Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путин наступает «фронтом»

Об инерции усиления вертикали власти
16 мая, 2011 - 20:42

Не успел Владимир Путин 6 мая высказать идею об образовании Общероссийского народного фронта (ОНФ), как процесс начал развиваться с бешеной скоростью. И это при российской бюрократии, которая может годами затягивать какие угодно действия.

Возглавив координационный совет созданного для него Фронта, премьер встретился в Сочи в санатории «Русь» с активом ОНФ. Обратим внимание — за неделю идея Фронта обрела актив. Как говорят, к новому политическому монстру готовы присоединиться более ста общественных организаций. Могло бы и больше, но пока сочли, что и этого достаточно для демонстрации всенародной и горячей поддержки.

На встрече в Сочи активисты утвердили проект декларации, который в течение недели будет вынесен на всенародное обсуждение. Присутствие на встрече первого заместителя руководителя кремлевской администрации Владислава Суркова должно было продемонстрировать единство мыслей и действий тандема. При этом присутствующий Сурков только этим и ограничился, никакого участия в разговорах и так называемых дискуссиях не принимал. При этом сам Путин заявил, что Дмитрий Медведев — за Фронт. «Он поддерживает то, что мы делаем», — сказал премьер, заметив, что с президентом все эти вопросы подробно обсуждались. Кроме того, подчеркнул премьер, Медведеву будет предоставлена возможность сделать свои замечания к проекту декларации. По некоторым данным, активисты ОНФ узнали о положительной реакции президента еще накануне, когда Путин угощал их ужином в одном из сочинских ресторанов и вел неформальные беседы.

Медведев, судя по всему, особой радости по поводу образования ОНФ не испытывает. Более того, во время посещения ВГТРК Россия-1 он не без колкостей сказал: «Я понимаю мотивы партии, которая хочет восстановить свое влияние в стране, создание такого альянса укладывается в рамки и объяснимо с точки зрения избирательных технологий». Глава государства при этом многозначительно заметил: «Я полагаю, что и другие политические структуры, блоки, партии будут стараться поучаствовать в избирательной кампании по полной программе». При этом президент явно обеспокоен доминированием настоящим и планируемым одной политической силы. Он заявил о необходимости создания «работоспособного парламента, который будет отражать предпочтения всех избирателей: «Не одной политической силы, а всех избирателей». Глава государства несколько раз возвращался к этой теме, подчеркивая, что «эта задача для всех политических партий — сделать так, чтобы их избиратели не оказались обделенными, а имели свое представительство в парламенте. Только в этом случае можно получить сбалансированную политическую систему». Тут проявляется явный диссонанс с тем, что говорит и планирует Путин.

Некоторое время назад по Москве ходили разговоры, что будет создана новая правая партия «под Медведева». Даже были кандидаты на пост главы этой организации. Большинство обозревателей сходилось во мнении, что предпочтение отдается главе администрации президента Сергею Нарышкину. И дело было фактически решенное, но в конце апреля все сразу затормозилось. Говорят, по личной просьбе Владимира Путина. Теперь понятно, почему. партия президента, если бы таковая возникла, сделала идею ОНФ совершенно бесполезной. Тогда это был первый звонок относительно того, что шансы Медведева пойти на второй президентский срок стремительно уменьшаются. Второй звонок прозвучал, когда президент пространно рассуждал о том, чем он будет заниматься после истечения своих полномочий. И вот третий звонок. Под Путина создается уже не партия, такая уже есть, а какое-то эфемерное образование под звонким названием «Фронт. Кстати, по нынешнему российскому избирательному законодательству такого рода объединения субъектом избирательного процесса быть не могут. Конечно, сделать необходимые изменения в законах при таком составе Государственной думы не такая уже и проблема, но, по большому счету, в этом нет особой необходимости. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сказал в московской «Независимой газете», что Путин, создавая ОНФ, сокращает Медведеву «публичное пространство для маневра». По данным источника газеты в руководстве КПРФ, ее лидер Геннадий Зюганов вообще сказал, что «Медведев проиграл».

Подтверждением того факта, что премьер перешел в наступление по всем линиям, служит анализ российского медиа-пространства. В первую очередь — столичного. В конце апреля Медведев неожиданно посетил редакцию телеканала «Дождь», который работает в интернете. Тогда же глава государства заявил, что телевизионные каналы должны быть в частных руках. Поскольку отдачи от финансирования государственных СМИ само государство не видит. При этом он также заметил, что государственные СМИ обслуживают «интересы одного-двух человек». Имел ли президент в виду тандем, неизвестно. Но сказано не случайно и для определенных ушей.

В этом смысле весьма показательна динамика изменений частоты упоминаний первых лиц в телеэфире. В первом квартале 2011 года частота упоминаний Дмитрия Медведева и Владимира Путина составила 66% против 33% соответственно. Начиная с апреля, что весьма показательно в свете разворачивающихся событий, разрыв начал сокращаться (56% у Медведева и 44% у Путина). На канале ВГТРК «Россия-1» в текущем месяце при почти равной упоминаемости первых лиц Медведев остался на первом месте. На Первом канале Владимиру Путину удалось перехватить первенство: премьера упоминали несколько чаще. Конечно, в большей степени на ситуацию повлияли начинающаяся думская кампания и новость о создании Общероссийского народного фронта.

По мнению Льва Гудкова, директора Аналитического центра Юрия Левады, «премьер, естественно, тянет на себя одеяло. Ведет популистскую политику, которая выражается в том числе в том, что активно присутствует на информполе... Он оттесняет Медведева либо готовит меры по ослаблению его популярности». «Ситуация, — уверен эксперт, — еще раз подтверждает, что Медведе- фигура более зависимая от премьера». Гудков отмечает, что у Медведева до сих пор нет своей команды: «Не заметна его деятельность по утверждению собственной роли и статуса как человека, отдельного от Путина».

Представляется, что фактор отсутствия полноценной избирательной команды является самым красноречивым свидетельством возвращения Путина. Времени на создание такой команды практически не осталось. Если она не появится в ближайшее время, в чем есть большие сомнения, то Медведев действительно решил уходить на преподавательскую работу. Возможен вариант того, что он останется на посту с весьма урезанными полномочиями, а усилившийся таким образом Путин продолжит свою деятельность на нынешнем посту. Видимо, окончательный вариант до конца не проработан.

Возникает вполне естественный вопрос: а зачем вообще все эти игрища с фронтами? Неужели мало всего имеющегося административного ресурса, чтобы обеспечить конституционное большинство партии «Единая Россия» в Государственной думе. Ведь сказал же Грызлов, что уменьшение количества мандатов партии не планируется. Так что воплощению этих планов партии в жизнь, казалось бы, ничто не мешает. Но есть одна проблема.

Несмотря на сделанное предложение возглавить список партии на выборах, ее лидер ничего не ответил. Ситуация не очень однозначная. После очевидных потерь, особенно в крупных городах, «Единой России» на местных выборах в марте возглавить партию чиновников, воспринимаемых народом как жуликов и взяточников, не так уж и безопасно. Может пострадать имидж национального лидера. Идея создания Фронта, видимо, призвана снизить негативный эффект от «номенклатурного» образа партии. Если этот проект окажется успешным, Путин может возглавить список, в состав которого могут быть включены фигуры, связанные в публичном пространстве с Фронтом. По словам премьера, создание ОНФ позволит беспартийным выдвигать свои кандидатуры на выборы в Госдуму.

Создание Общероссийского фронта в преддверие выборов, скорее всего, является и попыткой расширить потенциальную электоральную базу «Единой России», поддержка которой снижается. Перестройка самой «забронзовевшей» партии оказывается процессом гораздо более сложным и конфликтным, чем создание вокруг нее широкой общественной коалиции во главе с премьером.

ОНФ в его нынешнем виде выглядит имитационной структурой, призванной встроить политическую конкуренцию в рамки «партии власти». Весьма вероятно, что Путин будет использовать новый политический ресурс не только для получения максимального результата «Единой России» на парламентских выборах в декабре, но и для продвижения своей кандидатуры на пост президента в марте будущего года.

Создание Фронта «за Путина» неизбежно вызовет консолидацию противников власти и, возможно, появление Фронта «против Путина». Выжигание политического поля не предвещает спокойствия, наоборот, покой будет только сниться. Рост напряжения в обществе, не имеющего естественного выхода, может иметь непредсказуемые последствия. И чем сильнее закручиваются гайки, тем сильнее срывается резьба. События не только в арабских странах российских политиков ничему не научили. Инерция усиления вертикали власти может оказаться губительной.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ