Давно известно, что в Европе много «полезных идиотов», которые практически во всем поддерживают Кремль. И статьи на эту тему все чаще публикуются в масс-медиа. В то же время благодаря независимым СМИ все больше становится известно о том, что так называемые друзья Путина разделяют его реваншистскую идеологию за деньги.
Одним из последних подтверждений этого стало получение французским правым «Национальным фронтом» (НФ), лидером которого является Марин Ле Пен, кредита в 9 млн евро от Первого чешско-российского банка. Об этом сообщает Agence France-Presse со ссылкой на казначея партии Валлерана Сен-Жюста. Фактически же речь идет о получении российских денег, поскольку штаб-квартира основанного в 1996 году банка находится в Москве. Согласно информации на сайте банка, 100 % его акций владеет российский бизнесмен Роман Попов.
Сен-Жюст подтвердил агентству информацию издания Mediapart о соглашении с банком, которое было заключено еще в сентябре. По его словам, «Национальный фронт» уже получил первую часть кредита в размере 2 млн евро. При этом казначей отметил, что партия уже давно ищет источник финансирования избирательных кампаний и регулярно получает категорические отказы со стороны банков Франции и других стран Европы.
«День» обратился к зарубежным экспертам с просьбой прокомментировать факт финансирования правой французской партии российским капиталом, и как на это должны смотреть в Европе.
«ИСТОРИЯ С РОССИЙСКИМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОЛЯРИЗУЕТ ПОЗИЦИИ СТОРОННИКОВ И ПРОТИВНИКОВ НФ»
Татьяна КАСТУЕВА-ЖАН, руководитель программы Russie/NEI.Visions во Французском институте международных отношений, Париж:
— Журналисты с начала года активно «копают» вопрос о наличии российских денег в финансировании НФ, который на сегодняшний день является одним из самых активных сторонников политики Владимира Путина во Франции. Ранее эта партия «дружила» с ЛДПР и Владимиром Жириновским, а сегодня Марин Ле Пэн принимают в России на высоком уровне, официально и открыто, Сергей Нарышкин и Дмитрий Рогозин. В ответ на обвинения журналистов, Марин Ле Пэн заявила, что была бы рада занять денег у французского банка, но все они ответили отказом, так что ей вынужденно пришлось обращаться за кредитом в США, Испанию и Россию. Такое получение финансирования само по себе не является незаконным, оно было бы незаконно, если речь идет о скрытом субсидировании иностранным государством или отмывании грязных денег. В этом плане партия Ле Пэн попадет отныне под пристальное наблюдение журналистов, общественности и органов власти. Они, в общем-то, уже попали под это внимание: например, всю прошлую неделю во французской газете «Монд» публиковали четыре большие статьи о каналах российского влияния во Франции. Партия Ле Пэн занимает в этом расследовании важное место. Схожие расследования ранее появлялись в «Либерасьон», «Нувель Обсерватер». И речь шла в этих расследованиях о российском финансировании, так что последние новости — это лишь подтверждение предположений. Скандала вокруг этой истории сегодня не произошло, новость не на первых полосах французских газет. Но, возможно, это история с отложенным эффектом, и она еще «выстрелит» во время ближайшей избирательной кампании. А вообще скандалов с финансированием политических партий во Франции всегда хватало, под обвинения попадали и Ширак, и Саркози. Последний якобы принял деньги от ливийского лидера Каддафи. Я считаю, что эта история с российским финансированием еще более поляризует позиции сторонников и противников ФН: сторонники будут защищаться, обвиняя французские банки, которые подтолкнули партию к такому шагу, в предвзятом отношении, а для противников — это будет основание для еще большей дискредитации и критики Ле Пэн. Но резкой смены отношения среди избирателей на противоположное или потери популярности партии или лидера ожидать вряд ли приходится.
«ЭТОТ КРЕДИТ ДИСКРЕДИТИРУЕТ И РОССИЮ, И «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ»
Андреас УМЛАНД, немецкий политолог, Берлин:
— Так как это не прямой перевод денег, а просто кредит, он может не подпадать под ограничения, которые, как правило, применимы к таким трансфертам. Это больше политическая, чем юридическая проблема. Насколько я знаю, эта косвенная поддержка является первым таким случаем, в котором задействованы политическая партия и Россия. Были слухи, что другие подобные партии, как в Венгрии «Йоббик» и «Атака» в Болгарии, также получили поддержку России. Однако до сих пор это не было подтверждено документально.
Должно ли на факт получения российских денег партией реагировать французское правительство? Хочу подчеркнуть, что это политический и моральный, а не правовой вопрос. Трудно сказать, должны ли такие кредиты быть ограничены, поскольку они не являются прямой поддержкой, при условии, что кредит возвращается.
— Французы гордятся, что они являются защитниками свободы. Более того, в девизе Французской Республики записано следующее: «Свобода, равенство, братство». Украина же борется за свободу, а «Народный фронт» поддерживает в этой агрессии Путина и к тому же получает российские деньги. Как это расценивать?
— Я согласен, что это позор. Но я вижу в этом кое-что положительное, потому что этот кредит дискредитирует и Россию, и «Национальный фронт». Россия теперь станет более неприемлемой для европейских левых партий, ищущих поддержки. Российские деньги для «Национального фронта» станут проблемой для этой партии внутри страны. С точки зрения информационной войны, такое развитие событий имеет множественное значение.