Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Провинциальная Европа

6 ноября, 2012 - 11:46

Одновременная работа со многими задачами не является сильной стороной нынешнего поколения лидеров в Европе. Они справедливо определили одним из самых главных приоритетов кризис еврозоны — центральный вопрос, который определяет будущее Европейского Союза. Однако все другие важные вопросы, прежде всего вопрос общей внешней политики и политики безопасности, остались практически вне поля зрения. И именно здесь — а внешние связи Европы являются вопросом абсолютно жизненно важным для будущего всех граждан ЕС, ренационализация снова поднимает свою уродливую голову.

Сегодня мы можем уже видеть очертания постамериканского международного (бес)порядка — не только в том, что касается вновь созданных структур, но и в рисках, угрозах и конфликтах — все они усиливаются. Для Европы и для остального мира финансовый кризис оказался катализатором далеко идущих перемен.

В Восточной Азии, наиболее динамичном и доминирующем регионе мира с точки зрения будущего развития мировой экономики, обостряются противостояния между самыми мощными государствами — Китаем, Японией, Южной Кореей и Тайванем в вопросах определения границ, территориальных посягательств, престижа, и незавершенных исторических дел. Добавьте к этому многолетний кризис на Корейском полуострове и Тайванский конфликт, который может вспыхнуть снова в любое время.

Ведущие страны Восточной Азии работают практически без каких-либо многосторонних договоренностей, состояние дел можно сравнить с тем, что происходило в Европе в конце ХIХ в. Только военное и политическое присутствие Соединенных Штатов обеспечивает стабильность ситуации в регионе. Тем не менее, по крайней мере в среднесрочной перспективе, это присутствие в регионе может представлять существенную опасность возникновения глобального противостояния между Китаем и США. Кроме того, Россия, которая простирается до Восточной Азии, но из-за экономической и политической слабости всегда выступала в роли второстепенного игрока, непременно будет стремиться извлечь выгоду из ситуации, которая будет возникать.

Европа, однако, не будет играть никакой роли в этом регионе просто потому, что любая попытка сделать это может в значительной мере сказаться на зоне влияния и ресурсах. Однако, учитывая растущую экономическую зависимость Европы от Восточной Азии, это задевает ее интересы — такое несоответствие может вызывать значительный дискомфорт ЕС в среднесрочной перспективе.

То же самое касается, в разной мере, отношений Европы с Южной Азией, но здесь индийско-пакистанский конфликт, постамериканський Афганистан после 2014 г. и неуверенность в делах относительно Ирана и Персидского залива оказывают прямое влияние на безопасность ЕС. Это тот случай, когда дискомфорт на грани опасности.

Россия в рамках третьего президентского срока Владимира Путина сделала свой выбор. Под флагом «Евразийского Союза» и опираясь на ренационализированные газовый и нефтяной секторы в качестве кнута и пряника, Кремль хочет привязать как можно больше территорий бывшего Советского Союза к себе. Украина, стержень постсоветского порядка в Европе, находится в центре этой политики.

Между тем Путин стоит перед фундаментальным противоречием. Его политика Великой России требует экономической мощи, а значит, и успешной модернизации страны. Однако чтобы достичь этого, он должен поощрять проведение реформ, которые позволили бы сформировать крепкий средний класс. Тогда как этот средний класс, как уже можно увидеть в больших городах России, выступает против кумовской управляемой демократии Путина и сопровождающей ее повальной коррупции.

Дилемма Путина создает реальную проблему для ЕС и США, но это может также стать благоприятным поводом для воплощения собственных интересов, если они в конечном итоге договорятся о существенных долгосрочных обязательствах. Однако игнорирование этой проблемы ошибочно выдают за политическую линию по обе стороны Атлантики.

Это серьезная неосмотрительность, так как очевидно то, что внешняя политика России в очередной раз сделала провокационный и конфронтационный ход. Россия остается твердым сторонником президента Сирии Башара Асада и не уклоняется от конфликта с Турцией или от фактического скрепления союза с Ираном, чтобы защищать режим Асада.

Вместе с угрозой войны, которая нависла из-за иранской ядерной программы, неудачного мирного процесса между Израилем и Палестиной и радикальных политических перемен по всему Ближнему Востоку, конфликт в Сирии показал, что юго-восток Европы и в дальнейшем будет оставаться главной проблемой безопасности. Однако, несмотря на амбиции России в плане изменения ее окраин и несмотря на все меньшее участие США в ситуации на Ближнем Востоке, Европа вряд ли готова к действиям.

Очевидно, что отношения между Турцией и ЕС нуждаются в «перезагрузке». Иначе обе стороны только проигрывают от этого. Турция в настоящее время понимает ограниченность своих возможностей, тогда как ЕС считает, что не способен сделать многое в этом регионе без нее.

К югу от Европы через Средиземное море появляются новые угрозы на территориях Северной Африки и в Сахаре, в том числе угрозы возникновения государства Аль-Каиды в северной части Мали.

Если добавить к этой европейской картине глобального развития тот факт, что, независимо от результатов выборов в США, Америка теперь будет более стратегически сосредоточена на Восточной Азии (а в другом будет больше заботиться о своих интересах), почти все свидетельствует в пользу того, чтобы Европа осуществляла более надежную внешнюю политику и политику безопасности. К сожалению, сейчас все происходит с точностью до наоборот: тут также ренационализация заняла мысли простых граждан и влиятельных чиновников Европы.

В Берлине все чаще звучит вопрос: «Что это будет значить для Германии?» вместо «Что это будет значить для Европы?». То же самое происходит и в других столицах европейских государств. Однако ошибочные вопросы приводят к ошибочным ответам, поскольку безопасность Европы можно защищать только в общеевропейском контексте, а не на национальном уровне.

Вот почему пришло время для европейцев отказаться от своего провинциализма, пустить в действие единую внешнюю политику, достойную своего названия, и наконец начать правильно вкладывать в будущую безопасность. Европа должна расти и развивать способность защищать свои интересы, поскольку уже не за горами то время, когда другие будут менее способны и готовы это сделать для нас, чем они это могли раньше.

Проект Синдикат, специально для «Дня»

Йошка ФИШЕР — министр иностранных дел и вице-канцлер Германии 1998—2005 гг. В течение почти 20 лет был лидером немецкой Партии зеленых.

Йошка ФИШЕР
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ