Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пробный шар Жириновского

Вариант раздела Украины существует и в головах русских стратегов, и на бумаге
25 марта, 2014 - 12:14
ФОТО С САЙТА BIGMIR.NET

Рассуждения о том, как укоротить Путина, напоминают старую радиошутку: «Генная инженерия создала железную крысу. Зверь отличается особой мерзостью и подлостью, зато практически неуязвим».

Во внешней политике России повторяется то, что годами наблюдалось в политике внутренней. Сила неототалитаризма в способности использовать в своих целях любую оппозицию — левую и правую, экстремистскую и умеренную. У всех свои ниши, все довольны, всех устраивает деградационная модель экономического и общественно-политического устройства. Особенно успешно власть использует оппозицию для пропаганды истеричного популизма, который стал основным содержанием деятельности некоторых заметных общественных деятелей.

Вот такое же всеобщее довольство стремится породить Россия и в международных отношениях. Весьма вероятно, что санкции пойдут путинскому режиму только на пользу. И главная причина в том, что западная цивилизация во все времена и при всех обстоятельствах склонна проецировать представления о собственном устройстве, собственных ценностях, собственных принципах на нечто совсем иное. Всегда так было — достаточно посмотреть описания самых первых контактов с народами Латинской Америки или Азии, то есть с иными цивилизациями. Европейцы находили там и баронов, и графов, и какие-то сословия.

И ведь мало что меняется с развитием этнографии и страноведения. Нынешняя американская администрация самым серьезным образом относится к победе на выборах «братьев-мусульман» в Египте. Настолько серьезно, что разорвала традиционные связи с тамошними военными. Давно уже известно, что афганские племена не ведут войну в категориях победы и поражения — это для них просто естественное состояние. И потому они непобедимы. Но все равно не оставлены попытки справиться с ними. Примеров накопилось много.

Что же касается нынешней России, то совершенно невозможно признать необычайно обидное и досадное: долгие годы в «восьмерку» был допущен политик, мыслящий и действующий в совсем других категориях и совсем в другой логике. Способный к атомному шантажу, территориальным захватам, аннексии, безудержной лжи.

«Семерка» сейчас в весьма затруднительном, душевно дискомфортном состоянии. Это общеизвестный казус, именуемый то союзом изнасилованных, то сговором обманутых. Группа людей, подвергшихся насилию, унижению, обманутых и обворованных, отказывается признавать случившееся и делает вид, что ничего не произошло. В дурацком положении все: и Германия, гордившаяся особым посредническим статусом, умением договариваться с Россией; и США, чья разведка проглядела захват Крыма. Ежели, конечно, дело не в другом, ежели Обама просто не хотел ничего знать и слышать о подготовке операции.

Первая и самая главная ошибка цивилизованных стран и многих живущих в России экспертов состоит в том, что они усматривают связь между состоянием дел в экономике и социальной сфере этой страны со стабильностью режима, который абсолютно независим от всего этого, а также от политических настроений общества. Это своего рода внутриполитическая автаркия, которая до сих пор ни разу не преодолевалась усилиями общества. Все перемены происходили исключительно в результате внутриэлитных кризисов.

Правда, кризисы эти порождались внешнеполитическими обстоятельствами. Существующий политический режим максимально обезопасил себя от них. До сих пор по умолчанию предполагалось, что в международных делах исключен ядерный шантаж. Сейчас он озвучен Россией. Укрепляется мнение, что возможно и применение ядерного оружия, под угрозой которого — в этом нет сомнений — цивилизованный мир выполнит любое требование Кремля.

Это главное, но не единственное. Путин давно уже провозгласил лозунг национализации элиты. Это традиционный для самодержавия и его исторических модификаций, вроде сталинского режима, прием — проявление самодержавного эгалитаризма, монархической и тоталитарной народности. Санкции даже против самых близких ему людей Путину весьма кстати. Тем паче, что есть прекрасная внутренняя компенсация.

Вторая существенная ошибка цивилизованного мира — концентрация внимания на участии Путина и его окружения в торговле нефтью и газом, в международной финансовой деятельности. Не учитывается то, что «вся Россия — наш сад» — государство давно уже превращено в частное владение Путина и его окружения. При формальном разделении бюджета государства и бюджета государя существуют простейшие способы приватизации государственного бюджета, который рассматривается правящей элитой как криминальный общак.

И эти способы показывают связь между, на первый взгляд, иррациональной, архаичной, затратной и рискованной политикой имперского расширения с вполне конкретными интересами ближнего круга Путина. И тех, кто кормится при этом круге — это социальная группа не так уж мала и весьма влиятельна. И включает в себя самых разных людей — от постоянно присутствующих на телеэкране хозяев дискурса, до безвестных рыцарей плаща и кинжала. И многих, многих других.

Черная дыра российского бюджета перемещается из Сочи в Крым. Копаться в финансовых обстоятельствах олимпийского проекта было не совсем патриотичным. Да и не только в финансовых — речь шла и о конфискациях земель и домов, не выплаченных зарплатах и многом другом. Попробуйте-ка теперь заикнуться о финансовой прозрачности хотя бы строительства мостов через Керченский пролив. Все для фронта, все для победы. Не удивлюсь, если финансирование Крыма станет государственной тайной, а попытки разобраться с этим делом — государственной изменой.

Реальными выглядят обсуждаемые планы Кремля по захвату всей Украины, включая «мать городов русских». В них соединены и дикарские представления правящей элиты о «едином русском народе», и ее экономические интересы. Что же до письма Жириновского польскому министерству иностранных дел, то не столь уж оно безумно. Это типичный пробный шар. Вариант раздела Украины — уверен в этом — существует и в головах русских стратегов, и на бумаге. Они так видят интеграцию России в мировое сообщество — вот что это такое.

А сейчас придется перейти к самому неприятному не для русского, а для украинского читателя. Впрочем, и для русского тоже. Еще раз повторю сказанное: в Москве с протестом против вторжения в Крым на улицы вышло по разным оценкам от 50 до 70 тысяч человек. И это в условиях информационного, психологического и морального давления. На этом фоне удручающе выглядит даже не бездействие и равнодушие украинского правительства, а апатия украинского общества.

Что правительство? Оно сосредоточено на получении западной помощи, которую жертвам агрессии предоставляют быстрее, охотнее и в бОльших размерах. Еще осенью прошлого года бывший посол Германии в Киеве Дитмар Штюдеманн говорил, что Украине не стоит использовать роль жертвы России для давления на ЕС. Тем не менее, происходит именно это на фоне военно-коррупционной операции России в Крыму.

Но это полбеды. Беда в том, что украинские общественные деятели не пытались провести общенациональную мобилизацию против аннексии Крыма. Стоит ли за этим принципиальный пацифизм, непонимание ситуации или нечто иное, не так уж важно. Существенно то, что это лишь стимулирует агрессора, навязывающего свою волю миру.

При этом прогрессивная общественность, что в России, что в Украине, продолжает предрекать скорый крах путинского режима, а любую попытку адекватной оценки его успехов объявляет кремлевской пропагандой и провокацией. А режим тем временем укрепляет свои позиции как внутри страны, так и за рубежом. В Украине слишком рано заговорили о невозможности пророссийских партий — Партия регионов открыто действует в интересах агрессора. Во Франции укрепляют позиции лепеновцы, во всей Европе усиливаются их единомышленники. А именно эти партии являются союзниками весьма почитаемого ими Путина. Похоже, во всем мире забыли, что родиной тоталитаризма была Россия, чей пример с 1917 года оказывал разлагающее влияние на европейскую демократию.

Путин уже использует слово «национал-предатели» из лексикона Гитлера. Так именуются те, кто считает, что Россию следует остановить. Что ж, национал-предателей в нацистской Германии было немного, но то были люди славные. И перспективы у них оказались неплохие. Одинтакой предатель даже воевал против собственной страны в норвежской армии. Это был Вилли Брандт.


 

Эксперты Польши, Румынии, Венгрии и Украины прокомментировали письмо одиозного политика

 

Россия всячески будет пытаться дискредитировать Украину в глазах мира. Задача украинцев — не дать больше никакого основания для этого

 

«РОЛЬ ЖИРИНОВСКОГО — ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВСЛУХ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ РУССКОЙ ВЛАСТИ...»

Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета (Польша):

— Действительно, польский МИД получил письмо от господина Жириновского, который пригласил Польшу принять участие в разделе Украины. Он предложил нам пять областей Западной Украины (Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Волынскую и Ровенскую) без Закарпатской и Черновицкой.

Министерство иностранных дел Польши очень коротко прокомментировало это письмо, назвав его «странным», можно сказать, абсурдным. Это нельзя считать каким-то официальным предложением России, поскольку, согласно международному праву, страну на международном уровне представляют только три человека — президент, премьер и министр иностранных дел.

ФОТО ИВАНА АНТИПЕНКО

Во-вторых, мы хорошо знаем, что господин Жириновский очень часто говорит то, что думает президент России Владимир Путин. Есть мнение, что политическая роль Жириновского — представлять вслух разные варианты, подходящие российской власти, которая не может открыто об этом сказать.

Почему Россия это делает? Она хочет доказать, что Украина, как сказал Путин в 2008 году, — является искусственным государством. Это предложение также должно показать, что не только Россия имеет свои интересы и должна защищать своих граждан в Украине. Россия надеется, что это предложение приведет к дебатам в центрально-европейских странах относительно защиты своих культурных или исторических интересов в Украине. Если будет дестабилизация ситуации, то нельзя исключать, что Венгрия начнет интересоваться тем, что происходит в Закарпатье, равно как и Турция интересуется татарами в Крыму.

Для того чтобы говорить о действенности санкций, необходимо время. Очевидно, эти ограниченные санкции Запада имеют некоторые экономические последствия. Появляется также другой вопрос — приведут ли они к каким-то изменениям в российской внешней и внутренней политике? И когда это будет: через неделю, месяц или пять лет? Если через неделю, то эти санкции спасли если не Крым, то Украину. А сколько времени нам еще необходимо, чтобы убедить российскую власть и общество в необходимости изменений — сложно сказать.

Чем Польша может помочь Украине? Тем, что она уже делает. То есть она решительно говорит об этом в западных структурах, в которые мы входим. Активно пропагандирует этот вопрос в рамках НАТО и ЕС.

«ЖИРИНОВСКИЙ ПЫТАЕТСЯ ЗАПУСТИТЬ ПРОЦЕСС УНИЧТОЖЕНИЯ ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКИХ СОГЛАШЕНИЙ»

Виктор НЕБОЖЕНКО, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Письмо Жириновского еще раз подтверждает, что для Путина не главное направление СССР, потому что его границы совпадают с сегодняшними границами стран СНГ. Путину главное не остаться одному в виде агрессора-индивидуала, которого поддерживает Беларусь, Казахстан и Северная Осетия. Ему очень нужны союзники. Поэтому он их ищет или, по крайней мере, делает вид, что есть заинтересованные участники дальнейшей оккупации Украины.

Во-вторых, слово «раздел» для поляков, (который они переживали три раза) очень оскорбительно. Это слово обладает огромным символическим негативным капиталом, когда шла речь о разделе Польши между Россией, Австрией и Пруссией. В 1939-м году нацистская Германия и сталинский СССР делили Польшу. Поэтому уже само слово очень оскорбляет поляков, и такое письмо предполагает, что они способны на такое, что сделали с ними другие.

Самое важное — не только польская направленность этого письма, но и предложение для венгров, которые очень недовольны Трианонским договором 1920 года. По нему каждая из стран-победительниц в Первой мировой войне отрезала от Венгрии по кусочку и она потеряла практически 40% своей территории. Сегодня венгерские националисты это очень хорошо помнят.

Таким образом, Жириновский пытается запустить процесс уничтожения Ялтинско-Потсдамских соглашений и незыблемости границ дальше Украины на территории Венгрии, Польши, Чехии и Словакии. Он прекрасно знает, что там все границы условны и являются результатом дипломатических договоренностей и международных гарантий.

Это еще раз подтверждает, что Путин и Жириновский не собираются останавливаться в своих планах. Наверняка, Беларусь, Латвия, Казахстан и Украина останутся ведущими в продлении экспансии России.

Украинская власть должна отреагировать на это письмо так же, как и МИД Польши и канцелярия польского президента, которая назвала это «письмом больного человека». Мы не можем это рассматривать, как реальное дипломатическое предложение по разделу Украины между Восточной Европой и Россией. Иначе мы признаем вероятность такой возможности. Это надо подавать, как пример провокации человека, который находится на волне агрессивно-патриотического угара, который сейчас очень сильный в России.

Мы не должны верить западным заявлениям о том, что санкции являются мощным стимулом к принуждению к миру. Санкции для любого агрессора, который находится в состоянии психологии победителя, очень важны как способ его унижения. Это, прежде всего, уколы по гордости Путина, Жириновского и т.д. Они не направлены на ущерб России. Россию невозможно довести до состояния, когда она признает свой ущерб, как показывает история. Власть всегда переносит свои проблемы на нижестоящие слои и так до бесконечности, вплоть до концлагерей. Поэтому, санкции не должны заставить Россию вести себя иначе. Они должны заставить ее почувствовать, что она глубоко ущербна и что с ней не считаются, что она второразрядна, несмотря на свой мнимый успех.

Санкции — способ приведения российской элиты и Путина в чувство реальности. Это очень эффективно. Им кажется, что когда они забрали территорию соседней страны и все должны понять, какие они сильные. Но вместо этого, их унижают. Кроме того, кто производит санкции — уже господин.

«РУМЫНИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ УКРАИНЫ»

Оана ПОПЕСКУ, директор Центра предупреждения конфликтов (Румыния):

— Румынские политики не собираются в настоящее время или когда-либо отвечать на письмо Жириновского. Все очень просто: они не воспринимают его слишком серьезно. И румынов не интересуют письма от Жириновского. Он никогда не был партнером Румынии в любых дискуссиях, не будет и теперь.

В Румынии никогда не было идеи расширения своих территорий за счет присоединения Черновицкой области Украины. Каждый румынский правительственный чиновник заявил, что Румыния как в прошлом, так и сегодня поддерживает территориальную целостность Украины; она сурово осуждает попытки России аннексировать Крым.

Я не думаю, что санкций Запада достаточно, чтобы остановить российские амбиции. Но, на мой взгляд, если Россия ограничится Крымом, то Запад ничего дальше не будет делать. Крым отходит в состав России, и она сталкивается с мощными санкциями, становится изолированной страной на международной арене. В то же время, это также вызывает вопрос по поводу региональной стабильности. Поскольку если Запад не вмешается в это или в другие ситуации, включающие в себя силу, то это и в дальнейшем дестабилизирует регион.

Если Россия продолжит так действовать относительно Украины, или относительно других регионов, таких как Приднестровье, то мы увидим и ответ с Запада. Сложно сказать, каким именно он будет, поскольку никто не хочет никакой военной конфронтации.

Запад должен дать России четко понять, что не будет терпеть последующую экспансию. С подобными заявлениями уже выступило как НАТО, так и ЕС. Также нужно четко отметить, что действия России — вне международных законов и норм. Это должно подкрепляться тем, что никто на Западе не хочет военной конфронтации с Россией. Также должны использоваться и другие инструменты, которые бы полностью изолировали Россию на международном уровне. Это должно начинаться с запрещения проведения соревнований «Формулы-1» и включать экономические санкции против российских олигархов. ЕС также должен пытаться уменьшить свою энергетическую зависимость от России.

«НИКАКОЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ», ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ВНЕШНИХ  ИСТОЧНИКОВ, НЕ ДОЛЖНО  ВООБЩЕ РАССМАТРИВАТЬСЯ СЕРЬЕЗНО»

Марк ШАБО, аналитик Центра восточно-европейской политики (Будапешт):

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил в Брюсселе, что политика России относительно аннексии Крыма представляет собой акт агрессии. На данный момент Венгрия поддерживает общую политику ЕС относительно санкций (запрещение виз и замораживание активов) и ожидает, что президент России Владимир Путин воздержится от последующей политики территориальной экспансии. С другой стороны, Венгрия поддерживает переговоры между правительством Украины и ЕС относительно полного соблюдения прав этнических меньшинств в Украине. Следовательно, в настоящий момент существует хрупкое равновесие между сохранением общей политики Евросоюза относительно санкций и продолжением переговоров с новым правительством Украины. Я думаю, что было бы опасно продолжать эскалацию конфликта и это очевидно для президента Путина, который рискует большим: игнорируя международное право (например Будапештский меморандум) и подавая пример, что Россия может аннексировать части стран (как это произошло с Грузией в 2008 и с Крымом в данное время), ему, возможно, будет трудно сказать «нет» просьбе от Приднестровья. И если он будет продолжать свою экспансивную внешнюю политику, то скоро рискует потерять поддержку Китая, поскольку Пекин не будет бесконечно поддерживать идею позволять «референдумы», чтобы определить, к каким странам хотят принадлежать определенные регионы (как, например, на вопрос Тайваня).

На данный момент основной упор Венгрии это — уважение прав человека и национальных меньшинств в Закарпатской области — что является также одним из приоритетов политики, что отмечал премьер-министр. Что касается письма Владимира Жириновского: и министр иностранных дел, и премьер-министр подчеркнули, что лишь венгерское меньшинство в Украине должно само решать свое будущее. Поэтому любое «предложение» — или предложение вообще, — которое исходит из внешних источников, не должны вообще рассматриваться серьезно.

Дмитрий ШУШАРИН, историк, публицист; Москва, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ