Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ракеты против ненависти и лжи

Как «пропагандистская машина» Милошевича подверглась нападению НАТО
27 марта, 2018 - 09:56
"Единичные разрушенные здания в центре Белграда, которые специально оставили невосстановленными с 1999-го года, напоминают сербам и должны напоминать всем остальным, что бывает, когда какой-то авторитарный правитель хочет, несмотря на мнение мирового сообщества, строить «великую страну», промывая мозги людей пропагандой и совершая военную агрессию против других народов" / ФОТО РЕЙТЕР

24 марта исполнилось 19 лет с начала бомбардировки НАТО бывшей Югославии. Украинцы очень мало знают об обстоятельствах тех событий. Информация, которая у нас есть, часто оказывается неполной, нередко — искаженной, а иногда вообще отсутствует.

Одним из малоизвестных эпизодов является обстрел Радио и Телевидения Сербии в апреле 1999 года.

Эта атака не была ошибкой. В здание РТС в Белграде попали ракетой из-за того, что телерадиостанция была частью пропагандистской машины тогдашний югославской власти, оружием в войне, которую вел режим Слободана Милошевича.

 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИЛОШЕВИЧА

Союзная Республика Югославия (в которую тогда входили Сербия и Черногория) была атакована, потому что югославское руководство провалило мирные переговоры об урегулировании конфликта в Косово. Переговорный процесс, проходивший в феврале-марте 1999 года в Рамбуйе и Париже (Франция), был прекращен 19 марта. Стороны так и не смогли достичь договоренности — президент СРЮ Слободан Милошевич отказался подписать военные дополнения к договору об урегулировании кризиса. А тем временем число албанских беженцев из Косово продолжало расти.

Хавьер Солана, тогдашний Генеральный секретарь НАТО, выступил 24 марта 1999 г. в связи с началом военно-воздушной операции со специальным заявлением для прессы. Он, в частности, отметил: «В последние месяцы международное сообщество не жалеет усилий, чтобы достичь согласованного решения в Косово. Но это оказалось невозможным.

Четкая ответственность за воздушные удары лежит на президенте Милошевиче, который отказался прекратить свои насильственные действия в Косово и отказался вести честные и ответственные переговоры.

Пришло время принимать решение.

Разрешите мне еще раз подтвердить: НАТО не ведет войну против Югославии.

У нас нет никого конфликта с жителями Югославии, которые слишком долго были изолированы в Европе из-за политики своей власти.

Наши действия направлены против репрессивной политики югославского руководства.

Мы должны прекратить насилие и гуманитарную катастрофу, которая сейчас происходит в Косово. Мы имеем моральную обязанность сделать это».

78 ДНЕЙ И НОЧЕЙ

Военно-воздушная операция «Союзная сила» (Operation Allied Force) началась без получения формального согласия Совета Безопасности ООН и продолжалась 78 дней. За это время Североатлантический альянс совершил воздушные удары крылатыми ракетами и авиацией по сотням целей в Сербии и Черногории. Главным образом это были военные, промышленные и инфраструктурные объекты. По разным оценкам, за более чем полтора месяца бомбардировки погибли от 1200 до 2500 человек. Общий материальный ущерб оценивается в десятки миллиардов долларов.

Операция закончилась подписанием военно-технического договора в Куманово (Македония) 9 июня 1999 г. Через 3 дня началось выведение сил СРЮ из Косово.

Генеральный секретарь НАТО издал распоряжение об остановке бомбардировки 10 июня, и в 1.30 этого дня взорвалась последняя ракета.

10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1244, и 37 800 военнослужащих КФОР (Kosovo Force, KFOR) из 36 стран мира были направлены в Косово.

Международная миротворческая миссия в Косово продолжается до сих пор.

БОМБАРДИРОВКА «ПРОПАГАНДИСТСКОЙ МАШИНЫ»

Одним из значительных эпизодов операции «Союзная сила» была бомбардировка государственного Радио и телевидения Сербии. 23 апреля 1999 года крылатая ракета, выпущенная из самолета вооруженных сил НАТО, попала в здание РТС в Белграде. Из здания ведущей телерадиокомпании региона тогда осуществляли вещание три телевизионных канала и четыре радиостанции.

Атака произошло ночью, в 2 часа 6 минут, как раз, когда в эфире центрального канала транслировалось интервью Слободана Милошевича в записи. Два из четырех этажей здания РТС обвалились, главная аппаратная была разрушена. Всего в помещениях телерадиостанции тогда находились от 150 до 200 человек, которые работали в ночное смены или дежурили. В результате обстрела погибли шестнадцать сотрудников РТС — режиссеры, редакторы, программисты, операторы, охранники, визажист... Были и раненые, которых потом доставали из-под завалов разрушенного здания.

Представители НАТО и стран — членов Альянса убеждали: Радио и телевидение Сербии было объектом двойного назначения, вносившим важный вклад в пропагандистскую войну, которая велась югославской властью.

Газета Guardian в 1999 году, сразу после нападения, цитировала Тони Блэра, который настаивал на том, что бомбардировка телевизионных станций была полностью обоснованна, поскольку они были частью «аппарата диктатуры и власти Милошевича».

Издание приводит также цитату из заявления Клэр Шорт, секретаря по международному развитию Великобритании: «Это война, это серьезный конфликт, творится неописуемый ужас. Пропагандистская машина пролонгирует эту войну, и это — (здание РТС) является правомерной целью».

Адмирал Ян Гарнетт, начальник совместных операций министерства обороны, отметил, что «пропагандистская машина» Милошевича состоит из передатчиков и студий, из которых передается информация. Это делает их частью общей военной структуры. Оба элемента должны быть атакованы».

А пресс-секретарь НАТО Дэвид Уилби за две недели до нападения, по данным Guardian, назвал государственную телерадиостанцию Сербии «правомерной целью», потому что она «в течение многих лет наполняла эфир ненавистью и ложью».

КТО ВИНОВАТ?

Международные журналистские союзы и объединения телевизионных вещателей, прогнозируемо, крайне негативно восприняли весть из Белграда. Правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch, в свою очередь, раскритиковали Альянс за атаку на сербскую телерадиостанцию из-за гибели гражданских лиц. Впрочем, HRW в своем отчете относительно кризиса вокруг Косово, который размещен на официальном сайте организации https://www.hrw.org/reports/2000/nato/Natbm200-01.htm#P420_111626, вспоминает: параграф 7 инструкций Международного комитета Красного Креста от 1956 года, который приводит перечень целей, являющихся легитимными военными объектами, включает «установки телерадиовещания и телевизионных станций» (источник, на который ссылаются правозащитники, — ICRC, Commentary on the Additional Protocols,p. 632, para. 2002, note 3).

В 2001 году Европейский суд по правам человека объявил неприемлемой для рассмотрения по сути жалобу родственников нескольких погибших и раненных работников РТС против государств НАТО, принимавших участие в бомбардировке.

Другие международные судебные инстанции также не нашли оснований для возбуждения дел против стран — участников операции «Союзная сила». В июне 1999 г. Международный суд ООН отказал в удовлетворении просьбе СРЮ об открытии производства в отношении государств Альянса. В 2000-м прокурор Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии сообщил Совету Безопасности ООН о своем решении не проводить расследование по этому вопросу.

Однако в 2002 году (через два года после свержения режима Милошевича) уже сербский суд приговорил бывшего руководителя государственного радиотелевидения Сербии Драголюба Милановича на десять лет из-за того, что он не обеспечил безопасность своих сотрудников.

По данным Human Rights Watch, западные информационные организации, которые использовали мощности сербского телерадиоцентра для передачи материалов из Югославии, были предупреждены представителями НАТО, что главный офис РТС будет подвергнут нападению. Как только западные СМИ узнали о планах Альянса, власть Югославии также получила соответствующую информацию. Но, как установил суд, руководитель Радио и телевидения Сербии умышленно не выполнил распоряжение об эвакуации работников телерадиостанции, хотя знал, что здание РТС может стать мишенью для бомбардировки.

Драголюб Миланович вышел на свободу в августе 2012 года. Он активно участвует в общественно-политической жизни, выступает на телевидении — вспоминает старые времена. Пытался судиться с журналистами, которые пишут о том, что он «пожертвовал 16-ма сотрудниками РТС» в 1999-ом году. Но пока безуспешно — в начале уже этого, в 2018 году, Верховный кассационный суд Сербии решил, что такое оценочное суждение основывается на решении суда и не наносит вреда чести и репутации бывшего руководителя главной сербской телерадиостанции.

ИЗУЧЕННЫЕ И НЕИЗУЧЕННЫЕ УРОКИ

Что касается собственное Радио и телевидения Сербии, то оно... раскаялось. 23 мая 2011 года руководство РТС извинилось перед гражданами страны и жителями всего региона за то, что в 1990-х годах программы РТС содержали обиды, клевету и разжигали ненависть и вражду.

Медийщики признали, что это происходило с целью дискредитации политической оппозиции в Сербии и ее лидеров, а также как часть пропаганды тогдашнего недемократического режима. Руководители РТС констатировали, что программы телерадиокомпании в «девяностых» нанесли моральный ущерб чести и достоинству представителей политической оппозиции, критически настроенных журналистов, гуманистически ориентированной интеллигенции, национальных и религиозных меньшинств в Сербии, а также некоторым соседним народам и государствам.

У своей работе обновленная РТС обязалась быть независимой и реализовывать принципы верховенства права, социальной справедливости, гражданской демократии, защищать права человека и права меньшинств и преданность европейским принципам и ценностям.

В целом, сегодняшняя Сербия пытается вести себя по-европейски. В частности, решать все конфликты — включая устаревшие, прежде всего по урегулированию ситуации вокруг Косово — путем переговоров и договоренностей. Единичные разрушенные здания в центре Белграда, которые специально оставили невосстановленными с 1999-го года, напоминают сербам и должны напоминать всем остальным, что бывает, когда какой-то авторитарный правитель хочет, несмотря на мнение мирового сообщества, строить «великую страну», промывая мозги людей пропагандой и совершая военную агрессию против других народов.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ