Оперативное, без проволочек, вступление в должность главы самого крупного российского региона — города Москвы — Сергея Собянина, на церемонии которого присутствовали первые лица государства, подтверждает высказываемую экспертами с самого момента отрешения Юрия Лужкова от должности мысль: дела в российской столице настолько запутаны, что к распутыванию надо приступать немедленно. Вопрос в другом: а как это сделать? Иными словами, какие приоритеты развития 12-миллионного гигантского мегаполиса выберет для себя его новый руководитель?
Надо сразу сказать, что ни сам выбор кандидатуры на вакантную должность мэра Москвы, ни ход его утверждения на заседании регионального парламента — Московской городской думы — особо не удивили. После «самобытного» Юрия Лужкова, способного львиную долю своей энергии и времени, необходимого для осуществления должностных полномочий, тратить, скажем, на организацию весьма сомнительных, с точки зрения международного права и практики межгосударственных отношений, кампаний в том же Крыму, выбор руководящего в России «тандема» пришелся на «человека команды», застегнутого «на все пуговицы» высокопоставленного федерального чиновника. Надо надеяться, что бывший руководитель президентской администрации при Путине, а впоследствии его же заместитель в правительстве, по крайней мере, вряд ли позволит себе сомнительные действия на международной арене.
Что касается утверждения его на должность, то в нынешней России, где любые структуры партии «Единая Россия» послушно берут «под козырек» при любой команде сверху, никаких сомнений в результатах голосования по кандидатуре Собянина в Мосгордуме просто и быть не могло. Так и получилось: все депутаты-единороссы дружно проголосовали «за». В полном соответствии со своими принципами и программными заявлениями поступили и представители главной оппозиционной партии — Коммунистической, которая в столичном парламенте вообще представляет единственный противовес «Единой России» (в Московской городской думе, напомним читателям, всего две фракции). Выступая, в принципе, против назначения глав субъектов Российской Федерации вместо избрания их всенародным голосованием, депутаты-коммунисты высказались против предложенной кандидатуры. Таким образом, голосование прошло абсолютно предсказуемо.
Сейчас, когда мэр Собянин приступил к осуществлению своих полномочий, всех, разумеется, волнуют приоритеты его будущей политики. А если говорить в более широком смысле — как будет использован громадный экономический, да и политико-административный потенциал российской столицы.
Важнейшей проблемой, которую обозначил сам Собянин уже в своем выступлении перед депутатами Мосгордумы в ходе процедуры его утверждения и которая в последнее время в буквальном смысле не сходит с уст политиков, политологов и дикторов Центрального телевидения, является коррупция. Действительно, и у москвичей, и у гостей столицы — стоит им пожить у нас хотя бы некоторое время — складывается устойчивое (и, надо сказать, небезосновательное) впечатление, что в Москве коррумпировано все и вся, — снизу доверху: любые милицейские и другие правоохранительные структуры, образование и здравоохранение, пожарная охрана и, наконец, чиновничий аппарат.
Все перечисленное действительно имеет место. Но вот ключевой вопрос: а разве Москва — это отдельное государство вне России? Да, уровень жизни и экономическое благополучие столицы, где сосредоточено до 80 процентов всех российских капиталов, резко контрастирует с возможностями подавляющего большинства регионов остальной России. Однако при всем при том Москва — неотъемлемая часть сегодняшней Российской Федерации, именно часть, а не только столица. В Москве действуют законы и нравы, утвердившиеся сегодня по всей России, и московские проблемы (в части коррумпирования чиновничества, например) — это одновременно и проблемы всей России. Просто у тех же московских коррупционеров возможностей побольше, чем где-либо еще в стране.
Отсюда следует вполне естественный вывод: бороться с теми же коррупционерами в пределах одной лишь Москвы, не затрагивая при этом сложившихся в рамках всей России порядков, — это просто бесполезное занятие. Более того: выгоняя под видом «борьбы с коррупцией» с «хлебных мест» чиновников, представляющих одну команду, при этом ничего не меняя в корне, новая власть будет просто расчищать те же самые «хлебные места» для новых потенциальных коррупционеров. Вряд ли москвичи ждут от новой власти такой борьбы с коррупцией!
На самом деле Москва способна сыграть ключевую роль не в показательной порке отдельных особо «засветившихся» чиновников, а в активизации по-настоящему модернизационных процессов, о чем давно говорят в России, да только пока мало что делают. Что же можно сделать на «московском полигоне» в плане модернизации? Кое-что можно уже сегодня — правда, при одном условии: если будут политическая воля и желание. Например, если огромный московский бюджет будет перестроен таким образом, что впервые за почти 20 лет будет направлен не на «латание дыр» в социальной сфере, а на ее перспективное развитие (особенно это касается науки и образования, где Москва по-прежнему удерживает самый мощный в России потенциал), то вот тогда в гигантском мегаполисе по-настоящему сложатся условия для модернизационного прорыва хотя бы на одном — для начала! — направлении.
За этим прорывом — в случае его действительного успеха — можно будет уже планировать и другие, причем впервые эти планы будут «подпираться» не пустыми словами и лозунгами, а реальными делами. Конечно, предполагается, что позитивный московский опыт будет распространен и на другие российские регионы (иначе в нем не будет никакого смысла), и это будет действительно реальное дело. А вот окажется ли все это по силам новому московскому мэру, или потенциал мегаполиса вновь будет использован исключительно для бесконечного незавершенного строительства и проедания нефтегазовых доходов, мы узнаем уже в ближайшее время.