Первый президентский срок Джорджа В. Буша был отмечен односторонними действиями и военной властью. Соединенные Штаты были единственной сверхдержавой в мире, так что другие должны были придерживаться того же курса. Результатом стал драматический спад «мягкой» или привлекательной власти в Америке. Министр обороны Дональд Рамсфелд сказал, что он не знает, что такое мягкая власть. Теперь она опять в моде в Вашингтоне.
Вторая речь Буша при вступлении в должность была посвящена власти свободы и демократии. Такое красноречие не ново для американских президентов. Гарри Труман говорил о защите свободных людей повсюду, а Вудро Уилсон говорил о построении демократии. Неоконсерваторы в первой администрации Буша придерживались этой традиции, но игнорировали тот факт, что и Уилсон, и Труман были также строителями структуры, которые давали советы другим странам. Отказавшись от этой половины подхода Уилсона, они подорвали свою собственную идею, уменьшив ее эффективность.
Стиль начала работы второй администрации Буша является другим. Как сказал недавно в Париже госсекретарь Кондолизза Райс: «Я широко использую слово «власть», потому что важнее военной и, несомненно, экономической власти — власть идей, власть сострадания и власть надежды». Буш не только выбрал целью своего визита Брюссель, столицу Европейского Союза, во время своей поездки в Европу в феврале, но и заявил, что для того, что «мы стремимся достичь в мире необходимо, чтобы Америка и Европа оставались близкими партнерами». Даже Рамсфелд пытается быть примирительным!
Будет ли успешным новый подход Буша? Во время моей недавней поездки в Европу я столкнулся как с поддержкой, так и скептицизмом. Многие люди приветствовали новый стиль, но хотели знать, не является ли он всего лишь приукрашенным цинизмом. Слова должны соответствовать действиям, чтобы люди поверили в них.
То место, куда следует заглянуть, чтобы убедиться в том, последуют ли действия, это последний бюджет Буша. Бюджет снижает дискреционные расходы (кроме расходов на оборону и безопасность родины) почти на 1% и сокращает целых 150 национальных программ. И все же в такой обстановке финансовой строгости он призывает увеличить пожертвования международным организациям, Фонду «Вызовы тысячелетия», чтобы оказать помощь тем странам, которые взяли на себя обязательство сделать шаг вперед в сокращении бедности, и Глобальной инициативе по проблеме ВИЧ/СПИДа.
Новый бюджет Буша также включает увеличение финансирования на общественную дипломатию. Ассигнование на программы образовательного и культурного обмена Государственного департамента, включая заграничные исследовательские центры, библиотеки и программы гостей, повышено почти на 25%. Как изложено в бюджетной заявке Буша Конгрессу: «Редко необходимость в продолжительных усилиях, направленных на обеспечение понимания нашей страны и общества другими странами, бывает столь очевидной». Это произошло после первого срока, во время которого общественная дипломатия была забытым пасынком, а консультативная группа Пентагона охарактеризовала ситуацию как «кризис».
Даже с такими надбавками Америке еще предстоит долгий путь, чтобы улучшить свой статус. Последний беспристрастный доклад Совета общественной дипломатии призвал к созданию нового Агентства общественной дипломатии в рамках Государственного департамента, круглосуточному радиовещанию «Голоса Америки» на английском языке и четырехкратному увеличению бюджета в течение последующих пяти лет. Администрации Буша все еще предстоит много сделать для осуществления своих целей, но первые признаки предполагают переход от небрежности первого срока.
Но для Буша не достаточно начать свой второй срок с пышного красноречия о ценностях и увеличении инвестиций в общественную дипломатию. Привлекательность или мягкая власть страны частично является результатом ее культуры и ценностей (привлекательны ли они для других), но она также вырастает из политики страны, которую считают законной, консультативной и включающей интересы других. Если политика не соответствует ценностям, такое несоответствие положит начало обвинениям в лицемерии. Как минимум, Бушу нужно проводить политику более консультативным способом, которая стремится к политическому разрешению в Ираке и прогрессу в мирном израильско-палестинском процессе.
Здесь первые признаки также являются ободряющими. Участие 60% населения в январских выборах вселило надежду на то, что политическое урегулирование в Ираке возможно. Выборы — всего лишь первый шаг; восстание продолжается; гражданская война все еще возможна. Тем не менее, выборы, возможно, смягчили часть ощущения беззаконности, которое бросило тень на политику Буша в Ираке.
Так же и в отношении мирного процесса на Ближнем Востоке смена Ясира Арафата Махмудом Аббасом, палестинские выборы и встречи между Аббасом и Ариэлем Шароном являются шагом вперед. В трудных ядерных вопросах, таких как Северная Корея и Иран, Буш проводил многосторонние совещания и согласования с другими державами.
Конечно, другие многосторонние проблемы, такие как Международный уголовный суд и глобальное изменение климата, все еще остаются нерешенными. Не велика перспектива того, что Буш отменит свой отказ от Киотского протокола, но будет интересно увидеть, насколько сильно он готов изменить свою позицию в результате попыток премьер-министра Тони Блэра сделать проблему изменения климата приоритетным вопросом в то время, пока Великобритания является председателем «большой восьмерки».
Слишком рано выносить приговор политике второго срока Буша. Пока ему еще предстоит получить приговор истории, он, кажется, осознает, что одна жесткая власть не укрепит его репутацию, но он остается заложником инцидентов и несчастных случаев, которые могут отклонить от курса даже его самые хорошо продуманные планы. Тем не менее, в настоящее время самым поразительным во втором сроке Буша является его запоздалое осознание важности дипломатии и мягкой власти.
Джозеф С. НАЙ — бывший помощник министра обороны Соединенных Штатов.