Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия и Франция 2012: «электоральное Бородино» 200 лет спустя

15 мая, 2012 - 12:04
РИСУНОК ИЗВЕСТНОГО ШВЕЙЦАРСКОГО КАРИКАТУРИСТА ПАТРИКА ШАПАТА / КАРИКАТУРА С САЙТА FR.YAHOO.COM

Волей исторической судьбы 2012 год, как и двести лет назад, стал знаковым для судьбы и будущего двух, без сомнения, великих исторических держав — Российского государства и Французской Республики.

6 мая отгремели последние избирательные выстрелы французского электорального Бородино, определившие победу на президентских выборах во Франции социалиста Франсуа Олланда. А на следующий день уже в Москве оружейные залпы сожженного теми же французами 200 лет назад Кремля возвестили о принятии президентской присяги новым-старым президентом России — Владимиром Путиным.

Без сомнения, эти два майских события определят будущее не только России и Франции, но и всей Европы, как и 200 лет назад. И, как мне кажется, уже сегодня можно сделать некоторые выводы и прогнозы.

Можно смело утверждать, что российский государственный корабль продолжит свой курс с той же достаточно опытной командой. Рокировка формулы российского тандема «Медведев — президент, Путин — премьер» на формулу «Путин — президент, Медведев — премьер» приведет к повышению эффективности государственной власти в России. Все и все стали на свои места. Президент Путин сконцентрируется на укреплении международного лидерства России и жесткой интеграции постсоветского пространства. Премьер Медведев — на реформировании, модернизации и инновационном обновлении российской экономики, прежде всего его военно-промышленного комплекса и высокотехнологических отраслей.

Россия продемонстрировала четкую и жесткую преемственность и последовательность. Возможно, иногда эта последовательная политика была на грани внешнего невосприятия демократических принципов. Но, кажется, и «новый» президент Владимир Путин, и «старый» президент Дмитрий Медведев не только сделали правильные исторические выводы из «демократических» процессов 1917 и 1999 годов, разваливших страну и втянувших ее в разруху и противостояние, но и сыграли блестящую тандемную партию.

Французский корабль ждет не только кардинальная смена курса и команды, но и смена правил управления кораблем.

Смена на президентском командном мостике жесткого, опытного и иногда циничного Саркози, который при всех своих недостатках умел достаточно быстро и четко принимать сложные и непопулярные решения, на человека, практически не имеющего опыта серьезного государственного управления, — плохая новость для французских инвесторов и бизнеса.

Новый президент Франции вынужден не только выполнять свои социальные обещания, но и на практике реализовывать свои социалистические взгляды и методы управления, показавшие свою несостоятельность и полное фиаско социалистических правительств в Европе в условиях экономического кризиса.

Боюсь, что сегодня известную формулу «лучшее — враг хорошего» Франция поменяла на новую — «обещанное лучшее завтра — враг хорошего, но надоевшего и неустойчивого настоящего».

Огромное количество внутренних проблем, прежде всего миграционных и экономических, для беднейших слоев населения, оказавших поддержку новому президенту Франции, будут требовать быстрой и эффективной реакции, на которую он вряд ли способен. Кроме того, они ожидают и быстрого результата, который в условиях общеевропейского кризиса просто невозможен.

Это плохая новость и для приверженцев сильного Европейского Союза, ведь Саркози вместе с канцлером ФРГ Меркель был одним из лидеров идеи сильной Европы.

Скорее всего, новый президент Франции не будет продолжать играть эту роль в силу своих личных качеств и своих взглядов на процессы европейской интеграции. И заочная перепалка между Франсуа Олландом и Ангелой Меркель еще в процессе первого тура избирательной компании — косвенное тому подтверждение.

Нужно учитывать, что и для России, и для Франции плавание будет продолжаться в условиях сильнейшего шторма, вызванного мировым экономическим кризисом и фундаментальными глобальными трансформациями, происходящими в мире. Это будет кардинально влиять на эффективность государственного управления и на его результаты. Можно уверенно прогнозировать, что устойчивость государственной системы, качество и скорость ее реакции на внутренние и внешние вызовы у Москвы и Парижа будет разная.

И последствия для России и Франции результатов избирательных битв 2012 года будут разными, но очень похожими на результаты 200-летней давности.

Таким образом, Россия избрала сильного, опытного и прагматичного лидера и перспективу усиления своей роли прежде всего в Европе даже при всех внутренних проблемах и противоречиях.

Франция проголосовала за социально ориентированного и без опыта государственного управления президента, перспективу накопления внутренних проблем, ослабление Франции, а соответственно, и Европейского Союза.

У России и Франции много общих исторических параллелей. В этом контексте их объединяют не столько похожие государственные символы, например государственный флаг, сколько исторический дух революционного бунтарства. Как правило, все красивые революционные помыслы и идеи о равенстве и социальной справедливости рождались здесь, но заканчивались трагическими событиями и колоссальными человеческими жертвами. И это нужно учитывать.

Историческое Бородино борьбы с внутренними и внешними вызовами на фоне перманентных мировых экономических кризисов и фундаментальных глобальных трансформаций продолжается. И кто лучше проведет это сражение, покажет время. Хотя полководцы на ближайшие сражения уже определены.

Александр ДОМБРОВСКИЙ, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Академии наук Украины
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ