Постоянный представитель Украины при Европейском Cоюзе Роман Шпек восемь лет находится в Брюсселе и пользуется репутацией прекрасного посла и патриота, неутомимо работающего над тем, чтобы защищать интересы своей страны в «сердце» европейского сообщества. «Он знает Евросоюз лучше, чем кто-либо в Украине. Он — реалист, поэтому знает, что может быть сделано и что нет». Именно так его характеризует Пирка Тапиола, главный советник Хавьера Соланы. Будучи гостем брюссельской студии Би-Би-Си, украинский посланник объяснил, что он пришел в серьезную экономику, получив степень магистра деловой администрации по внешнеэкономическим отношениям в Институте менеджмента, созданном Богданом Гаврилишиным. Когда Украина вступит в ЕС и что следует для этого сделать? Как влияют на шансы Украины на пути евроинтеграции споры на вершине власти между премьером и Президентом касательно вопросов внешней политики? Какое место может занять Украина в мировой системе распределения труда, не станет ли она всего лишь поставщиком живого товара? Обо все этом рассказывает представитель Украины в Европейском Содружестве. (www.bbc.ua)
— Существует такое мнение, что Китай и страны Индокитая в будущем будут мировыми производителями, Америка — мировым потребителем, а Европа — мировым музеем. По-вашему, в этой схеме какое место займет Украина. Или она так и останется поставщиком живого товара для Европы?
— Для того, чтобы Украина заняла свое место среди сильных государств, мы должны осуществить шаги, которые выведут Украину на уровень эффективной, действующей демократии, эффективной модели социального развития, и все это должно основываться на эффективной, конкурентоспособной экономике. Почему европейский выбор так важен? Потому что западная модель лучше, эффективнее моделей, которые существуют на Востоке от Украины. Западная модель — это не географическое движение, это движение к лучшему законодательству, к более эффективной экономике, к более справедливой судебной системе. Все это позволит нам развить качества, которые у нас есть. Это позволит нам не стать посетителем европейского музея, а развивать отношения с отдельными странами и находить свое место.
— Когда же все-таки Украина вступит в Европейский Союз? Потому что мы от Европы во многих отношениях находимся еще довольно далеко. Что нам прежде всего нужно сделать?
— Прежде всего нам нужно начать ощущать себя европейцами. Прежде всего человек строит себя, свое мировоззрение, свое отношение к обществу, к закону и порядку. Если мы будем чувствовать себя европейцами по духу, тогда нам будет легче сократить отставание в области экономики, потому что мы отстаем от Европы на десятки лет.
— Но конкретнее… Каковы самые большие препятствия вхождению Украины в ЕС?
— Развитие общества, конкурентоспособность экономики, энергоэффективность экономики. Для примера, в Украине для производства одной тонны стали используется всех видов энергии в 5 раз больше, чем в странах Европейского союза. Это влияет на уровень заработной платы, это влияет на уровень доходов местных органов власти, это влияет на социальный уровень самих рабочих. Производительность труда в Украине значительно ниже, чем в странах ЕС. Только эффективная экономика и сильное самодостаточное государство сможет быть в Евросоюзе. С европейским выбором мы берем на себя сознательный выбор, сможет ли наша страна в ЕС выдержать конкурентное давление со стороны более высокоразвитых экономик, когда мы будем с ними в одном экономическом пространстве.
— Россия не даст Украине вступить в Евросоюз — что нужно сделать, чтобы не допустить этого? Не кажется ли вам, что Европа и дальше больше зависит от российских энергоносителей и ради своего блага будет держать нас на расстоянии?
— Я бы сказал, что нужно больше полагаться на себя, чтобы мы были сильнее в экономическом плане, чтобы состояние развития общества и институтов давало право Украине проводить свою внешнеполитическую линию, которая должна соответствовать интересам народа Украины. Украина может быть сильнее России по использованию энергетических ресурсов. Украина не должна бояться кого-либо или чего-либо. И если Украина будет эффективной и последовательной в достижении своих целей, то Европейский Союз поддержит такие намерения Украины. Я не согласен с тем, что Россия может помешать Украине, главное, чтобы Украине не помешали сами украинцы.
— Представители украинской пищевой промышленности озабочены той конкуренцией, которая может появиться в результате евроинтеграции. Они боятся Евросоюза, например, это касается мясо-молочной промышленности…
— Здесь, прежде всего, проблема в эффективности. Украинский чернозем из Кировоградской области находится в Палате мер в Париже как эталон самой плодородной земли, и мы с такого чернозема собираем в два-три раза меньше, чем европейцы собирают на суглинках. О какой конкурентоспособности можно говорить, если эффективность нашей экономики настолько низка.
— Если сравнивать Украину с Румынией и Болгарией, многих интересует тот факт, что эти страны стали членами Евросоюза… Почему Румыния опередила Украину?
— Их приняли в Евросоюз, но я не сказал бы, что они стали членами ЕС в полной мере, они не соответствуют даже среднему уровню стран ЕС. После развала Советского Cоюза, руководители Европейского Cоюза в 1993 году приняли решение о постепенном расширении ЕС и привлечении к нему других стран. Тогда было принято политическое решение, что ЕС будет постепенно поглощать страны Центральной и Восточной Европы. Это политическое решение реализуется. Другого нет. Но то, как прошли изменения на территории Центрально-Восточной Европы, то, что увидели граждане ЕС, теперь уже «старых» стран, не позволяет говорить о дальнейшем расширении. Знаете, в Советском Cоюзе шел такой бразильский телесериал «Богатые тоже плачут». Сейчас мы можем это перенести на реалии сегодняшней политики — ЕС столкнулся с очень серьезными проблемами. Как политическая сила он функционирует не так хорошо, как рассчитывали раньше. Нет общей внешней политики. Монетарный союз не так быстро развивается…
— При таком «букете» проблем где же это все оставляет Украину? На днях должна состояться встреча представителей Украины и ЕС для переговоров по вопросу углубления основного соглашения. Вы — реалист. Будет ли такое углубленное соглашение и в чем будет его углубление?
— Мой реализм заключается в том, чтобы оно состоялось вообще, чтобы были учтены те предложения, к которым стремится Украина. Но уже есть определенные позитивные признаки — по результатам совещания на уровне послов, которое состоялось в четверг, можно говорить, что Евросоюз готов учитывать украинские пожелания и хочет продемонстрировать искренность по отношению к Украине.
— Насколько реально соглашение о зоне свободной торговли?
— Соглашение о зоне свободной торговли будет сердцевиной нового соглашения. Кроме того, там будут заложены положения, которые будут предусматривать постепенную интеграцию украинской экономики в те или иные европейские отрасли, которые будут определены как приоритетные. Участие Украины в энергетической политике, в энергоснабжении станет важной частью этого соглашения.
— Ваши коллеги в Брюсселе считают, что вы лучше всех в Украине знаете не только Евросоюз, но и ситуацию в украинской политике, имеете хорошие контакты. Но на верхушке власти в Украине уже продолжительное время неспокойно, и потому хотелось бы знать, как влияют на шансы Украины на пути евроинтеграции споры в верхушке власти, то, что часто называют перетягиванием политического каната между премьером и Президентом. Как это воспринимают в Брюсселе, как это влияет на шансы Украины?
— Если споры или перетягивание каната направлены на достижение прогресса, то это воспринимается однозначно положительно, но если это только выяснение отношений или полномочий, то имеет негативное влияние на развитие наших отношений. На сегодняшний день на заседаниях, запланированных на уровне директоров, министров иностранных дел, заседаниях Комитета по вопросам сотрудничества Украины с ЕС, которые будут проходить с 25 января по 6 февраля, участники с европейской стороны будут обращать внимание своих коллег на то, что они хотели бы иметь четкие представления о механизме принятия внешнеполитических решений Украины. Их не интересует распределение полномочий, но для них должна быть одна трактовка со стороны всех участников процесса этого механизма.
— Понимают ли в Брюсселе, кто в Украине сейчас первый хозяин, кто несет первую политическую ответственность и руководит основными вопросами страны?
— Не вполне понимают. Знают, как это расписано в Украине в соответствии с действующим законодательством, но практика принятия решений вызывает вопросы.
— Как влияет на отношения неопределенность с министром иностранных дел Украины, и кого видит гость на должности министра иностранных дел в будущем?
— Эта неопределенность влияет на международный авторитет, имидж Украины, но еще больше на это влияет неопределенность в механизмах принятия решений в области внешней политики, и я верю, что Президент Украины сможет воспользоваться своим правом относительно министра иностранных дел. Мы должны с сожалением наблюдать за этим процессом, но верить, что в рамках действующего законодательства решение Президентом будет принято. Те положения, которые записаны в Универсале и подписаны и Президентом и премьер-министром, дадут возможность принятия решений на высшем государственном уровне, и ситуация вокруг министерства и министра урегулируется, и Украина не будет разочаровывать своих пылких сторонников относительно дальнейшего сотрудничества.
— Считается, что коррупция также является одним из препятствий на пути евроинтеграции. Такое впечатление, что коррупция в массовом сознании стала таким обычным явлением, что там ее обсуждают чуть ли не в светских разговорах, как в Британии обсуждают погоду. Обсуждают, что сколько стоит, какие должности, называются безумные цифры, милицию называют прибыльным предприятием. Насколько вас все это тревожит?
— Я с вами не соглашусь, что коррупция — это проблема на пути интеграции. Коррупция — это проблема развития общества.
— Речь идет о претензии Евросоюза — и не только к Украине, но и к другим странам.
— Наверно, эта проблема будет оставаться до тех пор, пока будут претензии со стороны стран или политиков Евросоюза. Конечно, нужно, чтобы народ был нетерпим к коррупции, и законодательство и практика применения были более эффективными. Бесспорно, коррупция препятствует нашему развитию, развитию сотрудничества между Украиной и заграничными партнерами, и, главное, она наносит большой моральный вред гражданам Украины.
— Когда украинцы смогут ездить в Польшу, Чехию, Словакию — страны, которые граничат с Украиной — без разных виз, возможно ли это без вхождения в Евросоюз?
— Правительством Украины в прошлом году парафировано соглашение между Украиной и ЕС об упрощении визового режима. Я могу предположить, что в первой половине года, наверное в июне, можно будет подписать соглашение, которое после этого должно будет пройти еще ряд процедур. Я предполагаю, что к концу года сможет войти в силу это соглашение. Соглашение это даст возможность упразднить визы для определенной категории граждан, это безусловно дипломаты, и предоставить бесплатные визы широкому кругу граждан. Это в первую очередь близкие родственники граждан, законно проживающих на территории стран ЕС; ученики, студенты, сопровождающие их преподаватели; инвалиды, лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи; лица, которые едут на похороны родственников; спортсмены, журналисты, ученые, артисты, участники делегаций городов-побратимов, пенсионеры и т. д. Но, к сожалению, я не могу с полной ответственностью сказать, что не придется предоставлять данные о финансовом положении, потому что такие требования относятся не только к гражданам Украины, но и к гражданам других третьих стран. Что касается безвизового въезда, могу сказать, что политикой европейского соседства, участником которого является Украина, и соглашением об упрощенном визовом режиме заложена перспективная цель достижения безвизового режима между Украиной и ЕС. А это уже больше зависит от нас в Украине, когда уровень жизни, стандарты социальной защиты в Украине станут такими, что наши граждане будут с чувством собственного достоинства ехать в Европу — смотреть, учиться, заниматься бизнесом, а не только в поисках, как выжить или как пережить трудные времена, как это было в начале нашей независимости.