На прошлой неделе исполнилось 600 лет с тех пор, как казнен Ян Гус. Посреди площади на Старом городе в Праге его статуя, а за ней склонены в безысходности фигуры, рядом другие люди, которые уже услышали проповедь магистра и начали подниматься. Обойдя памятник вокруг, можно видеть оружие в руках повстанцев и решительность сопротивления. На западе Европы тогда еще полыхала Столетняя война, на Балканы надвигались османы. Великое княжество Литовское с Польшей сражалось против Тевтонского ордена и укрепляло Смоленск в сложном маневрировании между Великим Новгородом и Золотой Ордой с ее улусами, Крымом и Москвой. На этом фоне продолжались споры между христианами в болезненных поисках истины и согласия.
Студент, а впоследствии бакалавр и магистр Ян Гус получил сан священника, проповедовал в костеле св. Михаила и Вифлеемской часовне, был избран деканом факультета Свободных искусств и наконец ректором Карлова университета. Почитатель идей английского теолога Джона Виклифа, он осуждал взимание платы за обряды и продажу должностей Церкви, требовал ее скромной жизни на средства зажиточных христиан, оспорил право грешных клириков предоставлять таинства и прощать грехи, призвал всех самостоятельно мыслить вместо слепого повиновения догмам, осудил нарушение властью божьих заповедей, отстаивал имущественную справедливость, требовал основополагающе доискиваться истины даже с риском для благосостояния и жизни.
Гус реформировал чешскую азбуку и переводил Библию с латыни. При поддержке коллег из Чехии, Моравии, Венгрии и Семиградья он добился Кутногорского декрета от короля Вацлава IV, что в управлении университетом в дальнейшем три голоса будут принадлежать чехам, а один — саксонцам, баварцам и полякам. Недовольные немцы ушли из Праги и основали университет в Лейпциге. Архиепископ Збинек Газенбург, который выехал из Праги, назвал Гуса еретиком, отлучил от Церкви, приказал сжечь его произведения. Рим обещал отпущение грехов участникам Крестового похода против Неаполя, Гус за эту буллу назвал папу антихристом. Тот напрасно приказывал судить непослушного и наложил интердикт на города, которые приютят Гуса.
Собор в Констанце на юго-западе Германии был созван на преодоление раскола Церкви, которая имела тогда трех пап-конкурентов. При случае был вызван Гус. Цесарь Жигмунт Люксембург предоставил ему охранительную грамоту, но оказалось, что безопасность приезда не гарантирует неприкосновенности. Гус надеялся на дискуссию, вместо этого он был обвинен и заключен в монастыре. Чехи возмутились. Цесарь добился не освобождения, но публичного суда. Пленник писал «О покаянии», «О любви к Богу», «О трех врагах человека», «О смертном грехе», «О браке» и другие произведения. Приверженцы предоставили его трактаты De ecclesia, Contra Stanislaum, Contra Palecz и Contra occultum adversarium.
Долгие речи раздражали, и суд напрасно требовал безоговорочного отречения, а Гус был готов радостно отказаться от взглядов, если ошибочность их доказана по Библии. Обвинение по вопросам веры лишало апелляции и адвоката. В конце концов, 6 июля 1415 года магистр передан городскому совету для наказания. По пути он пел о Деве Марии Christi virgo dilectissima, а в последний раз услышав предложение спастись раскаянием, отрицал, что не делал ошибок, а отводил от греха, призывает Бога в свидетели и умирает в правде Евангелия. Ян Гус сожжен живьем около врат. По преданию, какая-то бабка сочувственно подкинула хвороста в костер, чтобы меньше страдал, и мученик молвил: «О святая простота» («Sancta simplicitas»).
Пепел был брошен в Рейн, чтобы предотвратить паломничество к месту казни. В Констанце казнен и Иероним Пражский, друг Гуса. Давно умерший Виклиф признан еретиком, его останки сожжены. Чехи собирались на горах, вскоре повстанцы выбросили членов правительства из ратуши Нового города в Праге на копья толпы. Гуситы рисовали бокал на щитах-павезах, знак равенства паствы с клиром в причастии всех под обоими видами: телом и кровью Христа. На юге Чехии они построили город Табор, название от Фавор в Галилее, горы Преображения Господнего. Ян Жижка, Прокоп Голый и другие гетманы победоносно оказывали сопротивление Крестовым походам, водили победные армии через Германию и Польшу вплоть до Балтики.
Рыцари Европы сбегали куда глаза глядят, услышав за тучей пыли скрипение боевых телег и хорал божьих воинов-гуситов Ktoz jsu bozi bojovnici а zakona jeho. (Это пение до сих пор звучит на военных торжествах чехов.) Сын чернигово-северского князя Жигмунт Корибутович возглавил гуситов после смерти Жижки. Умеренные келишники и радикалы-табориты не имели поражений до братоубийственной битвы при Липанах в 1434 году. Впоследствии король-гусит Иржи (Юрий) из Подебрад выдвинул первую идею коллективной безопасности в Европе. Мартин Лютер почтительно считал Яна Гуса предшественником протестантизма. Несмотря на разгром на Белой Горе в 1620 году и Контрреформацию, сообщество Чешских братьев хранит учения Гуса.
Украинские казаки обязаны гуситам применением тележной обороны (Wagenburg) и пушек в полевых битвах, словом «лагерь» и привнесенным через Польшу титулом «гетман». Тарас Шевченко называл «любомудром» просветителя славянского возрождения Павла Йозефа Шафарика, посвятил ему поэму «Еретик» о Яне Гусе и призвал славян стать «добрими братами і синами сонця правди». Папа Иоанн Павел ІІ переживал за казнь реформатора, хотя теологи считают неприемлемыми некоторые взгляды Яна Гуса.
Лозунг «Правда побеждает» (pravda v t z ) из его писем является девизом штандарта президентов Чехословакии и Чешской республики. Свобода мысли и чина действительно достойна самоотверженной борьбы.