Июнь будет тяжелым месяцем для российских судов. Шестнадцатого июня непокорный олигарх Михаил Ходорковский и его товарищ по оружию Платон Лебедев наконец-то предстали перед судьями Мещанского районного суда Москвы. Несомненно, это дело привлечет внимание российской и международной прессы. А за день до открытия судебного процесса над Ходорковским начались слушания по еще одному, не менее важному делу. Но оно касается не олигархов, вмешивающихся в политику, а группы художников и работников музея, чья профессиональная деятельность неожиданно превратилась в щекотливую политическую тему.
В январе 2003 года банда русских «православных» активистов устроила погром на выставке под названием «Осторожно! Религия» в Музее и общественном центре им. Сахарова. Организаторы выставки заявили, что хотели привлечь внимание к новой роли религиозных учреждений в российской жизни. Но православные фундаменталисты сочли произведения искусства богохульными и оскорбительными и разгромили выставку.
В декабре прошлого года двум сотрудникам Музея им. Сахарова и трем организаторам выставки были предъявлены обвинения в разжигании религиозной ненависти. Сейчас им грозит до пяти лет лишения свободы. Тем временем церковь провозгласила вандалов героями, и с них были сняты все обвинения.
У вандалов были влиятельные покровители. Все они были членами конгрегации Святого Николая в Пыжах, архиепископ которой Александр Шаргунов — известный радикальный фундаменталист. В 1997 году он основал движение под названием Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества». В 2001 году на веб-сайте комитета были помещены инструкции о том, как испортить «аморальные» рекламные щиты, забрызгав их краской. Последователи быстро испортили 150 рекламных щитов в Москве.
Группа знаменитых представителей интеллигенции, придерживающихся националистических взглядов, включая кинорежиссера Никиту Михалкова, художника Илью Глазунова и писателей Валентина Распутина и Василия Белова, выдвинули петицию, назвавшую выставку «новым этапом сознательного сатанизма». Они писали, что враги России стараются унизить бессильных «русских людей, их объекты поклонения и исторические ценности».
Кто именно были эти могущественные враги? Представители интеллигенции их не назвали, однако политическая партия «Память» не колеблясь призвала православных христиан в размещенном на ее веб-сайте обращении защитить «господа нашего Иисуса Христа» от «жидовских дегенератов».
Эти тревожные события в мире искусства происходят на фоне растущего национализма и религиозной агрессивности в России. Православная церковь приобрела за последние годы огромное политическое влияние, и мало кто из политиков осмеливается вызвать ее недовольство. Выставка в Музее им. Сахарова стала объектом критической кампании в средствах массовой информации, и этот вопрос практически тотчас же был поставлен на рассмотрение в Думе, где националистически настроенные депутаты старались превзойти друг друга в осуждении художников и похвалах в адрес вандалов.
В феврале 2003 года Дума приняла постановление, в котором говорилось, что целью выставки было разжигание религиозной ненависти и оскорбление верующих и православной церкви. Генеральному прокурору было поручено принять меры против организаторов — мера, одобренная 265-ю из 267-ми депутатов. В апреле 2003 года Дума проголосовала за ужесточение закона против разжигания религиозной ненависти, добавив до пяти лет тюремного заключения для нарушителей.
В декабре 2003 года директору Музея им. Сахарова Юрию Самодурову было предъявлено обвинение в действиях, «ведущих к разжиганию ненависти и вражды». Если он будет признан виновным, его могут приговорить к пяти годам лишения свободы. Но церковь не требует такого сурового наказания. В марте 2004 года отдел внешних связей Московской патриархии сделал заявление, удивившее всех. В нем утверждалось, что организаторы выставки в музее им. Сахарова совершили административный проступок, а не уголовное преступление. Разница заключается в том, что наказанием за административный проступок является штраф, а не тюремное заключение.
Такое смягчение позиции церкви, возможно, было результатом общественных протестов в либеральной российской прессе. И все же погром в Музее Сахарова вызвал цепную реакцию похожих нападок на современное искусство со стороны православных фундаменталистов, контролировать которых церковь не в состоянии.
Анна Алчук — художница, принимавшая участие в выставке в центре им. Сахарова, которой впоследствии были предъявлены обвинения, — сказала, что прочитала все 14 томов доказательств, собранных прокуратурой, и что 11 томов целиком состояли из писем от «трудящихся», возмущенных выставкой и требующих наказать художников. Почти никто из авторов писем выставки не видел — большинство подписали заранее заготовленные письма. «События вокруг выставки дискредитируют Русскую православную церковь так же, как фатва, приговорившая к смерти Салмана Рушди, дискредитировала ислам», — говорит вдова Андрея Сахарова Елена Боннер.
Результаты судебных слушаний сложно предсказать, но они дадут ответ на вопрос: утратили ли русские люди свободу художественного самовыражения, приобретенную ими после падения коммунизма? Разочарование «демократией в стиле Бориса Ельцина» заставило Владимира Путина заняться поиском идеологии, основанной на национализме и прославлении государства. Ее называют «управляемым плюрализмом». Как видно, Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» желает быть среди управляющих.