Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Региональное лидерство Украины:

миф или реальный шанс?
2 октября, 2006 - 19:50

«…Украина открывает историю Европы третьего тысячелетия. Мы — уже не обочина Европы. Мы находимся в центре Европы».
(В. Ющенко. Из инаугурационной речи на Майдане Незалежности 23 января 2005 года).

Украина стала на путь независимого развития в условиях, когда ее формирование как национального государства проходит в контексте современных глобализационных процессов. Сегодня Украина должна завершить создание национального государства и одновременно принять участие в глобализационных процессах, чтобы не превратиться в «хутор вблизи Европы». Строительство украинского национального государства на современном этапе развития мировой цивилизации не может эффективно осуществляться вне рамок процесса интернационализации или глобализации. В то же время, следует отметить, что глобализация и национальное развитие являются скорее взаимодополняющими процессами, чем антагонистическими. В эпоху тотальной глобализации процесс интеграции реализуется независимо от того — желает этого то или иное государство или нет. Сторона, которая проявляет больше инициативы, в значительной степени определяет характер интеграционных процессов и правила игры на международной арене.

Тот путь создания государства, который западноевропейские демократии проходили в течение веков, наша страна должна пройти за несколько десятилетий. Особенностью геополитического пространства, в котором находится Украина, является то, что она находится на грани цивилизационного разлома между Европой и Азией, и соответственно является объектом борьбы евроцентристского (ЕС) и евразийского проектов (Россия). Сегодня украинские политики все чаще говорят о том, что Украина не должна быть ни прозападной, ни пророссийской, а должна быть сама собой — «проукраинской». Очевидно, под этим следует понимать то, что Украина, с одной стороны, не должна механически копировать западноевропейские стандарты демократического и экономического развития, а с другой — не идти в фарватере России. Украина должна идти своим самобытным путем синтеза европейского и собственного цивилизационного опыта.

Оранжевая революция стала событием европейского значения, которое показало появление в Украине гражданского общества и становление украинской политической нации. Как говорили сами европейцы, «в дни оранжевой революции в Киеве билось сердце Европы, а столица Европы перенеслась в столицу Украины». Украинский народ, который решительно заявил о своем праве отстоять свою волю, свободу и демократию, доказал, что он является европейским народом, а его страна является частью объединенной Европы.

С начала обретения независимости в Украине не стихают дискуссии в отношении приоритетов внешней политики нашего государства — с Россией или с Западом? Определенная часть украинских политиков левого и пророссийского направления пытается доказать, что Украине лучше интегрироваться в евразийское пространство и быть с Россией «навеки вместе», игнорируя стремление Москвы установить полный контроль над всеми сферами жизнедеятельности нашего государства. Как отмечает американский политолог З. Бжезинский, «если Украина хочет сохранить свою независимость, ей придется стать частью Центральной Европы, а не Евразии». Именно этот путь является наиболее перспективным и таким, который гарантирует Украине почетное место в семье европейских народов. Однако согласно многим прогнозам, возвращение Украины в свой «европейский дом» не произойдет еще в течение длительного времени (возможно, 10—15 лет), когда мы, очевидно, будем иметь статус только «соседей Евросоюза». Надеяться на то, что этот процесс очень ускорится, не следует, поскольку в основе евроинтеграционных процессов сегодня лежат прежде всего экономические расчеты и возможности, а не политические симпатии и предпочтения. В отличие от начала 90-х годов прошлого века, сегодня европейская политика стала более прагматичной, более реалистичной. Двери «европейского дома», к сожалению, пока что закрыты для Украины, и нам еще многое положено сделать, чтобы они перед нами открылись. В этой ситуации мы должны заняться упорядочиванием дел в собственной «украинской хате», чтобы впоследствии нас могли пригласить в «приличное европейское общество».

Не имея перспективы в ближайшие годы стать членами ЕС, Украина бесспорно станет объектом различных евразийских проектов. Кое-кто считает, что в случае нашего членства в НАТО, мы будем почти автоматически защищены от евразийского натиска. Но, на наш взгляд, нет стопроцентной гарантии, что именно так оно и будет. К таким мыслям подталкивает растущий прагматизм (на грани цинизма) в международных отношениях, особенно со стороны сверхдержав. По нашему мнению, ни членство Украины в Евросоюзе и НАТО, ни балансирование между Евразией и Западом не могут гарантировать поддержки статуса Украины как самодостаточного европейского государства, без его превращения во влиятельное региональное государство в Центрально-Восточной Европе путем наращивания экономической мощи и консолидации украинской нации. Украина должна усилить свой экономический потенциал и национальную сплоченность настолько, чтобы впоследствии подняться на уровень развития Франции и Германии. Только в этом кроется гарантия превращения Украины в большое независимое европейское государство. В сегодняшнем прагматическом мире уважают и ведут равноправный диалог только с сильными странами, а особенно с теми из них, которые определяют геополитическую ситуацию вокруг себя, то есть получают статус регионального лидера.

Геополитический статус государства определяется прежде всего его экономической состоятельностью, а не географическими размерами или политическими амбициями его лидеров.

Например, о каком статусе России как сверхдержавы можно сегодня говорить, если ее бюджет (расходная часть), по данным ЦРУ США, в 2,5 меньше бюджета Голландии (соответственно 125,6 и 303,7 млрд. дол.), которая по территории меньше России в 409 раз? По показателю использования высоких технологий в промышленности Россия отстает от Японии в 8 раз, от Германии — в 6 раз. По прогнозам ИМЭМО РАН, в 2015 г. соотношение долей в мировом ВВП будет таким: США — 18%, Китай — 16,5%, Западная Европа — 16%, Япония — 5,5%, Россия — 3%. Сегодня по объему ВВП Россия занимает 11-е место в мире. По размерами ВВП Россию опередили такие сравнительно небольшие страны, как Германия, Великобритания, Франция и Италия. В то время как советник президента России А. Илларионов считает, что Россия является «карликом в экономике» и по уровню постиндустриальных технологий отстала от развитых стран мира приблизительно на 25 — 30 лет, Украине опять предлагают объединение украинских и российских технологических комплексов, которое может только привести к консервации технологической отсталости и Украины, и России. Следовательно, современная Россия потеряла статус не только сверхдержавы, которым владел СССР, но и статус великого государства. Сегодня Россия — обыкновенное региональное государство Евразии. Однако Россия имеет все предпосылки вернуть себе статус сверхдержавы. Но когда это произойдет — трудно сказать.

Что Украина имеет для того, чтобы стать региональным государством? На постсоветском пространстве Украина занимает второе после России место по численности населения, экономическому и научно-техническому потенциалу. По размерам территории Украина — вторая в Европе страна опять таки после России. По уровню ВВП Украина занимает второе место в Центрально-Восточной Европе после Польши. Кроме того, в Украине, сравнительно с упомянутыми странами, более стабильная валюта, меньший уровень внешних долгов, меньший бюджетный дефицит. Наша страна входит в пятерку стран мира с наибольшим количеством дипломированных программистов. Украина все еще остается в пятерке стран, которые имеют новейшие технологии в авиакосмической сфере. При условии соответствующего инвестирования Украина имеет все возможности развивать самолетостроение и ракетостроение для запуска космических спутников. Судостроительные заводы Николаева и Херсона способны строить разнообразные суда, в том числе и танкеры, которые сегодня являются очень дефицитными. Украина владеет третью черноземов в мире.

По оценкам международных экспертов, Украина занимает первое место в Европе по коэффициенту транзитности. Этому содействует как выгодное географическое положение нашего государства в центре Европы, так и достаточно развитая система наземных и водных путей сообщения. Согласно некоторым подсчетам, до 2010 года транзитный товаропоток через Украину в страны Западной и Центральной Европы вырастет до $158 млрд. в год. Украина стабильно занимает 7—8-е место в мире по экспорту оружия. Следовательно, Украина имеет все предпосылки продемонстрировать высокий уровень общественно-политического и социально-экономического развития. Однако Украина имеет шанс получить статус регионального государства или регионального лидера при условии осуществления важных политических шагов и реализации масштабных транснациональных экономических проектов, то есть интернационализации украинской экономики. Исходя из политических и экономических потребностей, Украина должна стремиться к созданию многосторонней региональной системы международного сотрудничества. Сегодня Украина является членом около 60 региональных и мировых организаций. Особое значение для Украины как для потенциального регионального лидера имеет дальнейшая активизация участия в таких региональных образованиях, как инициируемое Киевом Сообщество демократического выбора (СДВ), ГУАМ, Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Сегодня, когда на Западе и Востоке Большой Европы (от Британских островов до Урала) оформились два социокультурных мира — Европейский Союз на англосакской и романо-германской основе и Евроазийское объединение под руководством России, на наш взгляд, существует реальная возможность создания «срединного» объединения в составе государств Центральной и Восточной Европы, которое могло бы стать субрегиональным компонентом Большой Европы.

Балто-Черноморско-Каспийское партнерство имеет все шансы стать основой такого объединения, географические рамки которого могли бы протягиваться от Словении и Чехии на Западе и до Украины на Востоке, от Швеции и Финляндии на Севере и до Турции на Юге. Участие Украины в Балто- Черноморском сотрудничестве открывает широкие перспективы политического и экономического сотрудничества, что, в частности, позволяет нашему государству играть важную роль соединительного звена между странами Балтики и Черноморского бассейна. Выгодное географическое положение Украины определяет место Украины в центре не только геоэкономических, но и геополитических связей между двумя регионами.

Особенно важной для Украины является необходимость поиска опоры прежде всего в усилении сотрудничества с соседними восточноевропейскими странами. Потребность координации действий восточноевропейских стран в рамках Балто-Черноморско-Каспийского партнерства в политической, военной, экономической и культурной сферах определяется рядом факторов, в частности тем, что эти страны имеют много общего в исторической судьбе, ментальности их народов, уровне экономического, научно-технического и культурного развития. Упомянутые страны территориально расположены компактно и имеют многолетний опыт сотрудничества. Главные усилия нашей страны сегодня должны быть направлены на то, чтобы превратить СДВ в мощную региональную организацию, содействовать наполнению ее деятельности реальным экономическим содержанием. В дальнейшем строительстве СДВ акцент должен быть сделан на усилении экономической составляющей в деятельности этой организации. В частности, довольно перспективным представляется проект восстановления «великого шелкового пути» по маршруту Стамбул — Самсун — Тбилиси — Ереван — Баку — Тегеран — Ашхабад — Бухара — Душанбе — Кашгар (Китай). На следующем саммите СДВ в Тбилиси было бы целесообразно рассмотреть перспективы и возможности реализации газотранзитного проекта Иран — Азербайджан —Грузия — Украина — Европа.

По нашему мнению, на сегодняшний день проект Балто-Черноморско-Каспийского партнерства является наиболее важным на пути обретения Украиной статуса регионального лидера. Взаимодействие восточноевропейских государств в рамках СДВ могло бы содействовать реализации следующих задач:

— нейтрализовать попытки России рассматривать посткоммунистические страны как сферу своих особых интересов и играть мессианскую роль в постсоветском пространстве;

— выработать общепринятые подходы, формы и методы постепенного объединения Восточной и Западной Европы на основе общеевропейских (и не только западноевропейских) демократических интеграционных норм, экономических и политико-социальных стандартов с учетом особенностей стран Восточной Европы;

— противостоять попытке законсервировать Восточную Европу в качестве традиционного сырьевого придатка или рынка сбыта продукции Западной Европы и России;

— содействовать восстановлению системы общеевропейской коллективной безопасности через интеграционный политико-экономический процесс путем усиления роли ОБСЕ и взаимодействия стран НАТО и военно-политических структур восточноевропейских стран;

— решать все спорные проблемы и возможные конфликты, которые могут возникать между странами СДВ, без вмешательства со стороны тех стран, которые не относятся к СДВ.

Активное участие восточноевропейских стран в рамках СДВ будет отвечать интересам всех европейских стран, поскольку это содействовало бы дальнейшему укреплению Европы в качестве мощного геополитического центра. С другой стороны, создание СДВ в известной степени отвечало бы и американской концепции укрепления «молодой Европы». Благодаря более тесному политическому и экономическому сотрудничеству в рамках СДВ восточноевропейские страны могли бы идентифицироваться как вполне самостоятельное, самодостаточное и органическое межгосударственное объединение с собственными интересами. Тем самым была бы ослаблена борьба между США и Россией за влияние в Восточной Европе, что содействовало бы укреплению европейской безопасности. Создание СДВ ни в коей мере не может затормозить процесс интеграции Восточной и Западной Европы, а только придать этому процессу более стабильный, организованный и гармоничный характер, а также сведет к минимуму попытки «растянуть» восточноевропейские страны между Западом и Россией.

Исходя из этого, Черноморско- Каспийский регион в течение ближайших лет может стать зоной широкого трансрегионального сотрудничества между Европой, Ближним Востоком и Азией, параллельно с созданием Сообщества демократического выбора в системе многосторонних отношений Украина должна активизировать свою деятельность в бассейне Черного моря в рамках ГУАМ и ОЧЭС, а также Черноморских Сил (Blackseafor). Главные усилия нашей страны сегодня должны быть направлены на то, чтобы преобразовать эти объединения в мощные региональные организации, содействовать наполнению их деятельности реальным экономическим содержанием путем формирования зоны свободной торговли, положить начало совместным транспортным и энергетическим проектам, созданию Евро-Азийского транспортного коридора, сотрудничеству в сфере добычи и транспортировки каспийской нефти на европейский рынок.

Руководствуясь необходимостью защиты своих национальных интересов и формирования в своем окружении системы международных отношений, которые базируются на европейских ценностях, Украина должна активизировать деятельность с целью последовательной и поэтапной реализации своего плана урегулирования приднестровского конфликта — «Урегулирование через демократизацию». Опираясь на поддержку украинского плана со стороны ОБСЕ, ЕС, НАТО и США, Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья, Украина должна стремиться к объединению действий дипломатических ведомств различных стран и международных организаций, привлеченных к процессу Приднестровского урегулирования, с возможностями институтов гражданского общества для повышения уровня демократических стандартов в Приднестровском регионе.

Что нужно делать Украине, чтобы быть региональным лидером? Первой задачей на пути обретения Украиной статуса регионального лидера должна быть консолидация украинской нации и ее объединение вокруг национальной идеи. Если экономическое развитие нашей страны проходит более или менее стабильно, то процесс формирования украинской политической нации является довольно сложным, противоречивым и длительным во времени. На наш взгляд, если идея формирования новой украинской нации не станет частью идеи возрождения всей Большой Европы, то ее жизнеспособность будет довольно уязвимой. Только консолидированная нация способна позиционировать себя в качестве влиятельного регионального государства.

Наибольшую проблему формирования украинской политической нации составляют определенные отличия в политическом, культурном и ментальном измерениях между Востоком и Западом Украины, что является объектом спекуляций пророссийских политических сил. Формирование коалиции национального единства в Верховной Раде должно создать предпосылки для взаимопонимания между ведущими политическими силами в Украине, которая будет содействовать преодолению разногласий между Западом и Востоком Украины в отношении ее будущего. Только твердая и последовательная политика национального возрождения сможет окончательно устранить мифологему о «цивилизационном разломе», который якобы разделяет ныне Украину. Как отметил в своем выступлении 30 октября на праздновании 750-летия Львова Президент В. Ющенко, «Украина станет на самом деле большой только тогда, когда преодолеет малейшие симптомы внутренних фобий, перестанет прислушиваться к навязанным мифам о схидняках и захидняках, а будет вместо этого говорить с единой национальной уверенностью». Социокультурные предпосылки для политических спекуляций о федеративном устройстве Украины должны быть устранены раз и навсегда. Необходимо разработать государственную программу дальнейшего укрепления политических, экономических и особенно культурных связей между Востоком и Западом Украины.

Поскольку сегодня именно внешнеполитическая ориентация является наибольшим контраверсионным моментом в отношениях между Востоком и Западом Украины, представляется, что именно сосредоточенность на проблеме «построения Европы в Украине» может стать той идеей, которая будет содействовать консолидации украинской общины от Львова до Луганска и от Чернигова до Севастополя и, соответственно, усилению позиций Украины на международной арене.

Украина не может претендовать на роль регионального лидера, оставаясь зависимой от российских энергоносителей. Оптимальным ответом Украины на вызовы России в энергетической сфере должно быть только продолжение последовательной работы по диверсификации источников и маршрутов поставки энергоносителей в Украину. Основными путями реализации этой цели может быть получение нефти и газа из Каспийского региона и Средней Азии (нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк после завершения его строительства и газотранзитный проект Иран — Азербайджан — Грузия — Украина — Европа). Поскольку интересы Украины и государств ЕС совпадают в вопросе диверсификации энергоносителей, Украина должна как можно эффективнее использовать это обстоятельство с целью активизации курса евроинтеграции, который должен наполниться конкретными совместными экономическими проектами, в частности в сфере энергетики.

Сегодня в Центрально-Восточной Европе выразительно позиционируют себя три региональных лидера — Украина, Польша и Румыния. По нашему убеждению, свою роль регионального лидера Украина может выполнять только в сотрудничестве с Польшей и Румынией, а не в конкуренции с ними. Центрально-Восточная Европа как субрегион Большой Европы может реализоваться только при условии тесного взаимодействия Киева, Варшавы и Бухареста. При этом ни Украина, ни Польша, ни Румыния не смогут играть роль региональных лидеров поодиночке, поскольку для этого не будет хватать отдельно взятых политических и экономических ресурсов этих стран. В то же время, действуя вместе, это геополитическое трио в обозримом будущем сможет играть ведущую роль в Центрально-Восточной Европе.

Алексей ВОЛОВИЧ, кандидат исторических наук, директор Одесского филиала НИСИ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ