный в Турции «Сирийский национальный совет» не переносит на дух оппозиция на территории самой Сирии в виде «Национального органа за демократические перемены», клеймя его как «марионетку иностранных правительств». А лидер «Сирийской свободной армии» недавно назвал их «изменниками». В Косово с этим было легче, поскольку местные сепаратисты из «Армии освобождения Косова» уже успели на тот момент достичь единогласия, просто отстреляв за предыдущее десятилетие всех оппонентов...
Инициаторы «косовизации» Сирии признают, что дело нелегкое и длительное. Ведь так и не удалось достичь раскола в сирийском руководстве и бунта в армии, которая к тому же в последнее время достигла немалых успехов, позволяя боевикам сконцентрироваться в отдельных районах, чтобы потом быстро и без весомых потерь их уничтожить или захватить в плен. Более того, на днях в стране состоится референдум по проекту новой конституции, которой — практически на языке резолюции Генассамблеи — вводится «политическая система на основе политического плюрализма, действующая через демократическое волеизъявление на выборах».