Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Природа российского государства и стратегия Японии по отношению к России

Десять рекомендаций политического совета «Японского форума по международным отношениям» кабинету министров Японии
3 марта, 2008 - 19:21
7 ФЕВРАЛЯ ЯПОНЦЫ ТРАДИЦИОННО ОТМЕЧАЮТ «ДЕНЬ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ» (ТАК В ЯПОНИИ НАЗЫВАЮТ ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ). И В ЭТИХ МЕРОПРИЯТИЯХ НЕПРЕМЕННО ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ГЛАВА ЯПОНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ФОТО РЕЙТЕР

1. ЯПОНИЯ И РОССИЯ НЕ МОГУТ ИМЕТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ БЕЗ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Возвращение Северных территорий является ключевым моментом самого существования нашей страны, это вопрос достоинства и целостности Японии. Тот факт, что острова до сих пор не возвращены, является главной причиной, по которой японцы относятся к России с недоверием. Россия часто выступает с предложением развивать двусторонние отношения в тех сферах, где можно достичь прогресса, например, во внешней торговле, что создаст предпосылки для подписания мирного договора. Истинная причина этого предельно проста — отложить решение территориального спора в долгий ящик.

Это очевидно — в то время, когда экономические отношения двух стран укрепляются, позиция России относительно мирного договора становится более жесткой. Однако и в этих условиях политика японского правительства, начиная с трех принципов, провозглашенных Хасимото и кончая сегодняшним японо-российским Планом действий, основывается на том, что предлагает Россия, то есть на развитии двусторонних экономических связей.

Однако Япония и Россия не смогут иметь нормальные отношения, основанные на доверии, не решив проблему Северных территорий. Япония должна сделать так, чтобы это поняли все и за рубежом, и внутри страны. Когда Россия предлагает развивать экономические связи даже без решения территориальной проблемы, Япония должна четко дать понять России что: 1) отсутствие решения привело к серьезному чувству недоверия; 2) это недоверие ограничивает японские инвестиции в Россию и сотрудничество с ней; 3) только решение проблемы побудит Японию прилагать усилия для полномасштабного экономического сотрудничества.

2. СЕГОДНЯШНЯЯ ПОЗИЦИЯ РОССИИ: НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ, А ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРЖДАТЬ СВОЮ ИЗНАЧАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ

Россия вернула себе статус великой державы благодаря выросшим ценам на энергоресурсы. Коллапс Советского Союза и экономический кризис 90 х годовунизил русских, однако они распрямили свои спины и лидеры государства усиленно работают над концентрацией большей власти в руках правительства, над возвращением страны на международную арену. Усилия России стать военной сверхдержавой, ее желание соперничать с США, в целом противостоять Западу — все это складывается в стремление восстановить статус великой державы. Вот почему Россия отказывается от помощи других стран, настаивает на принципе взаимодействия и сама готова помогать другим странам. Внутри страны растет государственный контроль при усилении центрального правительства, а свобода слова и демократизация общества теряют почву под ногами. Отношения с Западом портятся из-за роста национализма и позиционирования себя в качестве великой державы. Как часть этой эволюции позиция России относительно Северных территорий также ужесточается.

Японское правительство и народ должны осознать, что нынешний подход России не означает перемен, а является восстановлением ее подлинной сущности.

Период Горбачева и Ельцина был ознаменован тем, что Россия стала разделять с Западом одни ценности, началась разрядка международной напряженности, но эти дни в действительности стали исключением из общего исторического контекста развития страны. Ценности российской молодежи, а также влияние новой бизнес-элиты сделали невозможным возвращение страны назад в Советский Союз. Но несмотря на это, в ближайшем обозримом будущем не просматривается надежда на то, что Россия создаст правительство и общественную систему, аналогичные темы, которые существуют на Западе и в Японии. Поэтому Япония должна присоединиться к критике со стороны мирового сообщества за отход России от демократических позиций.

3. СОЗДАТЬ ЯСНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С СУВЕРЕНИТЕТОМ ЯПОНИИ

Простые японцы имеют очень нечеткие представления и не проявляют особого интереса к вопросам государственного суверенитета своей страны. Конечно, было необходимо избавиться от того вида национализма, который доминировал в довоенной Японии. Однако идеалы, принятые послевоенным поколением японцев, а также образование, которое они получили, привели к отрицанию японской государственности или игнорированию проблем национального суверенитета. Эта тенденция несколько ослабла в свете напряженности в отношениях с КНДР и Китаем, но даже и теперь некоторые политики и чиновники, чья работа заключается в управлении государственными делами, зачастую делают заявления и совершают поступки, которые показывают, что они не полностью отдают себе отчет в вопросах суверенитета Японии. Например, некоторые политики давали понять, что Япония отложила территориальный вопрос или же склоняется к предложению вернуть только два из четырех островов. В течение нескольких лет бывший премьер-министр Коидзуми не удосуживался посещать ежегодные национальные собрания, где выдвигались требования вернуть Северные территории. С другой стороны, он посетил церемонию, проведенную в России по случаю 60-й годовщины победы союзнических сил над нацистской Германией. Действия и жесты Коидзуми были явно примиряющими, несмотря на то, что японско-российские проблемы, возникшие в результате Второй мировой войны, сегодня до сих пор еще не решены. И это несмотря на то, что президент США раскритиковал Ялтинское соглашение во время визита в Европу, президенты Эстонии и Литвы проигнорировали приглашение на эту церемонию, а президент Латвии, приняв в ней участие, подверг критике советскую оккупацию прибалтийских стран.

Некоторые члены парламента и японские политики склонны игнорировать проблему и забывать ее историю. Из-за этих действий и заявлений, естественно, начинает казаться, что и японский народ теряет свое твердое желание вернуть острова. Правительство и политики должны использовать образовательные и PR кампании, а также форум, который предложилпарламент, чтобы японский народ полностью осознал тот факт, что территориальная проблема затрагивает не только японско-российские отношения — этот фундаментальный вопрос затрагивает сам суверенитет нации. Более того, чтобы молодое поколение не было безграмотным в этом вопросе, в школьной программе надо уделить ему большее внимание, напрямую увязав с вопросом национального суверенитета.

4. ПОНЯТЬ, ЧТО ПРИЗЫВ ВЕРНУТЬ ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ ОСТРОВА САМ ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ УСТУПКОЙ

Россия часто заявляла, что как победитель в войне она имеет право на захват и удержание японской территории. Япония должна оспаривать этот аргумент. Действительно, во времена русско-японской войны (1904—1905 гг.), победитель имел законное право требовать территории и/или репарации. Это право было признано мировым сообществом. Однако после Первой мировой войны мировое сообщество пришло к консенсусу и отвергло право на территориальную экспансию. Кроме того, пакт Бриана-Келлога (1928 г.) запретил саму войну как преступление. После Второй мировой войны международный порядок принял параметры Атлантической хартии (1941 г.), Каирской декларации (1943 г.) и Хартии ООН (1945 г.), каждая из которых была основана на принципах пакта.

Каирская декларация обещала, что «Япония будет лишена всех территорий, которые были получены путем насилия и алчности». После войны Япония действительно ушла из Манчжурии и отказалась от претензий на Тайвань, Корейский полуостров и другие территории. Но, в конце концов, Япония не получала территорию Курильских островов (Тисима) путем «насилия и алчности». Согласно Каирской декларации, союзники «не желают получить выгоду и не думают о территориальной экспансии». Условия капитуляции Японии для Советского Союза были ограничены условиями, которые были обозначены в Потсдамской декларации (1945 г.), и Россия — преемница СССР, также признала эту декларацию и вынуждена поэтому выполнять «условия Каирской декларации» (что вытекает из Потсдамской декларации). Ялтинское соглашение, которым СССР легитимировал оккупацию островов, нарушает принципы, заложенные в Атлантической хартии и Каирской декларации. Да и в любом случае Япония не является участником этого соглашения. Япония отказалась от всех претензий на Курильские острова по Сан-Францисскому мирному договору, несмотря на то, что она была не обязана этого делать, но СССР не был участником этого договора, поэтому его преемница — Россия, не должна использовать этот факт как аргумент в свою пользу. Японское правительство призывает возвратить только четыре острова, что является важнейшей уступкой. Исходя из чувства реализма, мы поддерживаем эту позицию японского правительства, но позвольте также заявить в отношении этих четырех островов: с точки зрения истории и международного права, Япония абсолютно не должна отказываться от них, а Россия не имеет никакого оправдания для их оккупации. Японский народ должен ясно понять логику японской позиции, и японское правительство должно решительно призвать международное сообщество согласиться с этим пониманием.

5. ЧЕТКО И АРГУМЕНТИРОВАНО ОПРОВЕРГАТЬ ИСКАЖЕНИЕ ФАКТОВ РОССИЙСКОЙ СТОРОНОЙ

В последние годы, как только речь заходит о проблеме Северных территорий, Россия упирается. В своих недавних заявлениях российский президент, министр иностранных дел, представители правительства, глава комитета Государственной думы по международным делам и другие бросают вызов историческим фактам и явно противоречат прежним двусторонним соглашениям и даже прежним позициям России по данному вопросу.

Япония должна открыто опровергать и критиковать нелогичные суждения России, выражать свое недовольство и занять более жесткую позицию по этому вопросу национальной значимости, не боясь при этом временных осложнений в дипломатических и экономических отношениях. Когда российские официальные лица приводили абсурдные доводы или безосновательные высказывания, рассчитанные на внутреннее употребление, японское правительство пошло по дипломатическому пути, заявив, что предъявление каждый раз контраргументов означает уход дискуссии на более низкий, детский уровень. Но эти шаги неправильно истолковываются на международной арене. Более того, когда такие публичные заявления делаются в России и печатаются в местной прессе, протестов лишь на дипломатическом уровне недостаточно. Японское правительство не должно каждый раз их опровергать — вместо этого необходимо постоянно настаивать на здравой логике японской позиции по данному вопросу и продолжать отстаивать идею о том, что Япония не может идти на компромисс в деле, затрагивающем суверенитет страны. Похоже, что Россия беспечно верит в то, что имеет право искажать историю, поскольку японское правительство не выступает единым серьезным фронтом. Она также полагает, что двусторонние отношения не пострадают, даже если занять более жесткую позицию по данному вопросу.

6. ПРИЛАГАТЬ ПОСТОЯННЫЕ УСИЛИЯ К ПРИЕМЛЕМОМУ СОГЛАШЕНИЮ, ИЗБЕГАЯ ПОСПЕШНЫХ, НЕЭФФЕКТИВНЫХ ШАГОВ

Условия для подписания российско-японского мирного договора пока еще не созрели. В сегодняшних обстоятельствах японскому правительству не следует делать все ради надежды на принятие компромиссного решения. Россия расценит эти шаги как знак слабости и будет еще больше упираться. В действительности подобный переговорный метод будет иметь прямо противоположный эффект. В России как потенциальной сверхдержаве наблюдается подъем национализма и национальной гордости, силовики прибирают к рукам все больше власти: любой объективно рассуждающий человек может понять, что ситуация сейчас складывается не в пользу японской позиции. Президент В. Путин известен как ярый сторонник достижения соглашения с Японией по вопросу Северных территорий, он призывает обе стороны к компромиссу. Но для сегодняшней России «компромисс» означает возвращение, самое большее, Шикотана и Хамобаи. Но даже и в этом случае будут прилагаться дополнительные условия. Другими словами, нет повода для оптимизма в ближайшем будущем, особенно пока В. Путин остается у власти. Также нет гарантии того, что новое правительство после Путина предложит лучшие условия. Япония должна основывать свой поход на Токийской декларации о российско-японских отношениях (1993 г.), признавая при этом Совместную декларацию СССР и Японии (1956 г.), стремясь воссоздать базисные рамки для переговоров по заключению мирного договора. В то же время, Япония не должна питать иллюзий о том, что всего можно достичь в ближайшей перспективе. Но этот подход не означает и того, что Япония откладывает решение вопроса. Наоборот, она будет готовить сильную и созидательную инициативу для подходящего момента, когда появится возможность. В случае постоянного давления на позицию России по отношению к Японии эта возможность может появиться гораздо раньше. В то же время, правительство Японии и деловые круги должны прилагать постоянные усилия к тому, чтобы эта проблема не была забыта и не игнорировалась теми в стране, кто к этому будет стремиться.

7. ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОПЫТОК ДОБИВАТЬСЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ СНАЧАЛА ТОЛЬКО ДВУХ ОСТРОВОВ

Иногда высказывается точка зрения о том, что, раз Россия действительно стремится соблюдать заключенное Советским Союзом соглашение «передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан... после заключения мирного договора между Японией и Союзом Советских Социалистических Республик» (Совместная декларация СССР и Японии, 1956 г.), почему бы тогда не получить эти два острова и не продолжить потом переговоры о возвращении еще двух — Итурупа и Кунашира? Проблема заключается в том, что Россия не отдаст назад гряду Хабомаи и остров Шикотан до тех пор, пока мирный договор не подписан, а с другой стороны, подписание мирного договора будет означать разрешение всех двусторонних послевоенных проблем, что сделает невозможным проведение переговоров по статусу двух других островов. Россия интерпретирует Совместную декларацию таким образом, что возвращение Хабомаи и Шикотана является полным разрешением спорной проблемы. Есть в Японии и те, кто думают, что положение о продолжении переговоров может быть включено в текст мирного договора или же на эту тему можно заключить отдельное дополнительное соглашение. Такая точка зрения абсолютно нереалистична: Россия не согласится с дополнительными положениями, но даже если и согласится, то во время последующих переговоров она не будет подходить серьезно к возвращению гораздо больших по территории Итурупа или Кунашира. Таким образом, нет никакого смысла добиваться сначала возвращения по Совместной декларации Хабомаи и Шикотана. Более того, Япония должна сохранять свое требование о возвращении всех четырех островов и проводить об этом переговоры, основываясь на Токийской декларации о японо-российских отношениях, согласно которой, за столом переговоров обсуждается вопрос не двух, а всех четырех островов. В любом случае, если для окончательного урегулирования проблемы потребуется политическое решение, такое решение должно возникнуть в ходе переговоров.

Сейчас не время, перед началом обстоятельных переговоров, суетиться с предложением компромиссов.

8. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ И О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДЛЯ РОССИИ, КОТОРЫЕ НЕСЕТ УЛУЧШЕНИЕ ДВУХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ

Некоторые полагают, что единственным интересом России к Японии был интерес финансовый и что сейчас этот интерес пропал, поскольку экономика страны восстановилась и она буквально «купается в деньгах». Это не тот случай. Неправильным также будет полагать, что потребность Японии в энергоресурсах делает ее зависимой от России или что России не нужна Япония. Новая широко представленная национальная стратегия России заключается в развитии экономики, независимой от экспорта природных ресурсов, и эта стратегия подразумевает больший интерес к Японии, интерес, который приводит к «новому открытию» нашей страны. России хорошо известно, что Япония обладает всеми необходимыми ей технологиями и промышленным опытом для рационального использования энергии, внедрения высоких технологий, высокоскоростными железными дорогами, атомными электростанциями, технологиями сжижения природного газа и многим другим.

Стремление России сотрудничать с Японией объясняется ее желанием стать державой с опорой на промышленное машиностроение, а не поиском капитала. Россия уже обладает достаточным накопленным капиталом и теперь ищет надежные пути его инвестирования, например — в Японию. Япония же может предложить России многие преимущества, особенно после того, как российско-китайские отношения несколько охладели (см. рекомендацию 9).

Экономические предпосылки вынуждают Россию занять более благожелательную позицию в отношении Японии, однако это не означает, что появилась возможность легко решить проблему Северных территорий или что Россия готова идти на политические уступки. Желание укрепить отношения с промышленно развитыми странами для развития собственного научного и технологического потенциала может быть сколь угодно большим, но в то же время Россия сейчас переживает период растущего национализма и стремится вновь обрести статус великой державы. Перед лицом этого растущего гиганта Япония не должна вести себя робко и уступчиво — нам следует сохранить равный с Россией статус и занимать твердую позицию по вопросам нашего национального суверенитета.

9. ВЕСТИ МОНИТОРИНГ И БЫТЬ ГОТОВЫМ К ИЗМЕНЕНИЯМ В КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Любые изменения в отношениях России с Китаем оказывают прямое влияние на ее отношения с Японией. Раскол между Россией и странами Запада увеличивается из-за того, что Россия все больше и больше укрепляет свои дипломатические и стратегические связи со странами Азии, особенно с Китаем. Россия, богатая природными ресурсами, и Китай с самым большим мировым рынком систем вооружений быстро развивают свои экономические и торговые связи. Для России Китай всегда был самой важной страной в Азии. Сотрудничество с Китаем в военной сфере растет, а Шанхайская организация сотрудничества все больше становится военной организацией. Россия наращивает экспорт систем вооружения в Китай и углубляет двусторонние военные связи, и Япония должна, прямо выражая свое глубокое беспокойство по этому поводу, выработать собственную адекватную стратегию.

Японии необходимо также изучать и другие аспекты китайско-российских отношений. Россия понимает, что быстрорастущая экономика Китая, ее военное развитие и ее огромное население несут потенциальную угрозу. Обе страны являются членами ШОС, но это не означает, что они всегда приходят к согласию в отношении направления деятельности этой организации. Кроме того, Китай соперничает с Россией за влияние и ресурсы в Центральной Азии. Объемы китайско-российской торговли стремительно выросли, но это же привело и к росту торговых противоречий. Новая национальная стратегия развития России предусматривает вывод экономики на уровень выше, чем опора на богатые природные ресурсы. По иронии судьбы, Россия перестает зависеть от растущего экспорта своих ресурсов в Китай и больше зависит от импорта из этой страны готовых продуктов. Эти тенденции противоречат целям новой стратегии и ведут к возникновению ощущения кризиса в России. Ее торговый баланс с Китаем меняется от большого положительного сальдо к дефициту, а попытки изменить структуру торговых поставок встречают негативную реакцию со стороны Китая. Торговые разногласия необязательно приводят к натянутым отношениям на государственном уровне, но обе страны уже имеют историю взаимного недоверия. Эти тенденции привели к желанию России более тесно сотрудничать с Японией, вовлекая ее в проекты развития Сибири и других восточных областей ее территории. Растут российские интересы и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что вполне естественно приводит к тому, что и Японии в этих планах отводится все более растущая роль. Япония должна учитывать все эти тенденции при выработке своей новой политики в отношении России.

10. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯПОНСКОЙ ПОМОЩИ РОССИИ И БЕЗВИЗОВЫХ ОБМЕНОВ

Пришло время пересмотреть те виды помощи, которую Япония оказывала России с 90-х гг. Сейчас Россия не нуждается в помощи — она хочет установления прочных партнерских отношений. Японская помощь включала в себя гуманитарную помощь для школ, медицинские средства и генерирующие станции для четырех островов, в настоящее время оккупированных Россией, но она больше не нужна в свете улучшений, достигнутых в российской экономике. В любом случае, совместные экономические проекты не должны осуществляться на четырех островах, на которых были нарушены японские суверенные права. Не нужно говорить, однако, что Японии следует предложить оказывать здесь гуманитарную помощь России в случае возникновения катастроф, крупных аварий, необходимости в первой медицинской помощи и т.д.

На гуманитарных основаниях Россия предложила создать безвизовый режим для того, чтобы народы обеих стран могли путешествовать между Японией и четырьмя островами, обе страны пришли к согласию в этом вопросе в свете особого статуса суверенитета четырех островов. Безвизовый режим не должен быть прекращен, но продолжительность и процедуры следует модифицировать. Например, правительствам обеих стран нужно расширить безвизовые поездки для таких целей, как охрана окружающей среды, океанологические исследования, культурный и студенческий обмен.

Продолжение такого рода безвизовых обменов потребует новых каналов взаимодействия, чтобы заменить нынешние, уже устаревшие. Находящийся в непосредственной близости к островам город Немуро содействует межостровному обмену, и усилия Японии, направленные на его интенсификацию, будут также способствовать дальнейшему развитию и самого Немуро.

Японские центры, семь из которых осуществляют свою деятельность в различных частях России, должны также быть радикально перестроены на организационном уровне. Сегодня одна из их главных функций — организация семинаров по корпоративному менеджменту и навыкам ведения бизнеса, и если такого типа семинары еще нужны, то они должны проводиться либо частным японским бизнесом, либо, по крайней мере, на коммерческой основе. Центры нужно трансформировать в институты культурного обмена, способствующие большему изучению Японии и повышающие интерес к нашей стране. Японское правительство и местные органы власти должны предложить свою активную помощь для расширения двустороннего культурного и научного обмена, развития программ обмена среди молодежи, взаимодействия на региональном уровне, тем самым способствуя дальнейшему углублению взаимопонимания между двумя странами.

www.inosmi.ru
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ