Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Программа на новое четырехлетие: что будет делать Барак Обама после инаугурации

22 января, 2013 - 14:06
21 ЯНВАРЯ 2013 г. БАРАК ОБАМА ПРИНИМАЕТ ПРИСЯГУ ПРЕЗИДЕНТА США В ГОЛУБОЙ КОМНАТЕ БЕЛОГО ДОМА В ПРИСУТСТВИИ ТОЛЬКО ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ / ФОТО РЕЙТЕР
Олег ШАМШУР

Вполне понятно, что место 44-го президента США в американской истории определять рано: его вторая каденция только началась 20 января 2013 года. Впрочем, уже сейчас известно, что Барак Обама стал не только первым чернокожим президентом США. Он стал также первым президентом, который приносил присягу четыре раза. В 2009 году ему пришлось повторить эту процедуру из-за того, что председатель Верховного Суда США, который по традиции принимает присягу, перепутал порядок слов в ее тексте. В этом же году торжественному принесению присяги на Капитолии предшествовала частная церемония в Белом Доме, которая состоялась в воскресенье 20 января, — как того требует конституция страны. Президент, по-видимому, почувствовал определенное облегчение от того, что никакая новая ошибка не нарушила протокольной четкости торжеств, проводимых по понедельникам, и не испортила настроение их участникам.

В целом, даже наиболее ярым сторонникам Обамы, по-видимому, не хватало того ощущения восторга, почти эйфории, которое определяло инаугурационные празднования прошлых лет, делало их особенными. Как точно подметила американская журналистка Р. Маркус, «подъем 2008 года уступил место разочарованию года 2012». Выросла после выборов личная популярность президента, деятельность которого теперь положительно оценивают 52% американцев, резко контрастирует с тем, что лишь 35% из них считает, что страна двигается в верном направлении (это на 6% меньше, чем в декабре прошлого года). Американцы в первую очередь не довольны состоянием экономики страны, они не чувствуют уверенности в том, что она наконец вернулась на путь стабильного, поступательного развития.

Однако было бы упрощением объяснять нехарактерный для США социальный пессимизм исключительно экономическими факторами. К экономическим проблемам добавляется чувство горечи от невыполнения едва ли не главного обещания старого нового президента — преодолеть политические разногласия, которые разделяют американское общество, изменить политический климат в Вашингтоне. Четыре года спустя межпартийное противостояние в американской политике достигло своего апогея. Уже в ближайшее время ожидается новый этап безжалостных финансово-бюджетных войн, где каждая из сторон будет руководствоваться принципом — «пленных не брать!»

Создается впечатление, что, несмотря на «миролюбивую» риторику начального периода своего президентства, Б. Обама чувствует себя абсолютно комфортно в условиях острого противостояния с республиканцами, научившись получать необходимые ему политические дивиденды и часто уклоняясь от прямого участия в межпартийных переговорах. По всем признакам в следующем четырехлетии он возьмет курс на продолжение или даже усиление конфронтации со своими политическими оппонентами, пытаясь избежать компромиссов по принципиальным для него вопросам. В частности, в пользу этого предположения свидетельствуют внесенные им кандидатуры на ряд ключевых должностей министерского уровня и заявление о нежелании даже начинать дебаты с республиканцами по вопросу увеличения лимита национального долга, который находится в центре дискуссии по проблематике бюджетного дефицита.

Вместе с тем, президент и его советники считают, что они смогут расколоть республиканское большинство в палате представителей конгресса и получить поддержку президентских законодательных инициатив со стороны «диссидентов». Планируется также чаще напрямую обращаться к американской общественности, создавая тем самым давление на конгресс, как это удалось сделать во время последних дебатов по преодолению «финансового обрыва» (45% американцев готовы переложить на республиканцев вину за возможный дефолт страны, на демократов — 33%). Последнее скорее было исключением: в предыдущей период Б. Обама и его команда, в целом, не были слишком искусными в сфере публичной коммуникации.

Вместе с тем, до последнего времени не было понятно, что же будет составлять приоритеты президента во время его второй каденции. Не дала на это ответы и президентская кампания, которая была слишком сосредоточенной на политическом уничтожении соперника и довольно бедной на свежие идеи. Определенную ясность внес послевыборный период, раскрывая некоторые события и реакцию на них Обамы и его ближайшего окружения, а также соответствующие источники в СМИ. Достоверно, что администрация Обамы сосредоточит свое внимание на следующих направлениях.

1. Урегулирование на своих условиях бюджетно-финансовых споров с республиканцами касательно размера государственного долга и сокращения бюджетного дефицита. Характер решения этих проблем не только непосредственно будет влиять на восстановление экономики США, но является также частью более широкой дискуссии относительно оптимального объема регулятивной деятельности государства. В этом контексте заслуживает внимания мысль, которую выражают американские эксперты: во время второй каденции при отсутствии необходимости обеспечивать себе переизбрание, Обама усилит свой дрейф влево от центра, ближе к позициям, которые разделяет традиционный электорат Демократической партии, ее так называемая база.

2. Реформа иммиграционного законодательства. В этом случае президент может рассчитывать на поддержку части республиканцев, обеспокоенных перспективой почти полной потери электората латиноамериканского происхождения. По подсчетам демографов, через несколько десятилетий нынешние меньшинства будут составлять большинство населения США, а значит и большинство избирателей. В сенате сейчас прорабатывается двухпартийный законопроект, который, очевидно, будет предусматривать возможность получения американского гражданства нелегальными мигрантами, новую систему привлечения иностранных малоквалифицированных рабочих вместе с ужесточением санкций против бизнесменов, которые нанимают нелегалов, увеличение количества виз для работников в сфере высоких технологий. Глубокая иммиграционная реформа, если президенту удастся добиться ее принятия конгрессом, может вместе с осуществленной реформой системы здравоохранения составить основу политического «наследия» Обамы.

3. Усиление контроля над продажей оружия. Выдвижение этой проблемы на передовую линию общественных дебатов в США повлекла трагическая гибель 20 первоклассников и их учителя от выстрелов психически больного молодого человека в конце прошлого года. На этот раз президент, который на протяжении предыдущих четырех лет пытался держаться в стороне от этого болезненного для Америки вопроса (право на владение оружием гарантирует конституция США), отреагировал на трагедию внесением ряда предложений, которые включают возобновление запрета на продажу штурмового оружия, ограничение емкости оружейных магазинов и усиление проверки личных данных покупателей оружия. Эти меры по большей части требуют принятия конгрессом, где позиции оружейного лобби являются традиционно крепкими среди законодателей обеих партий. В то же время, президент может рассчитывать на поддержку 56% американцев, которые одобряют его инициативы.

4. Климатические изменения. Учитывая неутешительный для президента баланс его попыток принять в конгрессе законопроекты, направленные на ограничение выбросов углерода в атмосферу, ожидается, что он и в дальнейшем сосредоточится на принятии мер в обход конгресса (во время первого срока — повышение соответствующих стандартов для автомобилей). На этот раз под прицелом Белого Дома будут электростанции, на которые приходится около 40% всех выбросов углерода в США. И на этот раз в интересах президента должны работать изменения в настроениях жителей США под воздействием катастрофических последствий шторма «Сэнди».

Чего ожидать от внешней политики Обамы? Она отсутствует среди приоритетов следующего этапа его президентства: судя по всему, Обама настроен оставить свой след в истории по большей части, а, по возможности, исключительно посредством реализации внутриполитической повестки дня. Тем более что ему удалось выполнить самую насущную задачу на международной арене — закончить военную операцию в Ираке и вывести на финишную прямую пребывание американских войск в Афганистане, вплотную приблизившись к завершению войн, которые превратились в фактор внутренней политики, отвлекающий огромные финансовые ресурсы и ставший причиной значительных потерь среди американских военнослужащих. Уничтожение Бин Ладена стало наглядным свидетельством успехов в антитеррористической борьбе, в которой США фактически создали новую боевую среду благодаря применению «дронов» и методов «кибервойны».

В целом, можно с высокой степенью вероятности допустить, что после воскресной инаугурации мы увидим продолжение предыдущей политики Обами с характерными для нее реактивностью и ослабленным или вообще отсутствующим стратегическим видением, предельным прагматизмом, попыткой максимально ограничить применение «жесткой силы». Сокращение объема имеющихся ресурсов в сфере безопасности и внешнеполитической сфере будет важным фактором, предопределяющим склонность Вашингтона к расширению использования методов многосторонней дипломатии.

Еще в позапрошлом году США объявили о смещении их внимания в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. К этому их побуждает насущная потребность найти модель поддержания эффективных отношений с Китаем, балансируя между сдерживанием китайских военных амбиций и развитием экономического сотрудничества, а также возросла заинтересованность деловых кругов США в динамических рынках региона. Здесь же находится Северная Корея с ее ядерными боеголовками и непредсказуемым руководством.

Впрочем, вряд ли международные реалии позволят США уделять меньше внимания проблематике Ближнего и Среднего Востока, Африки, где одновременно с различной интенсивностью разворачивается несколько кризисных ситуаций, а положение в Афганистане является очень далеким от стабильного. Особое место занимает ситуация вокруг ядерной программы Ирана. Ее шансы перерасти в следующие четыре года в полномасштабный, не исключено, «горячий» конфликт заметно возрасли в последнее время: это может оставить президенту Обаме крайне ограниченный выбор опций для реагирования.

Даже сжатый перечень внешнеполитических вызовов, поиском ответа на которые так или иначе должна заниматься команда Б. Обамы, объясняет, почему Европа, в целом, и наш регион в частности, оказалась в «театре» американской политики времен Обамы на «приставных стульях». По-видимому, и в следующий период далеко не всегда попытка трансатлантических партнеров координировать свои позиции будет материализоваться в общие подходы, а тем более — конкретные действия, хотя США, безусловно, будут обнаруживать готовность отдавать европейцам инициативу там, где они считают это целесообразным (например, как это было в Ливии). Наиболее перспективным направлением американо-европейского сотрудничества выглядят планы достижения договоренности в экономической сфере (возможно, в форме зоны свободной торговли), которые бы позволили снизить тарифы и предоставили импульс для увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций.

Подобную же прагматизацию, сделав ударение на торговле, развитии программ прямых обменов между гражданами двух стран, некоторые «мозговые центры» советуют осуществить Обаме в отношениях с Россией. Конечно, причины появления таких рекомендаций в данном случае иные: политика «перезагрузки» зашла в тупик. Это стало особенно заметным после того как, вернувшись в президентское кресло, В. Путин реализовал свою «перезагрузку перезагрузки», демонстративно прекратив функционирование в России ряда американских организаций и программ и подвинув США в списке русских партнеров. Двусторонние отношения вошли в глубокое «пике» после принятия конгрессом США «Закона Магнитского» и Думой — Закона о запрете усыновления русских детей гражданами США.

Для США «перезагрузка» теряет свое значение из-за изменения динамики ситуации в Афганистане, неоправданности расчетов на существенную помощь РФ в решении иранской проблемы, расхождения подходов относительно урегулирования конфликтов в Сирии и пакетов других вопросов мировой политики, включительно с безопасностной ситуацией в прилегающем к Украине регионе. Из-за усиления политических репрессий в России уменьшается поддержка политики «перезагрузки» в американском обществе. Что дальше? Ответ на этот вопрос будет зависеть от не в последнюю очередь готовности Вашингтона провести «работу над ошибками».

Украина. Мне неоднократно приходилось говорить и писать о возможной эволюции политики США относительно нашего государства. Как и раньше, я считаю, что эта политика существенно не изменится, оставаясь прагматичной и ориентированной на реализацию конкретных договоренностей, которые вписываются в систему американских интересов. По такому актуальному для Украины вопросу как евроинтеграция США и в дальнейшем тесно будут координировать свою политику с ЕС, исходя из ведущей роли Евросоюза в этом процессе. Кроме всего прочего это значит, что США также видят возможным наше продвижение вперед путем евроинтеграции только посредством проведения глубоких реформ, реального обеспечения властью соблюдения демократических стандартов и уважения к правам человека.

Олег ШАМШУР, экс-посол Украины в США, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ