200 лет назад, 25 марта 1807 года, Британский парламент принял Акт отмены работорговли, которым положил начало новой странице в истории Великобритании и новому порядку в Британской империи. Это было предложение Вильяма Вилберфорса — лидера парламентского движения за отмену рабства. Он потратил 20 лет, чтобы преодолеть сопротивление тогдашней власти Британии. Вилберфорс был яркой фигурой. Он родился в маленьком городке Халл в семье торговцев, а в 21 год стал депутатом — самым младшим за всю историю страны. 200 лет назад из Халла стартовал марш, участники которого были закованы в цепи. Они прошли несколько сотен километров, а потом эти цепи им снял в торжественной обстановке архиепископ Вест-Индии. По улицам Лондона прошла процессия во главе с архиепископами Кентерберийским и Йоркским, которые несли венок с цифрами 2704. Именно столько кораблей во времена торговли людьми было отправлено из Лондона за рабами.
Британских капитанов, которые были пойманы на том, что после вступления в действие этого закона продолжали продажу и перевозку рабов, штрафовали: 100 фунтов стерлингов за каждого раба, найденного на корабле. Тогда это была серьезная сумма, поэтому работорговцы, которые оказывались под прицелом военно-морских фрегатов, выбрасывали свой «груз» прямо за борт. Но и после 1807 года по меньшей мере 82 тысячи рабов было вывезено из Африки. Как говорит само название закона, Акт запрещал торговлю рабами, но не владение ими. Через 27 лет после этого закона будет другой, который инициирует освобождение рабов через объявление рабства незаконным. Но этот Акт, бесспорно, стал началом конца африканского рабства. Об этом говорит британская исследовательница Аарати Прасад в своей статье, опубликованной в апрельском номере британского журнала «Проспект».
В этом же выпуске «Проспекта» размещена еще одна статья, которую написал известный в мире историк рабства — профессор Джеймс Валвин из Йоркского университета, автор книги «Короткая история рабства». Свою статью он начал с вопроса о репарациях — компенсации потомкам тогдашних рабов. Он напомнил, что в 1833 году Британский парламент компенсировал рабовладельцам потерю их рабов суммой в размере 20 млн. фунтов стерлингов.
Требования компенсации потомкам рабов имеют длинную историю. Они начались в США, а наибольшую поддержку обрели в 2001 году на международной конференции против расизма, которую проводила ООН в Дурбане. Согласно комплексным подсчетам, сумма, которую бывшие владельцы рабов должны выплатить их потомкам, доходила до триллионов. «Дополнительную остроту дискуссии о репарациях предают доказательства того, что Британия получила значительные прибыли от Атлантической системы рабства», — пишет Джеймс Валвин.
Десятилетиями историческая дискуссия о работорговле кружила вокруг тезиса Эрика Вильямса об огромном вкладе, который дало рабство для роста промышленного могущества Британии. А также вокруг утверждения, что в начале ХIХ века система рабства больше не была в интересах Британии, поэтому отмена рабства была вовсе не моральным и бескорыстным актом.
Бесспорно, система рабства принесла процветание Британии задолго до того периода истории, который мы связываем с промышленной революцией, пишет профессор Валвин. Но и система пережила бум именно тогда, когда Британия обернулась против нее. Если бы те, кто занимался тем делом, — трейдеры, торговцы, плантаторы и финансисты — почувствовали, что работорговля переживает упадок, они бы оставили свои заботы. Джеймс Валвин убежден, что работорговля была запрещена именно тогда, когда была очень выгодным делом. За Актом отмены работорговли последовала агрессивная политика Королевского военно-морского флота, особенно в Атлантическом океане.
В 2007 году профессор Валвин увидел удивительную волну культурных и политических инициатив, которые сосредоточивают внимание общественности на теме работорговли и рабства. Если репарации должны быть, то они должны приблизить нас к более глубокому пониманию рабства — не как экзотической отдаленной проблемы, но как фактора возникновения современной Британии. «Если мы хотим вынести урок из недостатков прошлого, нам следует знать и понимать, что произошло. Репарации в виде исторического понимания будут важнее, чем в виде выделения нереальных и необъятных финансовых выплат», — подытоживает профессор.
Аарати Прасад одобряет то, что мы помним об Акте отмены работорговли, принятом 200 лет назад. При этом он напоминает, что, ускоряя смерть одной формы рабства, этот Акт породил другую. Освобождение рабов привело к острой нехватке рабочей силы на плантациях по всем Британским колониям — бывшие рабы демонстрировали нежелание работать на своих бывших хозяев. Была нужна новая рабочая сила — и она нашлась. В Азии. Между 1834 и 1917 гг. 2,5 млн. индийцев и тысячи китайцев были использованы для замены рабского труда в Вест-Индии, Южной Америке, Южной и Восточной Африке, на Фиджи и Сейшелах. Работники формально не были рабами, но были «связаны договором». По контракту они должны были работать на плантациях определенное количество лет, обычно пять, после чего могли оставаться и заниматься фермерством самостоятельно или возвращаться домой, получив при этом оплату.
Выглядит как цивилизованное решение острой экономической проблемы. На самом же деле все было не так, пишет Аарати Прасад и приводит записи жены капитана Свинтона, сделанные ею в 1859 году. 99% индийцев, которых перевозили из Калькутты в Тринидад, не знали ни места их назначения, ни цели, зачем их вывозят. Выходило, что они были просто похищены иммиграционными агентами. Их «вояж» мог продолжаться до 200 дней. Они не были закованы в кандалы, но условия их транспортировки были не лучше, чем те, в которых перевозили бывших рабов из Африки. Замкнутые на нижних палубах, они находились в антисанитарных условиях. В среднем не довозили до места назначения 17% рабочей силы — люди умирали от холеры, тифа, дизентерии, кори, венерических болезней, испорченных продуктов.
Привезенные работники были в основном мужского пола. За шесть лет экспорта рабочей силы из Индии было вывезено всего 205 женщин и 18845 мужчин. Контракты, которые нужно было подписывать, были непонятны неграмотным работникам. Работодатели часто вели себя со своими новыми работниками не лучше, чем с рабами. За незначительные провинности индийцы работали в цепях или их били. Кто-то кончал жизнь самоубийством. Кто-то пытался найти возможность вернуться домой. Иммиграция по «трудовому контракту» официально закончилась в 1917 г. главным образом благодаря усилиям Махатмы Ганди и Джорджа Курзона.
По данным ООН, в наше время ежегодно более 10 млн. людей из разных уголков мира ищут место работы в чужих краях. И почти каждый тридцать пятый житель планеты является мигрантом, который работает далеко от того места, где родился и жил или где живет его семья.
Какова ситуация с трудовой миграцией сегодня в нашей стране? В каких условиях живут и работают сегодня отправившиеся на заработки украинцы за границей? Существует ли сегодня работорговля? По данным государственной статистики, официально зарегистрированных трудовых мигрантов в 1996 г. было 12 тыс., в 1998 г. — 24 тыс., а в 2002 г. — 41 тыс. человек. В последующие годы численность украинских трудовых мигрантов непрестанно росла. Но реальное количество работников-мигрантов в сотни раз больше, чем дают любые статистические данные.
Дело в том, что государственная статистика фиксирует только официальных трудовых мигрантов — тех, кто, выезжая за границу, декларирует участие в трудовой деятельности как цель выезда и является легальным трудовым мигрантом в принимающих странах. Неофициальная легальная миграция — это когда наши соотечественники едут за границу с декларируемой целью туризма, посещения родственников и т. п., но потом трудоустраиваются и регистрируются в той или иной стране и становятся вполне легальными трудовыми мигрантами. При этом они не могут быть отслежены отечественной статистикой. Кроме того, существует успешная нелегальная миграция — это когда люди едут за границу и занимаются там незарегистрированными видами деятельности, разрешенными местным законодательством. К трудовым мигрантам относят и тех, кто выходит в море под иностранными флагами или руководит самолетами чужеземных авиалиний.
Отдельное место занимает миграция жертв преступных группировок. Речь идет о торговле людьми и других случаях пребывания граждан Украины в нечеловеческих условиях или их занятости противоправной деятельностью за границей не по собственной воле. Это современная работорговля, которая является очень прибыльным транснациональным криминальным бизнесом, прибыли которого уступают только торговле оружием и наркотиками. Работорговля издавна была и остается в руках организованной преступности. Торговля людьми, в частности детьми и женщинами, в современных ее формах в конце ХХ века беспрецедентно распространилась по всему миру. В нее втягиваются все новые и новые страны. Этой беды не избежала и Украина, которая стала как страной- донором, так и страной для транзита «живого товара».
Поскольку современная работорговля является теневым «бизнесом», трудно установить реальные размеры прибылей, которые она дает. Информационно-аналитический центр «Общественное пространство» сообщает, что они достигают 10 миллиардов долларов в год. По данным Международной организации миграции в Украине, с 1991 года от торговли людьми пострадали 100 тысяч наших соотечественников. 80% всех случаев торговли людьми — это трудовая эксплуатация. Каждый десятый гражданин Украины сталкивался со случаями торговли людьми в своем ближайшем окружении. За последние пять лет украинцы были проданы в 47 стран мира, больше всего в Турцию, Россию, Польшу, Италию, Чехию, Израиль.
Современная работорговля — это не только использование рабского труда. Ее разновидностью стала продажа женщин и детей на рынке сексуальных услуг. По большей части украинок продают в сексуальное рабство в Турцию, Ливию, Македонию, Германию и Россию. По данным ОБСЕ, после распада СССР в публичные дома Европы было продано около 10 миллионов жительниц СНГ. А теперь сравните эти цифры с торговлей африканскими или азиатскими рабами 200 или 100 лет назад.